Возвеличивание тиранов не только несправедливо, но и безнравственно
В некоторых странах сегодня активно возвеличивают былых тиранов, воссоздают культ их личности в новых условиях. Почему так происходит? Какая тут кроется опасность? Об этом - диалог-размышление писателя ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА и казахского поэта МУХТАРА ШАХАНОВА.
М. Шаханов: В последние годы в Монголии, Китае, в странах Центральной Азии и ряде регионов Российской Федерации получила широкое распространение фетишизация личности Чингисхана. Очередному пробуждению интереса к нему, несомненно, оказавшему огромное влияние на ход евразийской цивилизации, способствовало и включение Чингисхана Всемирным информационным центром в число 10 выдающихся людей тысячелетия, а также издание книг, публикация многочисленных статей в основном положительного плана. Так, в странах, этнически и исторически связанных с Монгольской империей, начали активно искать общие корни, муссировать разговоры о том, что именно их земля была прародиной могущественного Чингисхана, а они - потомки Великой империи. Появилось множество публикаций, возвеличивающих личность и деяния тирана.
Вот в такой момент вышел в свет мой поэтический роман "Космоформула карающей памяти" ("Тайна, унесенная Чингисханом"). Я никак не предполагал, что он станет предметом столь большого спора - к дискуссии подключились более 20 казахстанских газет и журналов, радио, телевидение. Одни критики обвинили меня в создании отрицательного образа Чингисхана - злого и кровожадного человека. Другие указывают на несомненную антигуманность его кровавых деяний. Ученые и писатели разделились на две противоположные группы, отразив таким образом мировоззренческие позиции нашей интеллигенции.
Ч. Айтматов: Да, при всей поверхностности этой полемики ситуация обретает весьма серьезную и нежелательную социально-политическую окраску. Сегодня евразийский континент переживает трудные процессы возрождения самосознания. В конце минувшего столетия здесь появились нередко доселе неизвестные миру государства, которые, неожиданно обретя суверенитет, оказались перед необходимостью выработки новой политики и идеологии. Потребность обращения к национальной истории, к своим истокам в период становления государственности, несомненно, правомерна, ведь история этносов, населяющих Евразию, действительно уходит корнями в далекое прошлое.
И сейчас определенные круги в этих странах через укрепление веры в великое прошлое своего народа, взывая к чувству национальной гордости, стремятся повысить его самоуважение и убежденность в достойном будущем. К сожалению, они избрали идеалом для всенародного поклонения действительно неординарные исторические личности, но антигуманного, демонического склада.
Например, недавно Монголия пышно отметила 840-летие основателя единого монгольского государства Чингисхана. Из печати известно, что главной государственной наградой был учрежден новый орден Чингисхана. Празднество было отмечено закладкой в центре Улан- Батора первого камня в фундамент мемориального комплекса с 20-метровой скульптурой Чингисхана предварительной стоимостью в 19 миллионов долларов. Поражает не масштаб финансовых затрат, а настрой на возвеличивание кровавого покорителя, повинного в смерти миллионов людей на евразийском пространстве.
С другой стороны, подобное отношение как-то можно понять - ведь Чингисхан почитается как великий отец монгольской нации, его имя используется для консолидации монгольского народа, пробуждения патриотических чувств, поэтому трудно объективно и здраво оценить его личность. Нужны еще десятки, сотни лет, чтобы общественное сознание в Монголии изменилось, пройдя через чистилище нравственного осмысления и покаяния.
Другое дело - страны, которые пусть в далеком прошлом, но непосредственно и жестоко пострадали от нашествий полчищ Чингисхана. Утратив историческую память, сегодня они претендуют на родственное происхождение с завоевателем. Подобные притязания, оспаривающие приоритет у монголов, имеют место в Китае, в России (так, академик А. Фоменко доказывает русско-славянскую принадлежность Чингисхана, а народы Тувы, Бурятии и другие - свою), даже в Японии.
М. Ш.: Недавно известный казахский писатель, главный редактор литературного журнала "Жулдыз" Мухтар Магауин опубликовал статью под названием "Добрый свет Чингисхана", в которой называет монгольского тирана "вечной гордостью" казахов. Он считает, что миссия Чингисхана по отношению к Казахстану и, в частности к городу Отрару, была освободительной, а не завоевательной.
Ч. А.: В истории немало грустных примеров, когда завоеватели, тираны и деспоты, принесшие смерть и страдания миллионам людей, совершившие преступления против человечества во вселенском масштабе, впоследствии были возведены на пьедестал славы, в основании которого лежит бездумное, слепое идолопоклонство.
Ведь до сих пор бытует древняя монгольская легенда о будущем воскресении великого правителя. Хотя она и наивна, но вместе с тем глубоко символична для современного мира, поскольку наш век продолжает порождать новых властолюбивых, с узурпаторскими аппетитами на чужие земли чингисханов, наполеонов, гитлеров.
Еще Зигмунд Фрейд в начале ХХ века подразделял психическую деятельность человека на созидательную и разрушительную. Чингисхану действительно было чуждо такое понятие, как "добро". Его кровавые деяния не вписываются даже в нормы того грозного и "жестокого века". Сегодня некоторые невежественные ученые пытаются убедить нас в том, что он, уничтожая на своем пути сотни и тысячи поселений, убивая миллионы людей, якобы действовал сообразно законам выживания, не пытаясь покорить оседлое население, а лишь стремясь установить надежные границы, обеспечивающие безопасность его собственной страны от нападений сильных и безжалостных врагов.
М. Ш.: Поражает то, что поклонники Чингисхана представляют его как миротворца, создателя централизованного государства и великого благодетеля тюркских народов. Однако Монгольская империя, простиравшаяся на четырех пятых территории Старого Света, была создана Чингисханом силой оружия, путем насильственного покорения народов. Но за короткое время после смерти кагана распалась на 76 орд и ханств, раздираемых междуусобными раздорами. Так что все эти измышления не соответствуют фактам.
Хочу привести только один пример из книги "100 великих диктаторов", выпущенной в Москве: "Последним из крупных городов Средней Азии, чье население оказало героическое сопротивление монгольским войскам, был Мерв. Он был взят в 1221 году. В течение четырех суток жители должны были оставить свой город. Монголы выбрали среди них 400 ремесленников и некоторое количество детей, чтобы сделать из них рабов. Остальные были казнены... Ибн-аль-Асир говорит о 700 000 убитых, в то время как Джувейни сообщает, что было убито более 1,3 миллиона человек".
Ч. А.: Это лишь один из известных фактов кровавых деяний тирана, а сколько ему подобных история еще не донесла до нас. Академик Бартольд в сочинении "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" приводит свидетельство послов хорезмского шаха, побывавших в Китае, в ставке Чингисхана, о том, что "везде были видны следы опустошения; кости убитых составляли целые горы; почва стала рыхлой от человеческого жира, гниение трупов вызвало болезни, от которых погибли и некоторые члены делегации. У ворот Пекина лежала огромная куча костей; послам рассказали, что при взятии города 60 000 девиц бросились со стен, чтобы не попасть в руки монголов и не быть подвергнутыми их гнусным и жестоким издевательствам".
К великому сожалению, в наше время в разных странах возрождается культ насилия, зловещие тираны прошлого возводятся на пьедестал величия, их имена открыто восславляются и превозносятся до высоты национальных героев, исторической гордости народов, в их честь воздвигаются памятники и целые музеи. Это крайне опасная, разрушительная тенденция, причем широко тиражируемая средствами массовой информации. По телевидению денно и нощно демонстрируются фильмы о зверских убийствах, страшных садистских преступлениях человекопотрошителей. Наблюдается всемерное насаждение грубой силы, пропаганда организаций фашистского и иного экстремистского толка. Именно такие обстоятельства, по моему мнению, способствовали возникновению в России движения фашиствующих молодчиков-скинхедов, а во Франции позволили Ле Пену, лидеру ультраправых, выйти во второй тур президентских выборов. Эти и другие примеры, имеющие место в разных уголках нашей планеты, серьезно тревожат мировую общественность. И если сегодня мы не дадим должного отпора, то человеконенавистническая идеология вполне объективно может востребовать новых тиранов и злых гениев, способных уничтожить на земле разумное.
М. Ш.: Вся проблема кроется в безрассудстве пропагандистских акций, которые разрушают дух и разум людей, вводят их в трагическое заблуждение. Ведь не только у нас, в Казахстане, имеются рестораны, кафе, ночные клубы, носящие имя Чингисхана, выпускаются товары народного потребления с чингисхановской символикой. Кстати, наш с вами друг Фридрих Хитцер был крайне удивлен, купив в Алма-Ате пачку сигарет со следующим текстом на казахском и русском языках: "Эти уникальные сигареты высшего качества, обладающие превосходным вкусом, сделаны из элитных сортов табака для свободных и гордых людей, живущих в Казахстане - потомков Великой империи Чингисхана, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана". Сигареты выпускаются фирмой, расположенной в областном центре древней отрарской земли (!), обращенной когда-то полчищами Чингисхана в пепел и прах. Когда я в газетной публикации обратил внимание на этот и ему подобные факты, никакого отклика со стороны руководителей соответствующих инстанций не последовало.
Ч. А.: Очень важно, чтобы, войдя в новое тысячелетие, мы серьезно задумались о добре и зле, осознали необходимость нравственной оценки места и роли некоторых исторических личностей. Неспроста нас обоих затронула проблема тирании. В этом плане мне глубоко импонирует лейтмотив твоего романа - призыв к обузданию культа силы, злой личности, к нравственному самоочищению народов, которые породили тирана.
Такая нравственная позиция, идея покаяния "перед Богом и людьми за ошибки далекого и близкого прошлого" и духовного очищения Папы Римского Иоанна Павла II, а также решение германского бундестага о выплате денежных компенсаций бывшим узникам нацистских концлагерей заслуживают всеобщего одобрения и поддержки. Это, безусловно, и повод для раздумий, и большой урок, и высокогуманный пример для многих народов, которые кровавые преступления некоторых своих предков против человечества до сих пор принимают за подвиг. Каждый народ, каждое государство, каждый человек должны пересмотреть свою историю с подлинно гуманистических позиций.
М. Ш.: Я рад за своего друга, первого монгольского космонавта Гуррагчу, который на встрече с моими земляками в районном центре Отрара нашел в себе нравственное мужество попросить у собравшихся прощение за зло, совершенное когда-то его предками против отрарцев. Хотя как человек он не причастен к той страшной трагедии, это воистину поступок нравственного самоочищения. И пока есть такие люди и будут рождаться их достойные последователи, остается надежда, что не все еще потеряно.