В одной лодке по волнам кризиса
В Душанбе завершилась международная научная конференция «Проблемы безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса». В работе конференции, организованной Центром геополитических исследований Российско-таджикского (славянского) университета (РТСУ), приняли участие исследователи-политологи из Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, Академии наук, вузов страны. На заседаниях конференции приняли участие сотрудники посольств России, Ирана, Великобритании, Казахстана, Индии, а также ряда международных организаций, аккредитованных в Таджикистане.
Положению Таджикистана в условиях мирового финансового кризиса была посвящена большая часть выступлений. Для и без того слабой экономики страны, мировые кризисные явления стали очень серьезным испытанием. Ведь основные «реципиенты» таджикских трудовых мигрантов - Россия и Казахстан - на 40% сократили их прием. И это в то время, когда трудовые мигранты являются для Таджикистана подлинным спасательным кругом: в прошлом году они только в России заработали $3,5 млрд. (при ВВП страны $2,9 млрд.). Правда, радостной новостью для трудовых мигрантов стало известие о том, что Россия пока не понизила квоту для иностранной рабочей силы в текущем году. Другой вопрос – смогут ли воспользоваться этой привилегией все желающие. Как будет развиваться экономическая конъюнктура уже в ближайшие месяцы, никто предсказать не берется.
Российская Федерация выполняет в стране несколько крупных проектов, создающих здесь тысячи рабочих мест. Газпром начинает широкомасштабную разведку перспективных газоносных полей на юге Таджикистана и намерен потратить на это в ближайшие года не менее $500 млн. Стоимость строительства ГЭС «Сангтуда – 1» на Вахше уже составила для России $600 млн.
Следующим объектом, только что сданным российскими строителями в Таджикистане, стал пятизвездочный отель «Хайят» - новый флагман туристической индустрии страны, в создание которого российский бизнес вложил $150 млн.
Среди более «скромных» по затратам для России объектов можно назвать бизнес-центр в Душанбе ($45 млн.) и жилой фонд в поселке гидростроителей Рогун ($3 млн).
По данным посольства Российской Федерации, в настоящее время российские инвестиции в народное хозяйство Таджикистана составляют сумму в $714 млн. – а это более половины всех иностранных инвестиций.
Таджикистан, как одна из самых бедных стран СНГ, может надеяться и на помощь из десятимиллиардного стабилизационного фонда ЕврАзЭС, созданного в начале этого года. Для страны с доходом на душу населения в $0,9 в день такая помощь может понадобиться в ближайшее время.
В целом, говоря о политике России в регионе, Временный Поверенный в делах Российской Федерации в Республике Таджикистан Вячеслав Светличный выразил надежду, что « в ближайшее время страны среднеазиатского региона почувствуют, что отношение России к региону стало более бережливым и внимательным».
Любой кризис непременно рождает и радужные надежды, питающие самые невероятные мифы, и Таджикистан здесь не исключение. Пример такого мифотворчества привел в своем выступлении зав. кафедрой экономики и менеджмента РТСУ Георгий Кошлаков, обративший внимание на целый ряд псевдонаучных публикаций о якобы гигантских запасах радиоактивного и углеводородного сырья в недрах Таджикистана. Запасы урана, по словам мифотворцев, составляют 13,5% от мировых запасов! Однако реальность такова, что хотя первая советская атомная бомба и была изготовлена из урана, добытого в городе Чкаловске на севере Таджикистана, сейчас запасы этих руд почти полностью истощены. Увлечение такой мифологией можно было бы отнести только к разряду курьёзов, если бы не серьёзный побочный эффект – потеря и без того невысокого доверия со стороны потенциальных инвесторов.
Ни одна конференция по вопросам безопасности в регионе Среднего Востока не может оставить без внимания обстановку в Афганистане. Тем более, если в данном случае Афганистан – сосед, с которым у тебя общая граница в 1344 км. А в том случае, когда у соседа больше 30 лет не прекращается война, такое соседство - серьёзная проблема.
По мнению практически всех участников конференции, в той или иной мере затронувших «афганский» вопрос, фактически США и НАТО, начав в 2001г. войну «для поддержки дружественного правительства» (которое оно само привело к власти), повторяет опыт США и их союзников во Вьетнаме 1964-1975 годов и СССР в Афганистане в 1979-1989 годы, когда те и другие «внешние управляющие» вынуждены были воевать вместо своей «креатуры». Это подтверждает и до сих пор плачевное состояние новой афганской армии, формирование которой началось еще в 2002 году. В соответствии с планами НАТО, её окончательное формирование по родам и видам вооруженных сил должно быть завершено к концу 2009 года. Вместе с тем, в настоящее время выясняется, что по численному составу она едва достигла половины от запланированных 120 тысяч человек. По мнению экспертов, боевые качества созданных формирований не достигают даже уровня Народной армии Афганистана 1979-1989 гг.
Начальник Генерального штаба Министерства обороны Таджикистана генерал-лейтенант Р.Х.Надиров высказал «глубокую озабоченность ухудшающейся ситуацией в Афганистане». Более того, он высказал мнение, что «предстоящие в этой стране в августе президентские выборы не решат проблем, а только обострят внутреннюю обстановку». Приведенная им статистика наркоугрозы, исходящей от южного соседа, впечатляет: если в 2007 году на пянджском рубеже таджикскими пограничниками было задержано 1024 кг. наркотиков, а в 2008 году – 1431 кг., то за два первых месяца этого года - уже 344,5 кг.
По мнению руководителя экспертной группы Ассоциации приграничного сотрудничества А.С.Дереникьяна, летом нынешнего года боевые действия США и ISAF будут перенесены на территорию соседнего Пакистана, что приведет к новому витку напряженности в регионе. Принимая во внимание периодические рейды американских войск на территорию соседнего Вазиристана, а также применение средств пакистанских ПВО по американским вертолетам в сентябре прошлого, 2008г., такие прогнозы не вызывают особого сомнения.
Стабильный и мирный Афганистан попросту не нужен некоторым окружающим государствам – такую мысль высказал начальник Управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан А.Сатторзода. По его мнению, процветающий Афганистан может стать мощным источником притяжения для пуштунов, проживающих в Пакистане в «зоне племен». Помимо этого, по словам политолога, благодаря продолжающейся войне в Афганистане Пакистан ежегодно получает от Запада $10 млрд. на борьбу с терроризмом, чего он сразу лишился бы в случае достижения мира.
Официальный Тегеран также заинтересован в том, чтобы Соединенные Штаты были связаны войной в Афганистане. Это в значительной степени гарантирует отсутствие активных действий американцев против самого Ирана. С этим, по его мнению, связано и массовое выдворение афганских беженцев с территории Ирана на родину. Россия, по мнению А.Сатторзода, также выступает за консервацию нестабильной обстановки в Афганистане: некоторые круги в РФ жаждут реванша за геополитическое поражение СССР в 1979-1989 годах в этой стране и желают США «второго Вьетнама».
Однозначно невыгодно пребывание НАТО в Афганистане лишь Китаю – в отличии от России, война идет прямо у его границ. Китаю совершенно не выгодна повторная «талибанизация» этой страны – это неминуемо приведет к активизации фронта освобождения Восточного Туркестана и других сепаратистских организаций в среде девятимиллионного уйгурского населения Синьцзяна. Помимо этого, Китай не устраивает усиление американской военной мощи в Южной Азии: в 2005 году Киргизия не разрешила полеты американских «Аваксов» с базы в Манасе вдоль своей границы с КНР, однако никто не запрещает им делать это из Шинданда и Баграма.
Индия все более настойчиво высказывает опасения о поглощении Афганистана Пакистаном, что, без сомнения усилит ее главного геополитического противника в регионе.
В целом, делает неутешительный вывод таджикский политолог, «нынешняя ситуация в Афганистане была подготовлена многолетним равнодушием мирового сообщества».
Рекомендации, прозвучавшие на конференции, радикально отличались друг от друга. Большинство их были вполне традиционными: различные формы участия международных и региональных организаций во внутриафганском диалоге, вперемешку с популистско-магическими заклинаниями типа «проблема не имеет военного решения».
Однако были и вполне радикальные предложения. Например, раздел Афганистана по этно-территориальному принципу, что должно, после ряда локальных конфликтов в регионе, связанных с формированием нескольких новых государственных образований на территории как самого Афганистана, так и Пакистана, а возможно и Ирана, наконец, установить долгожданный мир. Однако большинство участников конференции такие сценарии дружно отвергли.
В целом конференция «Проблемы безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса» показала нарастающую озабоченность ситуацией в Афганистане и возросший интерес к путям поиска мира и стабильности в регионе.
Виктор Дубовицкий, доктор исторических, Душанбе, Таджикистан, специально для «Фергана. Ру»