Война на Юге Кыргызстана: Подарок Бакиеву, или Ош, остановись!
Вечером в субботу, 12 июня, в городах Ош, Узген, Карасуйском и Араванском районах Ошской области указом Временного правительства Кыргызстана был введен круглосуточный комендантский час.
Согласно официальному положению, в этом случае никому из гражданских лиц не позволено находиться вне своих жилищ - без особых документов, условий, распоряжений.
Эта вынужденная мера как нельзя лучше характеризует катастрофическую ситуацию, сложившуюся в южном Кыргызстане. Ситуацию, которую невозможно было себе представить еще неделю назад: «Никогда не выходите из дома, вас убьют».
К политическим баталиям и площадной демократии Киргизия привыкла давно – еще в пору правления первого президента Аскара Акаева.
Потом Киргизия приспособилась жить в условиях вечной бытовой неопределенности и тотального произвола властей.
Затем притерпелась и к мародерам, выползающим на свет в пору очередных «революций».
Но в ночь на 11 июня 2010 года в Киргизии начали убивать. Жестоко. Всех подряд.
Дерзкие, циничные преступники, назвавшись «узбеками», громили дома этнических киргизов, поджигали «киргизские» магазины, оскорбляли и избивали киргизских стариков и детей. Назвавшись «киргизами», те же самые головорезы громили «узбекские» кафе и базары, лавки и дома культуры, автомобили и частные жилища.
Жестокая провокация достигла своей цели: по улицам и махаллям пошла цепная реакция, око за око, кровь за кровь.
Такой сценарий – отнюдь не редкость, не гениальная находка, не открытие. Известный исстари, сегодня он знаком нам лучше всего из косовских и боснийских учебников.
Такая модель дестабилизации всегда лежит на поверхности там, где есть «места компактного проживания». Она попросту просилась в руки к хану, внезапно утратившему трон и изгнанному к чертям собачьим, но сохранившему в кошельках немалые деньги, а в родовом поместье - верных нукеров.
Спустя сутки после начала трагедии у меня не осталось никаких сомнений в том, что происходящее в Кыргызстане – не пресловутый «этнический конфликт», не «межобщинная война» (за воду, землю, рабочие места, политический вес, etc.).
Узбеки и киргизы, которые сегодня убивают друг друга на улицах Оша и Джалал-Абада, проливают кровь не за честь своей нации и не за высокие идеалы справедливости. Они – случайные жертвы, страдальцы и марионетки в руках циничного и жестокого хана, изгнанного с трона, загнанного в угол, решившего мстить.
Этот хан – бывший президент Киргизии Курманбек Салиевич Бакиев. Его кошелек – это его сын Максим. Верные нукеры – братья Жаныш, Ахмат, Каныбек... Слуги поменьше, хранящие верность, – бывшие чиновники, «повязанные» с ханом убийствами и наркоторговлей, рейдерством и пытками, всем своим коррумпированным прошлым, всей своей гнилой сутью.
Сегодня эти ребята, а имя им – чуть ли не легион, загнаны в угол, лишены прежней радости существования, объявлены в розыск в Интерпол, и им это очень не нравится.
Шансов на реванш у них нет никаких. Народ, жаждущий реальных перемен, никогда не примет Бакиева назад. И хан это понимает. Но – не принимает. В его парадигме царственного существования политика – гарантированное предательство, совесть – громоздкая ноша, а народ – беспросветное быдло.
Отношения между киргизами и узбеками в южных киргизских землях особой теплотой никогда не отличались. Обострились они и после 7 апреля – дня второй киргизской революции. И это стало для хана лучшим подарком. Без кавычек.
Ханские ублюдки, получив от него подачку и пару ничего не стоящих обещаний, ринулись грабить и убивать, насиловать и жечь. Дурное дело – не хитрое. Ош заполыхал как спичечный домик, вместе с окрестностями.
Сегодня, пока нет никакой помощи извне, бедный южный Кыргызстан, спровоцированный вчерашними «хозяевами» все глубже погружается в суровый беспредел ненависти и мщения.
Дорогой мой город Ош, в котором за последние годы я побывал шестнадцать раз.
Дорогие мои друзья-киргизы и друзья-узбеки.
Остановитесь.
Вы не виноваты.
Даниил Кислов, главный редактор ИА «Фергана.Ру», для которого Ош – вторая родина