Узбекистан: Вести с полей
Фото © «Фергана.Ру», октябрь 2009 года, окрестности Нукуса
Больше года по сфабрикованному обвинению находится в тюрьме журналист Солиджон Абдурахманов, автор многочисленных публикаций о проблемах Приаралья, одна из которых – выращивание хлопчатника в экстремальной северной зоне.
В середине октября 2009 года в Республике Каракалпакстан, находящейся на северо-западе Узбекистана, температура воздуха колеблется от +3 градусов ночью до +25 днем. На севере уже замечен иней. Малорослый хлопчатник не радует белым кипеньем, зато очень много недозрелых коробочек – курака. Под воздействием разных температур он трескается, не оставляя сборщикам шансов быстрее уйти с полей. А самые покорные из них – дети. Они наряду с работниками бюджетных организаций и сельчанами ежедневно собирают невесомые коробочки весом в два-три грамма. Чтобы накидать в фартук килограмм "белого золота", им приходится в полусогнутом состоянии делать не менее трехсот хватательных движений в сплетенье колючих кустов. При этом питаются они только третьесортными макаронами.
Школьники на полях Каракалпакстана
- Дети собирают хлопок, но заработанных денег не хватит даже на покупку новой одежды и обуви взамен изношенных в поле, - горестно качает головой учитель с тридцатилетним стажем из Караузякского района. - Почему власти держат детей на поле, мне непонятно. Спросишь у начальников, а они молчат. Сельские школьники сильно отстают от городских сверстников. А при приеме в институт ведь все проходят тестовые испытания, если денег нет на взятки при поступлении. Даже если и не будет сбора хлопка, все равно условия учебы между школьниками города и села отличаются. В городе имеются все условия – Интернет и компьютер, а на селе их нет. В советские годы наш колхоз был в передовиках по машинному сбору – до 80 процентов урожая собирали хлопкоуборочными машинами. Лозунг был тогда такой: «Техника - подмога для дехканина!», «Голубые корабли – в поля!». А сейчас что? Ни одного комбайна на весь Каракалпакстан! Хлопкоуборочные машины распроданы на сторону – в узбекский Хорезм, Туркменистан и даже в Казахстан…
Полная бесконтрольность создала для чиновников райские условия для приписок, завышения показателей по засоренности и влажности плюс занижение фактической сортности, рассказывают местные жители. Появился термин «заводская карта» - это когда завод незаконно присвоенные тонны продает фермерам, которые по тем или иным причинам не дотягивают до выполнения госзаказа. Поэтому, считает учитель, наряду с запретом на детский труд надо поставить и вопрос о контроле за всем процессом выращивания хлопка, особенно в период сбора урожая.
Школьники на полях Каракалпакстана
Один из родителей школьников в Ходжелийском районе в разговоре с нами возмущался низкой оценкой труда сборщиков хлопка.
- В районе примерно сто восемьдесят тысяч жителей. Если десять процентов жителей выйдут на сбор, то быстро соберут урожай. Но когда за кило высококачественного хлопка платят стоимость двух спичечных коробков, то легче заставить гнуть спину учеников и студентов, - сетует собеседник «Ферганы.Ру». - Учителя и преподаватели нередко сами идут на мошенничество. Не дают детям на руки деньги. Составляют фальшивые ведомости и, договорившись с фермерами, прикарманивают деньги школьников за собранный хлопок. Но разве дети бывают чужими?..
Хорошо, что в этом году хлопка посеяли меньше. Но тем не менее на поля негласно забрали восьмые и девятые классы, да и детей помладше. От Амударьинского до Чимбайского районов на полях - женщины и дети. Причем это не дети фермеров, у которых по восемьдесят гектаров земли. Это дети сельской бедноты, которым от 7 до 15 лет…
В полуторамиллионном Каракалпакстане хлопок не клянет лишь малое количество жителей. В интервью никто не упомянул о трагедии высохшего Арала, не рассказал про пыльно-солевые бури и больное население - до такой степени людей «достал» хлопок, от которого республике мало толку. Впрочем, как и от добываемых на дне бывшего моря углеводородов. Все равно вся экспортная выручка осядет в ташкентском кошельке.
В Кашкадарьинской области к сбору хлопка привлекают всех. Даже военных. В эти дни на полях Касанского района хлопок собирают солдаты. Вместе с кашкадарьинскими военными трудятся и военнослужащие Термезского гарнизона, сообщает оппозиционный сайт «Исёнкор» со ссылкой Общество защиты прав человека в Узбекистане.
Как отмечается в сообщении, в Узбекистане существует практика одномесячных мобилизационных сборов. Значит, запасники проходят военную службу на хлопковых полях. Не назвавший себя источник отмечает, что видеть на полях «собирающих хлопок» солдат непривычно и смешно. «Пока хлопковая кампания не закончится, не видать кашкадарьинцам хорошей жизни», - говорит он.
Южнее Кашкадарьи находится самая южная область Узбекистана – Сурхандарьинская. Если вы случайно поедете туда на своей машине, то вам будет необходимо запастись бензином. Иначе вы можете остаться на дороге с пустым баком. По сообщению другого оппозиционного узбекистанского сайта – «Туронзамин», - в области повсеместно прекращена продажа бензина.
По словам работников областного унитарного предприятия по продаже нефтепродуктов, бензин перестали распределять по личному указанию областного хокима (главы администрации), "чтобы люди не катались на машинах по улицам, а участвовали в сборе хлопка, потому как хоким некоторое время назад через прессу объявил населению, что надо в самые короткие сроки и качественно завершить сбор хлопка", - рассказывают они.
Из-за этого в последние дни на заправках ощущается дефицит топлива. Однако по краям дорог достаточно импровизированных заправок. «Левый» бензин продается по цене в 3-3,5 тысячи сумов за полтора литра (на заправках 1,5 литра бензина стоят 1070 сумов). Причем топливо в области вроде бы есть в избытке. По словам сотрудника нефтебазы, в эти дни поступило несколько десятков вагонов бензина, а сливать их некуда.
В городе Термезе все базары в дневное время закрыты тоже из-за хлопковой кампании. К пустующим рынкам приставлены охранники - милиционеры. Учащиеся вузов, колледжей, лицеев и школ мобилизованы на хлопковые поля Музрабатского, Шерабадского и Кызарыкского районов.
По словам местных жителей, не выполнивших норму сбора учеников оставляют на полях и заставляют собирать хлопок-сырец в темное время. Дети до того устают, что некоторые засыпают, не поужинав. Условия их содержания и качество питания – ужасающие, передает «Туронзамин».