Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Таджикистане зарождается институт общественных омбудсменов

06.10.2009 10:35 msk, Тилав Расул-заде

Права человека Таджикистан

В начале декабря в Таджикистане пятьдесят общественных омбудсменов (уполномоченных по правам человека) официально приступают к своей правозащитной деятельности. Кто-то с надеждой смотрит на деятельность уполномоченных по правам человека, а кто-то настроен скептически.

- У общественных омбудсменов нет никаких полномочий – они не могут влиять на решения судов, их предложения могут иметь только рекомендательный характер, - говорят независимые эксперты. - Ожидать от института омбудсменов больших свершений не стоит, во всяком случае, на первых порах. Ведь даже государственный омбудсмен не смог пока повлиять на сложившуюся судебную и надзорную систему…

27 февраля 2008 года парламент Таджикистана принял закон «Об уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан». 27 мая 2009 года президент страны назначил, а парламентарии одобрили кандидатуру первого таджикского омбудсмена, которым стал бывший госсоветник президента по правовым вопросам и полномочный представитель главы государства в парламенте республики Зариф Ализода. Омбудсменом может быть человек старше 35 лет, имеющий высшее юридическое образование. Назначается омбудсмен на пять лет, при этом один и тот же человек не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Омбудсмен наделяется широкими полномочиями. Все государственные служащие независимо от ранга обязаны принять омбудсмена по первому требованию. Впервые вопрос о создании в Таджикистане института уполномоченного по правам человека был поставлен в начале 2000 года, но власти утверждали, что Таджикистан не готов к появлению подобной должности.
Напомним, что 27 мая на должность Уполномоченного по правам человека в Таджикистане был назначен Зариф Ализода. С момента назначения государственного омбудсмена прошло чуть больше четырех месяцев, и оценивать эффективность деятельности омбудсмена пока преждевременно. Но те граждане Таджикистана, которым пришлось за это время обратиться к омбудсмену за помощью, со скепсисом отзываются о возможностях Уполномоченного.

Однако по мнению правозащитницы Файзинисо Вахидовой, об учреждении института омбудсмена мечтали тысячи граждан республики, и появление этой должности, несомненно, является шагом вперед в защите прав граждан страны. Так же считает и председатель таджикского Юридического консорциума, кандидат юридических наук, председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров.

- Таджикистан опоздал с введением этого института, как минимум, лет на десять-двенадцать, - говорит Рахматилло Зойиров. – У нас давно назрела необходимость в создании института, который бы занимался решением глобальных проблем в области прав человека. Не было органа, который бы обобщал, анализировал и защищал права человека. Ведь задачей судебной системы является не защита прав человека, а осуществление правосудия. Задачей прокуратуры является проведение предварительного следствия и надзорные функции. Адвокаты участвуют в делах, но не могут изучать и обобщать проблемы нарушения прав человека в масштабе всей республики.

Институт омбудсмена учреждается для того, чтобы ежегодно составлять доклад о состоянии прав человека в стране, обобщать глобальные проблемы и ставить эти вопросы перед президентом, парламентом и другими органами государственной власти. Омбудсмен должен совершенствовать законодательство страны в области прав человека. Пятая и четырнадцатая статьи Конституции провозглашают права человека основной ценностью в обществе, но механизма, который бы обеспечивал защиту этих прав, до сегодняшнего дня не было. Вот формированием этого механизма и должен заниматься институт омбудсмена.

Однако у Уполномоченного малочисленный штат помощников – двадцать человек. На 22 сентября 2009 года на эти двадцать мест оставалась одна вакансия.

- Эти люди больше являются государственными служащими, которые, как и все чиновники, занимаются приемом заявлений и жалоб и ответами на них, - продолжает Рахматилло Зойиров. – Это ежедневное рутинное делопроизводство, помощники омбудсмена не смогут глубоко вникать в суть проблем. Поэтому у Таджикского Юридического Консорциума возникла идея, которая была поддержана Бюро ОБСЕ в Таджикистане, - необходимо укрепить институт государственного омбудсмена. Нынешний государственный омбудсмен не имеет корней в обществе, ему необходимо опираться на социальную базу: на правозащитников, на исследовательские центры, на НПО, которые не только отстаивают права человека, но и проводят социологические исследования. Необходимо выявлять проблемы с правами человека и заниматься глобальными обобщениями. Поэтому мы приняли решение о подготовке пятидесяти общественных омбудсменов, которые смогли бы стать опорой для омбудсмена государственного.

Приоритет общественного омбудсмена – защита прав мигрантов

Одним из приоритетных направлений деятельности общественных омбудсменов является защита прав трудовых мигрантов. Правительство Таджикистана обязано защищать права своих граждан, где бы они ни находились. Соблюдение прав трудовых мигрантов сегодня является основной проблемой – и общеправовой, и социально-экономической, потому что количество денег, поступающих от трудовых мигрантов в страну, сравнимо с бюджетом республики. Омбудсмен в своем ежегодном отчете перед парламентом страны должен проанализировать ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг соблюдения прав мигрантов, и предложить различные меры для ее разрешения.

- На сегодня, мягко говоря, у нашего государственного омбудсмена возможности очень узкие, ограниченные, - подчеркивает Рахматилло Зойиров. - Поэтому общественные омбудсмены должны всячески помогать – в том числе и в анализе ситуации с точки зрения законодательства. В стране есть правозащитники, НПО, адвокаты – те, кто занимается правозащитной деятельностью, но у них нет трибуны и нет законодательных полномочий. Омбудсмен, которые является посредником между гражданским обществом и государством, этими полномочиями обладает.

Когда корреспондент «Ферганы.Ру» попытался понять, кто же такие «общественные омбудсмены» и чем они отличаются от обычных правозащитников, Р.Зойиров объяснил: «Каждый рядовой гражданин, который борется за права человека и ставит вопрос перед правоохранительными и другими органами о соблюдении этих прав, и есть омбудсмен. Мы сегодня просто хотим выбрать лучших правозащитников и научить их, как лучше оформлять юридические документы – в отличие от государственного омбудсмена, общественные омбудсмены не обязаны иметь диплом юриста. Когда они получат сертификаты «общественных омбудсменов», то смогут продолжать свою правозащитную деятельность. Важно общественное признание важности роли омбудсмена».

В настоящее время сто человек выразили желание стать общественными омбудсменами, среди них – пятьдесят юристов, остальные – политологи, филологи, историки, физики, есть даже агрономы…

- Главное для омбудсмена – гражданская позиция, - подчеркивает Рахматилло Зойиров. – Общественных омбудсменов люди должны знать по именам. Это должны быть люди, известные в области защиты прав простых граждан.

Чтобы стать общественным омбудсменом, необходимо заполнить тесты, которые рассылает Таджикский юридический консорциум, и до конца ноября написать и защитить реферат на основе своей правозащитной деятельности. Тем, кто успешно пройдет испытания, будет вручен сертификат «Общественного омбудсмена Таджикистана».

- Я более двадцати лет занимаюсь правозащитной деятельностью, - говорит адвокат Файзинисо Вахидова. – Мне постоянно приходится сталкиваться с беззаконием и нарушением прав человека. Законы, принятые нашим парламентом за последние пять лет, почти на 90 процентов не соответствуют не только международным правовым актам, но и Основному закону страны. И хотя уже несколько лет идет судебно-правовая реформа, я не вижу эффекта от этих преобразований. Гражданское общество стоит перед выбором, кому подчиняться: Конституции, которая гарантирует защиту прав граждан, или отдельным законам или правовым актам, которые противоречат Конституции. В наших независимых областных и республиканских газетах часто печатают обращения простых граждан к президенту Таджикистана. Люди жалуются на нарушение их конституционных прав, на несправедливые решения судов, некомпетентность районных и городских органов государственной власти, на беззакония, которые творятся во время выделения земельных участков, и так далее. Причем обращений в адрес президента становится все больше – на местах права человека нарушаются, чиновники и государственные органы не выполняют свои задачи, которые возложены на них законом и президентом страны.

- Обидно, - продолжает Файзинисо Вахидова, - что на местах работают суд и прокуратура, а люди ищут справедливости у президента, обращаясь к нему через СМИ. Люди не доверяют местной государственной власти. И первая задача омбудсмена должна заключаться в том, чтобы содействовать парламенту в принятии конституционных законов, которые защищали бы интересы и права граждан. Ведь что происходит сегодня? Принимают закон, а через месяц его исправляют и дополняют. Почему столько средств тратится на принятие одного закона? Общественные омбудсмены будут на местах работать с людьми, чьи права нарушены, помогать грамотно составить жалобу или заявление в государственные органы и государственному омбудсмену. Сегодня граждане испытывают трудности в защите своих конституционных прав, они юридически безграмотны…

- Я верю в будущее института общественных омбудсменов, - говорит председатель Ассоциации женщин с высшим образованием, бывший секретарь ЦК Компартии Таджикистана Гулджахон Бобосодикова. - Поэтому я тоже подала заявление, хочу стать общественным омбудсменом. Я более пятнадцати лет возглавляю неправительственную организацию, у меня богатый опыт, который позволит защищать права рядовых граждан.

Насколько институт общественных омбудсменов оправдает общественные надежды, покажет время. Этот социальный институт только зарождается. И либо он своим кропотливым трудом завоюет доверие и симпатии простых граждан, либо народ начнет воспринимать общественных омбудсменов как одну из множества неэффективных бюрократических государственных инстанций.

Тилав Расул-заде