Таджикистан: На фоне распространения многоженства растет количество разводов и отцов-одиночек
Фото © с веб-сайта Assalam.ru
Согласно предварительным данным исследования Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, в республике отмечено распространение многоженства. В настоящее время около 10% мужчин в стране имеют более одной жены. Как сообщил «Фергане.Ру» руководитель отдела социальных проблем данного Центра Фируз Саидов, «окончательные итоги исследования еще не обнародованы, но даже согласно предварительным результатам становится ясно, что большое количество мужчин в Таджикистане имеют по две, а то и три жены».
Напомним, что многоженство в Таджикистане запрещено законодательно и в случае если в суде этот факт будет доказан, мужчина вместо спального ложа в компании нескольких жен на пять-шесть лет окажется на тюремных нарах. И потому, как отмечает Фируз Саидов, «при опросе большинство женщин воздерживались от ответа на вопрос о том, какой по счету она является женой».
По словам эксперта, в ходе исследования обнаружился и такой парадоксальный факт: что на фоне роста многоженства в Таджикистане немало и таких случаев, когда мужчины «одиночки» воспитывают своих маленьких детей.
Некоторые местные эксперты считают, что основная причина роста многоженства в Таджикистане – в ухудшении экономического положения жителей, в особенности, женщин. Если в 90-х годах рост многоженства относили к последствиям гражданской войны в Таджикистане, когда погибло более 100 тысяч человек, преимущественно, молодых мужчин, то сейчас к этим факторам прибавилась и миграция. Ведь все больше молодых парней из Таджикистана, отправляясь на заработки в Россию, женятся там, не желая обзаводиться семьей у себя на родине. В результате большое количество девушек не может устроить личную жизнь и вынуждены становиться вторыми и третьими женами…
Фируз Саидов считает весьма острой и проблему, связанную с судьбами детей от вторых и третьих браков. Так как, в случае развода или смерти такого неофициального «супруга» жёны и дети от других браков не могут претендовать на наследство своего отца. Он уверен, что решение этой проблемы возможно через развитие механизма «брачного контракта», который постепенно входит в обиход в Таджикистане.
Между тем, таджикские историки установили, что понятие «брачный контракт» существовал в Таджикистане еще две тысячи лет назад. Как сообщила сотрудник Института истории Академии наук республики Наргис Ходжаева, в ходе своей научной работы она обнаружила в музеях Санкт-Петербурга документ, подтверждающий этот факт. По ее словам «брачный контракт» доисламских времен был обнаружен археологами на горе Муг в Зеравшанской долине Таджикистана еще в 1932 году, но «скорее всего, из-за идеологических соображений, власти тогда не захотели обнародовать этот факт». По словам историка, «найденный документ свидетельствует, что одна ее копия хранилась у представителя ответственного органа, составившего его, а второй вручался невесте. Изучение же ее текста свидетельствует о том, что этот контракт больше всего был направлен на защиту прав женщины».
Историк также сообщила, что в настоящее время эксперты изучают содержание древнего «брачного контракта» на предмет возможности использования его содержания при составлении современных брачных соглашений.
Между тем, представители духовенства в Таджикистане отмечают, что и положения религии Ислама предоставляют женщинам достаточно широкие права. А при заключении обряда никох (венчания) муллы объясняют молодоженам некоторые аспекты супружеских обязанностей. Поэтому представители ислама считают, что для заключения дополнительных «брачных контрактов» оснований нет. Тем не менее, в последнее время необходимость заключения «брачных контрактов» в таджикском обществе обсуждается широко.
По словам директора ЗАГС города Душанбе Барно Насимовой, за последние семь лет своей деятельности она стала свидетелем пяти случаев заключения «брачного контракта». Еженедельно только в таджикской столице заключается порядка 200 браков.
Она сообщила, что сотрудники ЗАГСа предлагают заключить «брачный контракт» практически всем молодоженам. Однако большинство пар эти предложения с упреком отвергают. По мнению Б.Насимовой, во многом такое негативное отношение к «брачным контрактам» происходит из-за «восточного менталитета» таджикских граждан.
Тем временем, таджикские власти обеспокоены также и ростом разводов. По данным Минюста, за последние пять лет количество разводов в стране выросло в два с лишним раза - с 2900 случаев в 2005 году до 5850 случаев в 2009 году. Не исключено, что инициатива президента Эмомали Рахмона поднять возрастной ценз до 18 лет для девушек, выходящих замуж, аргументирован желанием снизить рост разводов в таджикских семьях. Ранее девушки могли выходить замуж в 17, а в исключительных случаях и в 16 лет. Такое снижение возраста для девушек было принято в годы гражданской войны в Таджикистане, когда родители из соображений безопасности своих дочерей старались как можно скорее выдать их замуж.