Таджикистан: Матери солдата, погибшего в гражданскую войну, отказывают в единовременном пособии
Гражданка Таджикистана и Российской Федерации Рамзия Шавкатовна Давлатбаева (Сафина), мать погибшего в 1993 году в Таджикистане солдата Динара Сафина, подала в военный суд Душанбе исковое заявление. Она требует, чтобы ей было выплачено единовременное пособие 12800 сомони (чуть больше 2.9 тысячи долларов).
Рядовой Динар Сафин погиб, выполняя боевое задание и проявив стойкость и мужество, 1 августа 1993 года, защищая конституционный строй в районе Тавильдары, где шли бои. Тело Динара было доставлено в родной город Кайраккум 9 августа.
- Он был высоким, подтянутым, стройным парнем, - заливаясь слезами, вспоминает мать Динара, Рамзия Шавкатовна, которая живет в Кайраккуме на улице, названной именем ее сына. – Ему и двадцати лет не было. В июне 1993 года он демобилизовался и приехал домой. Мы очень обрадовались, что он вернулся живой, здоровый… Но уже через месяц Динар написал заявление, что хочет добровольно защищать конституционный строй. Его отправили в Тавильдару… Ни нас, ни Динара судьба не пощадила. Через неделю после его гибели мы предали его прах земле. Он ушел, оставив нам, родителям, только горе, печаль и скорбь…
Право на деньги есть. Денег – нет…
С тех пор прошло почти 17 лет. Однако до сих пор родители солдата не могут получить предусмотренные законодательством Таджикистана льготы и компенсации.
Все права на льготы и выплаты у Рамзии Шавкатовны есть. Как официально сообщил семье Сафиных комиссар Кайраккумского городского военного комиссариата, подполковник Музаффар Муминов, «согласно Постановлению Совета Министров Республики Таджикистан под №312 от 29 июня 1993 и № 332 от 18 июля 1996 года, все установленные права на льготы, государственные гарантии и компенсации для членов семей погибших ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, распространяются на Давлатбаеву (Сафину) Рамзию Шавкатовну как на мать погибшего при защите конституционного строя Республики Таджикистан военнослужащего Сафина Динара Назибаевича».
Юрист Худжандского филиала Общественного объединения «Центра по правам человека» Парвина Наврузова объяснила, что согласно пункта 2 статьи 16 Закона Республики Таджикистан «О статусе военнослужащих», в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы при исполнении ими обязанности военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо другого тяжелого заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу в добровольном порядке, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков – в размере 80 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
А согласно справке №276, выданной Согдийским областным военным комиссариатом 02.03.2010 года на основе Приказа министра обороны Таджикистана №269 от 17.07.2009, по состоянию на 1 марта 2010 года прапорщикам, сержантам и солдатам, несущим военною службу на добровольной основе, установлена функциональная заработная плата первой степени в размере 160 сомони (около 37 долларов).
- По закону, правительство должно выплатить мне единовременное пособие в размере 12800 сомони, - заявляет Рамзия Шавкатовна. - Ведь он добровольно пошел защищать Родину…
Мать Динара - Рамзия Шавкатовна
Защищая свое законное право, мать солдата уже несколько раз обращалась в Военный комиссариат Согдийской области, а также в Управление финансов и бюджета Министерства Обороны Таджикистана, за выплатой единовременного пособия. Однако военные ведомства ей отказали.
- В Управлении финансов и бюджета Минобороны обосновывали свой отказ рапортом подполковника Р.Джумаева, в котором он сообщал руководству, что факт службы солдата Динара Сафина в воинской части 080110 не подтверждается, - говорит Рамзия Шавкатовна. – Более того, они обосновывают свой отказ, опираясь на Положение о денежном обеспечении военнослужащих, которое утверждено приказом министра обороны РТ под №139 от 10.05.2006 года. Согласно этому Положению, единовременная компенсация выплачивается родным погибшего военнослужащего в течение трех лет с момента его смерти. Но мы не могли подать такое заявление в воинскую часть, где служил Динар, - это были 1993 – 1996 годы, шла война…
Получив отказ от Министерства обороны, Рамзия Шавкатовна обратилась в Худжандский филиал «Центра по правам человека». Правозащитники письменно обратились в Управление финансов и бюджета Минобороны с просьбой предоставить им копию Приказа министра обороны РТ под №139 от 10 мая 2006 года, а также копию Положения о денежном (материальном) обеспечении военнослужащих.
Военные финансисты ничего не предоставили, мотивировали свой отказ тем, что требуемые документы предназначены для служебного и рабочего пользования. Одновременно был подтвержден отказ в выплате единовременного пособия.
Однако в ответном письме из Управления финансов и бюджета были приведены две статьи Положения о денежном обеспечении военнослужащих, в которых, - в частности, в статье 66, говорится: «При смерти (гибели) военнослужащего, а также смерти (гибели) членов его семьи, находящихся на его иждивении, выплачивается пособие на погребение в размере ритуального пособия, установленного законодательством РТ.
В случае смерти военнослужащего не полученные им оклады денежного содержания, другие виды денежного довольствия за месяц, в котором военнослужащий умер (погиб), выплачиваются его законным наследникам. Наследникам также выплачивается денежное довольствие единовременного характера, право на которое возникло при жизни военнослужащего.
В случае гибели военнослужащего либо его члена его семьи, которые находились в его иждивении, компенсация для выполнения погребения выплачивается согласно Законом РТ «О статусе военнослужащих». В случае смерти военнослужащего недополученная им заработная плата, иные одномесячные денежные средства выплачиваются их законным правопреемникам (наследникам). Им и выплачивается денежное единовременное пособие. Такое право военнослужащие приобретают еще при жизни».
По словам юриста Парвины Наврузовой, согласно статье 67 данного «Положения о денежном довольствии военнослужащих», пособие выплачивается законным наследникам в том случае, если они обратились за такой помощью в течение трех лет со дня гибели военнослужащего. В статье 11 Закона РТ « О статусе военнослужащих» говорится, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих плюс надбавок за стаж службы. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется министром обороны РТ.
.
- Следовательно, статьи 66 и 67 «Положения о денежном довольствии военнослужащих» предусматривают выплату тех довольствий, которые военнослужащие не успели получить при жизни, их наследникам, и эти выплаты наследники могут потребовать в течение трех лет со дня гибели военнослужащего, - констатирует Парвина Наврузова. - Выплата единовременного пособия членам семей погибших военнослужащих, согласно статье 16 закона «О статусе военнослужащих», является обязательной. Однако порядок и срок выплаты единовременных пособий не предусмотрен никакими нормативно-правовыми актами страны. «Положение о денежном довольствии» предусматривает только порядок выплаты денежных довольствий военнослужащих, но не единовременного пособия.
- Более того, - продолжает юрист и правозащитник П.Наврузова, - согласно статье 6 Закона Таджикистана «О нормативно-правовых актах», все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и тем нормативно-правовым актам, которые имеют над ними правовой приоритет. В таком случае Закон РТ «О статусе военнослужащих» имеет законный приоритет над «Положением о денежном довольствии военнослужащих», которое были принято Указом Министра обороны Таджикистана под №139 от 10.05.2006.
«Был бы жив наш Динар, мы бы не скитались в поисках денег…»
- Как видите, закон в моей стороне, и по закону «О статусе военнослужащих» я имею право на получение единовременного пособия, - говорит Рамзия Шавкатовна Сафина (Давлатбаева). - Более того, Управление финансов и бюджета Министерства обороны, которое выступает в суде в качестве ответчика, предвзято трактует нормы «Положения о денежном обеспечении». Я считаю, Минобороны нарушает мои законные права. Я как мать, потерявшая сына в ходе боевых действий в Таджикистане, подала в суд на Управление финансов и бюджета Минобороны и на военную часть 08001, дислоцированную в Тавильдаринском районе. Я прошу суд в солидарном порядке взыскать со счетов этих военных учреждений единовременное пособие в размере 80 минимальных зарплат.
- Более того, я намерена подать другое исковое заявление в суд о рассмотрении законности размера получаемой мною пенсии. Ведь она всего составляет 168 сомони (38 долларов), а по закону я могу получать пенсию наравне с участниками ВОВ и членами их семей. Ни один из них не получает не ниже 400 сомони (90 долларов). У нас с мужем нет других доходов, кроме пенсий, а здоровье у меня неважное, и большая часть денег уходит на лекарства…
- Мы не имеем претензий к сотрудникам исполнительного органа государственной власти города Кайраккума, - говорят Рамзия и Назибай Сафины. – Они всегда оказывают нам посильную помощь. По решению хукумата (администрации) города в 2006 году улица, где наш Динар провел свои без малого двадцать лет, была названа его именем. Но ничто – ни деньги, ни посмертная слава нашего сына, - не могут утешить нас, Динар был единственным сыном, и мы полностью на него рассчитывали, думали, он будет нам опорой в старости. Но за все это время ни его одноклассники, ни его сослуживцы ни разу не пришли нас повидать. Может быть, не хотели тревожить наши раны…
Отец Динара – Назибай Сафин – возле своего дома на улице, названной именем его сына
- Никто не сможет заменить нам сына, - Рамзия Шавкатовна, вспоминая Динара, начинает рыдать. - Не было бы проклятой войны, не погиб бы и наш Динар. И не скитались бы мы сейчас, выбивая себе эти деньги…
Тилав Расул-заде