В Узбекистане растут цены на бензин и на автомобили
С 1 января 2010 года в Узбекистане вновь подорожал бензин. В соответствии с постановлением президента Узбекистана от 22 декабря 2009 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год» стоимость литра бензина, дизельного топлива и килограмма газа для транспортных средств возросла на 25 сумов ($ 0,012).
Так, бензин АИ-95 поднялся в цене с 1.275 до 1.300 сумов ($ 0,65) за литр, АИ-91 – с 1.150 до 1.175 сумов ($ 0,58), АИ-80 – с 1.040 до 1.065 сумов ($ 0,53). В то же время стоимость импортного бензина «Super euro»-98, продающегося только на заправках UzGazOil, иностранного дочернего предприятия (ИДТ) компании Zeromax, осталась на прежнем уровне – 2.000 сумов ($ 0,99) за литр. Новые цены на горючее являются едиными для всех регионов Узбекистана.
Любопытно, что цены были повышены не по традиционной причине «подорожания горюче-смазочных материалов», хотя стоимость нефти в 2009 году действительно сильно выросла (31 декабря нефтяные цены остановились на отметке около 79 долларов за баррель; суммарный рост цен на нефть в 2009 году составил 78 процентов. Но в Узбекистане цены на бензин и ГСМ не были снижены после падения цен на нефть в 2008 году, так что есть возможность не повышать их, по меньшей мере, до тех пор, пока стоимость нефти не превысит пиковый показатель июля 2008 года), а увеличением ставки налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств: со 120 до 145 сумов за литр или килограмм.
Фото «Фергана.Ру»
До этого в последний раз цены на бензин и ГСМ повышались ровно год назад - 1 января 2009 года. Подорожание тогда составило 20 сумов, и также было вызвано не ростом стоимости нефти на мировых рынках (которая как раз обрушилась), а увеличением налога на потребление. А до этого повышение цен на бензин произошло 15 сентября 2008 года: увеличение это было довольно ощутимым: от 14 до 22 процентов (литр AИ-80 подорожал на 185 сумов, АИ-91 – на 205 сумов; на заправках UzGazOil цена бензина «Premium Euro»-95 повысилась с 2.050 до 2.100 сумов за литр, а «Super Euro»-98 с 2.150 до 2.200 сумов (впоследствии стоимость импортного бензина c октановым числом 95 и 98 снизилась до 1.275 и 2.000; правда, первый из них был уже не «Premium Euro»-95, а стандартный AИ-95). В общей сложности в 2008 году бензин подорожал на 46 процентов в сумовом исчислении или 30 процентов – в долларовом, тогда как стоимость нефти снизилась в три раза.
Установленное повышение стоимости узбекского бензина в сентябре 2008 года почти совпало по времени с резким падением мировых цен на нефть в октябре того же года. Стартовав со 100 долларов за баррель в начале 2008 года, к середине лета цены на нефть достигли исторического пика (11 июля цена нефти сорта WTI (Light Sweet) превысила $147 за баррель), затем последовало резкое снижение цены и к 9 сентября она вернулась к исходным 100 долларам за баррель, а в октябре в результате глобального экономического кризиса вообще обрушилась ниже 67 долларов. В декабре цена нефти достигла критического минимума – немногим больше 30 долларов за баррель.
Естественно, стоимость бензина и других видов топлива в большинстве стран тогда была скорректирована в сторону снижения. Но только не в Узбекистане. Несмотря на то, что в течение всего 2009 года нефть стоила намного дешевле, чем в 2008 году, стоимость бензина и ГСМ в Узбекистане оставалась не просто на уровне, сложившемся в период высоких цен на нефть, но даже еще выше: согласно постановлению президента Каримова от 29 декабря 2008 года о повышении ставки налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (со 100 до 120 сумов). Словом, растут цены на нефть или падают, но бензин в Узбекистане все равно дорожает…
Другим новогодним сюрпризом от президента стало то, что с 1 января в соответствии с тем же постановлением «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год» розничная торговля новыми импортными автомобилями будет осуществляться исключительно юридическими лицами - официальными дилерами предприятий-производителей. То есть, частники лишаются права заниматься выгодной торговлей импортными автомашинами. До каких-либо объяснений или обоснований подобного запрета глава государства, естественно, не снизошел.
Отметим, что объем рынка иностранных автомобилей в Узбекистане разными экспертами оценивается от 3 до 8 тысяч машин в год. Высокие таможенные пошлины и прочие платежи, введенные правительством Узбекистана, не позволяют увеличивать объем продаж иностранных авто. Примерно 70 процентов этих автомобилей продавали физические лица, которые, работая по лицензии, сами их привозили и реализовывали. Проблем с конвертацией они не испытывали, поскольку продавали машины за валюту. Теперь на рынке импортных авто останутся только юридические лица - вроде компании «Восток-Лада», официального дилера «Автоваза». Не секрет, что они испытывают сложности с конвертацией; конвертацию им так и не открыли, зато устранили конкурентов, так что теперь они смогут формировать цены без оглядки на частных предпринимателей. И понятно, что эти цены эти ниже не будут.
Можно предположить, что отныне в Узбекистане импортных автомобилей будет продаваться на порядок меньше (в том числе российских: частники продавали больше, чем официальные дилеры). Многие автомобильные компании совсем потеряют узбекский рынок – открывать представительство ради сбыта небольших партий авто не представляется выгодным. Впрочем, потери невелики – общий объем продающихся машин и без того был невелик. Что касается самих узбекистанцев, то в этой ситуации они в очередной раз лишаются права выбора.
Между тем независимый сайт Uzmetronom, ссылаясь на неофициальные источники, сообщает, что акционерная компания «Узавтосаноат» не позднее 8 января 2010 года намерена рассмотреть вопрос о повышении цен на ряд самых востребованных моделей автомобилей производства GM-Uzbekistan, предположительно на 12 процентов. Вероятнее всего, цены будут повышены либо с 15 января, либо с 1 февраля этого года, а само повышение коснется наиболее доступных для граждан автомобилей «Matiz», «Nexia» и «Damas», поскольку дорогие модели, выпущенные в Узбекистане, широким спросом не пользуются. Uzmetronom связывает возможное удорожание узбекских автомобилей с острой потребностью правительства пополнить казну республики за счет населения, считая повышение цен своеобразным дополнительным налогом, хоть и выраженным в иной форме. Сайт отмечает, что, по оценке специалистов, в Узбекистане уже сегодня потребитель узбекских автомашин вынужден платить за них на 12-15 процентов больше, чем зарубежный покупатель.
Омар Шарифов