Путешествия режиссера-суфия Овлякули Ходжакули
14 апреля в Центре имени В.Мейерхольда в рамках фестиваля «Золотая маска» пройдет показ спектакля «Медея» театра-студии «Эски масжид» («Старая мечеть»), функционирующего в узбекском городе Карши.
«Вы понимаете, какое это событие? Приглашение театра из Узбекистана, да еще не столичного, а областного – каршинского - на фестиваль «Золотая маска»?!» – театральный критик Камариддин Артыков горячится, пытаясь объяснить «группе товарищей» значимость события. Но с ним никто и не спорит. Все всё понимают.
Да, «Золотая маска». Да, пригласили областную труппу. К тому же – полупрофессиональную. Но для тех, кто знаком с творчеством руководителя театра «Эски масжид» Овлякули Ходжакули, сей факт не является сенсацией. Скорее, наоборот: удивляет то, что до сих пор режиссера не приглашали. Ни на «Золотую маску», ни на международный фестиваль моноспектаклей, который проводится в той же Москве. А ведь моноспектакль «Король Лир» с неподражаемым Анна Меле стал театральным потрясением в Бишкеке еще в 1998 году. Но об этом, похоже, знают только в Центральной Азии и некоторых европейских странах. Замечу, что самого режиссера это мало волнует. Он просто работает – для одного зрителя, для двух, для тех, кто может стать единомышленником. Таких зрителей становится все больше. К примеру, они появились в Индии, где странствующий режиссер осуществил два театральных проекта.
«Фергана.Ру»: - После Франции и Украины – Индия. Кто пригласил Вас в Дели, и какие проекты Вами там были реализованы?
О.Ходжакули: - Директор Национальной школы драмы (Нью-Дели) доктор Анурадха Капур и декан Абхилаш Пиллаи предложили сотрудничать с ними и осуществить постановку спектакля «Король Лир» с выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, мне было предложено провести мастер-классы со студентами второго курса на основе пьесы «Вакханки» Еврипида. Итогом мастер-класса стала постановка читок пьесы «Вакханки».
«Вакханки», Индия
«Фергана.Ру»: - Вы почувствовали удовлетворение от работы со студентами школы?
О.Ходжакули: - Мне было легко и интересно работать с ними в постановке «Король Лир». Они полны желания работать, творить. Мне также очень понравилась система обучения в этой школе. Параллельно с актерами выпускался и курс сценографов, они тоже участвовали в постановке спектакля. Надо отметить, что в этой школе студентам созданы все необходимые условия для творчества.
«Вакханки», репетиция.
«Фергана.Ру»: - Кто финансировал эти проекты?
О.Ходжакули: - Все расходы покрыла сама школа.
«Фергана.Ру»: - Практическим итогом Вашей работы стали спектакли, но был еще и теоретический итог – встреча узбекских и индийских специалистов.
Сцена из спектакля «Король Лир», Индия
О.Ходжакули: - Да, после просмотра читок «Вакханок» прошла театральная дискуссия, в которой приняли участие театральный критик К.Артыков и музыковед А.Джумаев - с узбекской стороны, с индийской - доктор Анурадха Капур и профессор Ромеш Шандер - один из наиболее уважаемых театральных критиков Индии. В 2002 году он был награжден премией «The Sangeet Natak Akademi Award 2002» за вклад в театральное искусство.
Ромеш Шандер – один из старейших театральных критиков Индии
На индийско-узбекской дискуссии также присутствовали преподаватели школы, студенты и просто любители театра. К.Артыков и А.Джумаев рассказывали о центральноазиатских театрах, показали отрывки из разных спектаклей - для общего ознакомления.
Узбекско-индийская дискуссия
Индийские коллеги поведали о современном состоянии индийского театра. Доктор Анурадха Капур предложила ежегодно устраивать подобные творческие встречи.
Узбекско-индийская дискуссия, в перерыве
«Фергана.Ру»: - Овлякули, у Вас все происходит в режиме нон-стоп. Вчера проекты в Индии, сегодня уже в полную силу идет подготовка проекта «Жирау-рок. 21 век» в Ташкенте. Что отличает этот проект от его предшественников – «Рэпши», «Мавриги»? У Вас уже сложилась определенная «режиссерская схема», которая оправдала себя ранее и сейчас Вы тоже будете ей следовать, или это будет нечто совсем новое?
Сцена из спектакля «Король Лир», Индия
О.Ходжакули: - Проект «Жирау-рок. 21 век» будет совершенно другим. И дело не только в соединении пения жирау (каракалпакские сказители героического эпоса (дастан), который исполняется особым «горловым» способом (жирлау) в сопровождении игры на традиционном каракалпакском музыкальном инструменте - кабузе. - Прим. ред.) с рок-музыкой. Для этого концерта был специально собран из архивных материалов «Каракалпак-фильма» видеоряд об истории, традициях и обычаях каракалпакского народа. Видеоряд будет демонстрироваться на концерте, его цель - дополнять, иногда даже иллюстрировать тематику дастанов жирау.
«Фергана.Ру»: - Что лично Вас привлекает в подобных акциях?
О.Ходжакули: - Прежде всего, тем, что они не коммерческие, нацелены на просвещение молодого поколения.
«Фергана.Ру»: - Сложилась ли уже определенная творческая команда, которая помогает осуществить такие проекты?
О.Ходжакули: - Мои творческие команды - это ансамбль «Омнибус», театр–студия «Эски Масжид», театр «Ильхом».
Сцена из спектакля «Король Лир», Индия
«Фергана.Ру»: - Данный проект, как и упомянутые «Рэпши» и «Мавриги», организуется в рамках Региональной программы по культуре и искусству Швейцарского Бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии. Как долго и насколько успешно Вы сотрудничаете с этой гуманитарной организацией?
О.Ходжакули: - Уже несколько лет я сотрудничаю со Швейцарским Бюро. Мне интересно работать с ними потому, что они поддерживают инновационные проекты, направленные на духовное обогащение, а не на материальное. Еще раз подчеркну, что все мои проекты - не коммерческие, они не «приносят деньги» и многим невыгодно их поддерживать.
Во время репетиции спектакля «Король Лир», Индия
«Фергана.Ру»: - На фестиваль «Золотая маска» Вы везете «Медею». Многими это приглашение воспринимается как нечто сенсационное.
О.Ходжакули: - Мы приглашены на «Золотую маску» в качестве гостей. Да, для нас было сделано исключение – Фестиваль взял на себя расходы на авиа-перелет и проживание. Материальную помощь актерам театра оказало Швейцарское Бюро по сотрудничеству.
Фрагмент из спектакля «Медея»
«Фергана.Ру»: - Что это приглашение значит лично для Вас?
О.Ходжакули: - Участвовать в московском фестивале - это как побывать в театральной Мекке. Для меня и всех актеров - это вдохновение, праздник, удовольствие, конечно, это потрясающая возможность для творческого обмена... Сразу после «Маски» мы летим с двумя спектаклями - «Раксу Съамо» и «Медея» - в Тюмень на фестиваль «Золотой конек».
Люция Расмус