Рахматилло Зойиров: «Нам остро нужен «Закон о малом и среднем предпринимательстве»
На днях в городах Худжанде и Истаравшане Согдийской области Таджикистана открылись региональные центры юридической поддержки предпринимателей. В церемонии открытия центров принимал участие председатель Юридического Консорциума Таджикистана, кандидат юридических наук, Председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. Корреспондент «Ферганы.Ру» расспросил Р.Зойирова, с какими правовыми проблемами сталкиваются сегодня предприниматели и что необходимо сделать в первую очередь.
«Фергана.Ру»: - Почему возникла необходимость открыть в Северном Таджикистане такие центры?
Рахматилло Зойиров: - Эти центры были открыты Юридическим Консорциумом в рамках Программы правовой поддержки предпринимателей, которая реализуется в Таджикистане с 1 июля 2007 года. За это время мы приняли участие в тринадцати стратегических судебных разбирательствах, которые проходили в Экономическом суде города Душанбе и Высшем экономическом суде Таджикистана, защищали интересы и права предпринимателей. Но главное – в рамках программы мы оказываем бесплатные юридические консультации, и за полтора года к нам обратилось полторы тысячи предпринимателей. В центральном офисе в Душанбе мы организовали семинары для таджикских коммерсантов, выпустили семнадцать номеров образовательных бюллетеней, где опубликовали более пятидесяти статей по актуальным вопросам предпринимательства, и выдержки из пятнадцати законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Но в ходе работы выяснилось, что необходимо усовершенствовать законодательную базу, регулирующую малый и средний бизнес. В Таджикистане предпринимательскую деятельность регулируют семьдесят четыре закона и двести подзаконных актов. Однако все эти законы и законодательные акты противоречат друг другу. А главная проблема в том, что в Таджикистане до сих пор нет закона, определяющего юридический статус малых и средних предпринимателей, не определены основные принципы, согласно которым малый и средний бизнес должен пользоваться определенными привилегиями и получать государственную поддержку – организационную, правовую, моральную и материальную.
Юридический Консорциум Таджикистана составил проект по внесению дополнений и поправок в пятнадцать законов страны – и проект закона о малом и среднем предпринимательстве. Оба проекта направлены в Министерство экономического развития и торговли и в Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом, и эти две организации уже имеют право, рассмотрев эти проекты, направить их от имени правительства в парламент. Пока же малый и средний бизнес не имеет отдельного статуса, а предпринимательство не определено как важное направлений развития общества. В Таджикистане сегодня не существует свободного предпринимательства, мелкий и средний бизнес вынужден подчиняться жестким требованиям Налогового и Таможенного кодексов «на общих основаниях».
Мы открыли центры в двух крупных городах Согдийской области, чтобы иметь возможность помогать предпринимателям и в их работе, и – в случае судебных разбирательств, как на досудебном этапе, так и во время и после суда. Все наши услуги - бесплатные.
«Фергана.Ру»: - Предприниматели часто обращаются к Вам за помощью?
Р.Зойиров: - В Душанбе, как я уже говорил, в течение полугода мы проконсультировали более полутора тысяч предпринимателей. У нас прямые контакты более чем с четырьмястами коммерческими организациями. В настоящее время в экономическом суде Душанбе разбирается дело рынка «Зарнисор», расположенного в 102 микрорайоне столицы. На этом рынке официально зарегистрировано 337 предпринимателей, но еще более трехсот человек осуществляют неофициальную предпринимательскую деятельность. А в Согдийской области в наши центры за юридической помощью ежедневно обращаются от десяти до пятнадцати предпринимателей.
В большинстве случаев мы защищаем тех, кто имеет смелость участвовать в судебном разбирательстве, либо тех, на кого оказывается ощутимое давление со стороны правительственных структур. В таких случаях мы стараемся в рамках существующих законов разрешить проблему, не допуская протекционизма или коррупционных действий. Мы пытаемся внушить предпринимателям, что есть очень хороший путь отстаивания своих прав: подать исковое заявление в суд и разобраться с проблемой в ходе судебного разбирательства. В Таджикистане люди склонны решать спорные вопросы, используя знакомства, прибегая к помощи земляков и так далее. Это недопустимо в государстве, которое претендует на создание гражданского и толерантного общества. И главная задача Юридического Консорциума донести до людей, что в суде возможно отстоять свои интересы. Но и судебные структуры должны быть готовы к этому: в судах коррупция, и доверие народа к судьям снизилось. Нам нужно задуматься над тем, как искоренить коррупцию в судах. Если организовать несколько антикоррупционных судебных дел – и выиграть их, - то народ научиться решать свои проблемы законными способами.
Многое в суде зависит от настроя самих предпринимателей. Им нужно научиться отстаивать свои позиции, защищать свои интересы, они должны быть смелы и настойчивы – и тогда юристы и адвокаты тоже будут настроены на положительный исход дела, а судья вынесет справедливое решение. Пока же адвокаты больше напоминают посредников, они не защищают права и интересы предпринимателей, а стараются найти компромисс с прокурором и судьей. Мы должны искоренять такие негативные явления, люди должны привыкать искать истину в рамках закона.
«Фергана.Ру»: - Вы верите, что в суде можно найти истину?
Р.Зойиров: - Истина существует в реальности, но если ты достигаешь ее в рамках Закона, - то она становится справедливостью. Но чтобы добиться справедливости, необходимо, чтобы в суде стороны спорили на равных.
«Фергана.Ру»: - Насколько способствует развитию предпринимательства прошлогодний Указ президента о моратории на проверки субъектов мелкого и среднего предпринимательства со стороны контролирующих структур?
Р.Зойиров: - Скажу сразу: установление запрета или моратория на проверки само по себе – явление положительное. Но мораторий оказался не эффективен: предпринимателей продолжают проверять под самыми различными предлогами – например, говорят, что это плановая проверка, налоговая проверка и так далее. Я беседовал с некоторыми представителями налогового комитета, и в разговорах они вспоминали пословицу: «Мы не трогаем овец, пока волки сыты». То есть как только волк проголодается, овцам – то есть предпринимателям, - снова придется туго.
Но мы должны объяснить предпринимателям одну вещь. Санитарно-эпидемиологические станции или пожарный надзор проверяют их, без особых, так скажем, пристрастий, и такие проверки – нормальное явление. Гораздо больше трений возникает, когда с проверкой приходит налоговый инспектор. Плановая проверка может проходить раз в один-два года.
После введения моратория обращений по поводу вмешательств и проверок стало больше, чем раньше. И каждый раз приходится объяснять, какая проверка отвечает нормам закона, а какая подпадает под действие моратория. Хотя если у предпринимателей все документы будут в порядке – чему мы их сейчас учим, - то бояться внеплановых и других проверок не нужно. Проблема в том, что предприниматель часто сам не уверен в своей правоте. Но если он откажет чиновнику отказом, то наживет врага. Предприниматели часто не стремятся защищать себя, опираясь на нормы закона, и приучают чиновников получать, скажем так, незаслуженные подарки, - и это способствует дезорганизации правовой системы. Сегодня предприниматели в себе не уверены, а государственные чиновники, наоборот, - уверены в себе даже слишком. И нужно сделать все, чтобы научить чиновников соблюдать законы. Предприниматель должен чувствовать поддержку государства и знать, что государство сможет защитить его от произвола чиновников.
«Фергана.Ру»: - Кто имеет право проверять деятельность предпринимателей?
Р.Зойиров: - После того, как был принят Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, количество проверяющих увеличилось. Контролирующий орган – тот, что выдает лицензию, и в разных сферах деятельности проверяющими могут быть разные инстанции.
Закон о лицензировании определяет шестьдесят направлений основных видов деятельности. Но есть и 15-18 специальных направлений, и у каждого направления деятельности – свои контролирующие и надзирающие органы. Только в области лицензирования и по видам лицензионной деятельности их около восьмидесяти. Так, налоговый комитет и налоговая инспекция контролируют область налогообложения, есть финансовые контролирующие органы. Ввоз-вывоз контролируют таможенные органы, есть пожарный надзор – и так далее. В целом, сегодня в Таджикистане более 150 так называемых надзорно-контролирующих органов.
Каждый вид деятельности могут контролировать более двух десятков различных надзорных инстанций. Но порой у них не хватает сил и средств, чтобы проверить всех предпринимателей. Налоговики, к примеру, предпочитают проверять тех, с кого можно что-то получить. А есть такие предприятия в Таджикистане, которые десять лет никто не проверял – если не считать их отчетов, которые они сдают в налоговую инспекцию.
А предприятия, которые умеют зарабатывать, обычно имеют множество проблем – потому что налоговое законодательство не дает сегодня возможности нормально работать, и предприниматели вынуждены уклоняться от уплаты налогов, обходить законы. Каждый налоговик это знает, поэтому безбоязненно, уверенно идет с проверкой в любую бизнес-структуру – не столько для того, чтобы проверять их дела и приводить в порядок бумаги, сколько затем, чтобы самому заработать. В итоге оба нарушают закон – и проверяющий, и тот, кого проверяют.
Необходимо гармонизировать требования налогового законодательства и интересы предпринимателя. Если следовать норме закона, то придется привлекать к уголовной ответственности всех предпринимателей в стране. И налоговый инспектор, прекрасно это понимая, идет на нарушение закона – правда, уже в своих личных интересах. А в рамках ныне действующего Налогового законодательства предприниматель нормально и эффективно работать не может.
Тилав Расул-заде