Болгария может экстрадировать туркменского оппозиционера на родину
Как стало известно через день после публикации этого материала, 24 июля в 12.30 мск окружной суд города Варны (Болгария) постановил отказать Туркменистану в экстрадиции (выдаче) гражданина России Какаджана Атаева, арестованного болгарской полицией 11 мая 2009 года в Варне.
* * *
В пятницу, 24 июля, в болгарском городе Варна состоится заседание окружного суда, на котором будет рассмотрен вопрос об экстрадиции в Туркменистан гражданина России Какаджана Атаева. К.Атаев был задержан правоохранительными органами Болгарии 11 мая. По информации, полученной от источника в полиции города Варна, стало известно, что задержан К.Атаев на основании запроса Генеральной прокуратуры Туркменистана от 2005 года. Никаких обвинений Атаеву болгарская сторона пока не предъявила.
Открытая общественная организация «Народное демократическое движение Туркменистана» обратилась в варненский окружной суд с призывом отклонить запрос Генеральной прокуратуры Туркменистана об экстрадиции Какаджана Атаева в Туркменистан. «Нет никаких сомнений в том, что преследование Какаджана Атаева со стороны правоохранительных органов Туркменистана носит политически мотивированный характер. Таким образом, оказавшись в Туркменистане, он, несомненно, будет подвергнут жестокому обращению, принятому в Туркменистане по отношению к арестованным и заключенным», говорится в обращении.
После того, как К.Атаев публично поддержал бывшего министра иностранных дел Тукрмении Бориса Шихмурадова, ушедшего в оппозицию в ноябре 2001 года, Генпрокуратура Туркмении обвинила К.Атаева сразу в нескольких преступлениях. Какаджан Атаев участвовал в работе общественного Народного демократического движения Туркменистана (НДДТ) с начала создания организации в декабре 2001 года. С тех пор К.Атаев часто критиковал в прессе режим С.Ниязова, и родственников и друзей К.Атаева регулярно вызывали на допросы, где унижали и пугали, обвиняя в «измене родине». Есть данные, что некоторым родственникам К.Атаева следователи туркменской прокуратуры предлагали денежное вознаграждение за содействие в аресте Какаджана – и угрожали физической расправой, если те не согласятся.
«У Какаджана Атаева и его родственников в Ашхабаде были незаконно, без решения суда, изъяты находящиеся в частной собственности квартиры вместе с находившимся в них личными вещами. Многие друзья и коллеги Какаджана Атаева по работе в Туркменистане были приговорены к длительным срокам лишения свободы по сфабрикованным обвинениям, в том числе за то, что отказывались давать ложные свидетельские показания против него», говорится в обращении НДДТ в болгарский суд.
Имя Какаджана Атаева упоминалось и в сфабрикованном «Деле о покушении на жизнь президента Туркменистана и попытке государственного переворота в Туркменистане 25 ноября 2002 года» - его посчитали одним из организаторов. О судьбе осужденных по этому делу до сих пор ничего не известно, и все попытки международных правозащитных организаций, Международного комитета Красного креста, ОБСЕ, Европейского Союза и ООН узнать хоть что-нибудь об этих людях остаются тщетными. Ходят слухи, что многих из осужденных уже нет в живых, а некоторые тяжело больны, но им не оказывают должную медицинскую помощь. Проверить эти слухи нет никакой возможности.
Очевидно, что если Какаджан Атаев будет экстрадирован, то к нему будут применены пытки, лишь бы выбить признательные показания – и очевидно, что эта «царица доказательств» будет представлена в суде. НДДТ напоминает в обращении к варненским судьям, что «информация о бесчеловечном обращении с заключенными продолжает поступать из Туркменистана, несмотря на заверения правительства Туркменистана в приверженности международным стандартам в сфере прав человека. Мы убеждены в том, что выдача Какаджана Атаева в Туркменистан прямо нарушит положения указанных нормативных документов. Туркменистан является одним из самых репрессивных и закрытых государств мира. Это отмечалось неоднократно, в том числе - в постановлениях Европейского суда по правам человека».
В законе Республики Болгария «Об иностранцах» есть статья, которая не допускает экстрадицию иностранного гражданина в государство, в котором его жизнь и свобода будут под угрозой или есть опасность преследования, истязания или нечеловеческого, унизительного отношения. «Трагическая судьба всех, без исключения, оппонентов правящего в Туркменистане политического режима дает более чем серьезные основания полагать, что Какаджана Атаева, в случае его принудительного возвращения в Туркменистан, ждут бесчеловечные виды обращения, представляющие угрозу его жизни. Кроме того, мы убеждены в том, что в Туркменистане не будет обеспечено гражданское право Какаджана Атаева на справедливое судебное разбирательство и адвокатскую защиту», говорится в обращении НДДТ.
Интересно, что с 2005 года К.Атаев регулярно выезжал из России за границу, в страны Евросоюза, и в том числе в Болгарию. Генеральная прокуратура России уже выдала российскому гражданину Какаджану Атаеву документ, подтверждающий, что уголовное преследование в отношении него со стороны Туркменистана прекращено. Означает ли это, что Туркмения «забыла» отозвать запрос, прекратив дело? А может, заведено новое дело «по старым обвинениям»? Или Генпрокуратура России была намеренно введена в заблуждение? Напомним, что Гурбанбиби Атаджанова, бывший генеральный прокурор Туркмении, которая и возбуждала уголовные дела на Атаева и была главным обвинителем по сфабрикованному делу о покушении на Ниязова, - давно сидит в тюрьме по обвинению в наркоторговле и коррупции.
Какаджан Атаев, 1954 года рождения, - член Временного исполнительного совета Народного демократического движения Туркменистана (с 2002 г.), член Республиканской партии Туркменистана (в изгнании) с момента ее образования (2003 г.). Кандидат социологических наук, постоянно проживал с семьей в Москве.