Таджикистан: Люди выживают, возрождая ремесло своих дедов и прадедов
Фото автора
Скоро исполнится семнадцать лет, как Таджикистан приобрел независимость. Гражданская война, длившаяся пять лет, унесла более ста тысяч жизней, еще более ста тысяч женщин и детей остались вдовами и сиротами. Война разорила экономику страны, промышленность и сельское хозяйство были разрушены. Страна до сих пор не может восстановиться после тех бедствий: растет безработица, простаивают предприятия.
Люди в этой ситуации выживают, как могут. В стране растет воровство, количество убийств, процветает торговля людьми, мошенничество, проституция. Справиться с коррупцией многим уже не представляется возможным. И часто единственным выходом из сложившейся ситуации люди считают суицид. Только по официальным данным, за последние два года в Северном Таджикистане 478 граждан совершили попытку самоубийства. А за пять месяцев текущего года только в Согдийской области покончили с собой более ста человек.
Но не всем жизнь кажется настолько беспросветной. Есть в Таджикистане люди, которые стремятся к возрождению традиционных народных промыслов. В селе Кулангир Бободжонгафуровского района живет семья Хомидовых. 51-летний Домуллоджон Хамидов - отец четверых детей, - и его сестра, 47-летяя Шаходат Хамидова - мать троих детей, - решили возродить традиционное ремесло сабадбофи - плетение сабадов, национальных корзин.
Шаходат Хамидова с детьми
- Мы научились плести сабады у своей матери, Олтуной Хамидовой, - рассказывает Домуллоджон Хамидов. – А нашу мать научила бабушка, так что сабадбофи для нас является семейным промыслом. Кроме нас, науку плетения сабадов освоила и наша сестра Назокат Махкамова. Сам я около тридцати лет проработал строителем, но после распада Советского Союза массовое государственное строительство в Таджикистане прекратилось. Если наша фирма выигрывает тендер, то у нас появляется работа, а все остальное время мы безработные. Но я со своими детьми и внуками не сижу дома без дела, мы занимаемся изготовлением разных национальных корзин: сабады для лепешек, для высушивания курута (шариков, сделанных из высушенного кислого молока – ред.), для выстиранных одежд, плету замбар (переметная сумка для верблюдов), вазы для цветов, специальные корзины для улова рыбы… Можно сделать «авул» - комнатку для временного, весеннего и летнего, проживания, в которой создается удивительный микроклимат. В прошлом году в заповеднике «Шуркул» Шахристанского района снимали фильм, и мы по заказу съемочной группы сделали им экзотический авул.
- Основным материалом для изготовления сабадов у нас являются ветви вечнозеленого кустарника лигуструма, - продолжает Домуллоджон. - Можно использовать ветви тутовника, тополя, айвы, граната. Чтобы вышло красиво, каждую ветку нужно кипятить почти четыре часа, а затем содрать с нее кору…
- Я двадцать пять лет работаю в комбинате «ВТ-СИЛК», - рассказывает сестра Домуллоджона Шаходат Хамидова. - Заработная плата у нас составляет чуть больше 100 сомони (около 25 долларов). Прокормить большую семью на эти деньги невозможно, поэтому я решила серьезно заняться ремеслом «сабадбофи». Ведь это ремесло кормило нашу семью испокон веков, во все трудные времена. Более того, мы обещали своим предкам, что будем продолжать их ремесло и не позволим ему исчезнуть. И если мы не научим «сабадбофи» наших детей, то некому будет продолжать традицию. Поэтому, - продолжает Шаходат-апа, - я ездила в Бишкек, чтобы научиться плести «европейские» корзины у мастера из Венгрии Форгана Шандора. После возвращения меня пригласили сотрудники Общественного Объединения «НАУ» города Худжанда. С их помощью я три года регулярно ездила в Айнинский и Кухистонимастчохский районы Северного Таджикистана.
Походила по отдаленным кишлакам, собрала молодых девушек и женщин и научила их своему ремеслу, раскрыла основные секреты и правила плетения корзин. Сейчас в этих горных селах более трехсот моих учеников. Они почти каждый день звонят мне, благодарят за все. Самое главное – эти люди найдут свою дорогу в жизни, и жизнь им покажется более интересной, - говорит Шаходат Хамидова.
Мастер-плотник Абдуманнон Очилов
- Когда я начал заниматься изготовлением колыбелей, мне было всего тринадцать лет, - присоединился к нашей беседе мастер-плотник Абдуманнон Очилов. – И вот уже тридцать четыре года я занимаюсь этим ремеслом. Мои отец, дед и прадед по материнской линии всю жизнь занимались этим делом. Я до последнего времени работал в комбинате «Худжандатлас», потом нас отправили в бессрочный отпуск. Я не обратился ни в одну организацию в поисках работы, а серьезно занялся отцовским ремеслом. Сейчас в нашей семье живут семеро человек, и все заняты делом. Одни заготавливают сырье, другие делают колыбели, третий красит, четвертый продает. Все делается коллективно. Ибо мы знаем – наша профессия нас кормит. Наши колыбели охотно покупают не только граждане Таджикистана, но и Узбекистана и Кыргызстана. И мы не позволяем себе халтурить, исполняя завет наших отцов и дедов. Наши покупатели получают качественную продукцию. Хотя мы сталкиваемся с трудностями, и когда достаем материал, и когда работаем или продаем. Но мы не злимся на судьбу и ко всем проблемам относимся с пониманием. Ведь идет тотальный финансовый кризис, у людей нет наличных денег. Однако им хочется приобрести наш товар, сделать подарки родным. Тогда мы готовы почти забыть о собственной прибыли – лишь бы клиенты остались довольны…
- В Таджикистане есть сотни народных промыслов, развитие которых может заметно снизить уровень бедности в стране, - говорит директор представительства Института Евразийских Исследований Хуршеда Садыкова. – Ведь того, кто занимается ремеслом, «Бог кормит», – так народ говорит. Однако кризис заметно ударил по покупательской способности простых людей, и сегодня невостребованными остаются такие народные промыслы, как танурсози, изготовление тандыров - глиняных печей, национальных сундуков, чимилик (свадебных занавесей), дастарханов, покрывал из курока, сшитых из лоскутков, адрасов (национальная радужная ткань, напоминающая атлас), золотошвейное ремесло зарбофи, вышивка тюбетеек токидузи, изготовление гончарных изделий, и десятки подобных профессий.
Рынки Таджикистана завалены подделками из Китая и Узбекистана, причем подделывают все предметы национального декоративно-прикладного искусства. Только, может, тандыры настоящие… И хотя товар, сделанный вручную, всегда пользуется спросом, финансовый кризис вынуждает людей покупать импортные дешевые и некачественные подделки. Чтобы открыть дорогу отечественным мастерам народных промыслов, рынок сбыта товаров народного обихода должен контролироваться государством. Государство должно запретить ввоз импортных товаров, аналоги которых вручную делают местные мастера. Ведь когда человек своими руками делает вещь, то он вкладывает в нее свою энергию, любовь, душу. Поэтому такие товары должны и стоить адекватно.
- Мы должны развивать туризм и создавать благоприятные рыночные условия для своих граждан, - продолжает Хуршеда Садыкова. – Ведь это хорошо, когда во времена массовой безработицы, инфляции, усиливающейся бедности люди заняты общественно полезным делом, возрождают исчезающие народные промыслы. Ведь народные промыслы – это воплощение истории народа, его культуры, жизненного уклада.
В Таджикистане продолжается финансовый кризис. По официальным данным, за чертой бедности живет около 60 процентов населения. Государство, реализуя Национальную Стратегию сокращения бедности до 2015 года, намерено снизить этот показатель до 32 процентов. Еще два года назад стране для этого потребовались бы тринадцать миллиардов долларов – так заявлял тогда министр экономического развития и торговли Таджикистана Гуломджона Бобозода. Но два года назад страна должна была бороться только с внутренним социально-экономическим кризисом.
По мнению независимых экспертов, Таджикистан может преодолеть сегодняшний кризис только при финансовой поддержке международных институтов. Однако страна может и должна рассчитывать и на интеллектуальный потенциал своего народа и на национальные природные ресурсы. Народные промыслы, безусловно, могут стать и источником восполнения национальной энергии, и способом выживания для многих людей в трудные времена.
Тилав Расул-заде