Узбекистан: Возрождаются кадетские корпуса
На протяжении последних лет по инициативе воинов-интернационалистов и ряда общественных организаций в Узбекистане возрождается кадетское движение. В настоящее время в Ташкенте и Чирчике военно-спортивные классы существуют в нескольких школах и домах «Мехрибонлик» - домах «Милосердия», или, по-старому, в детских домах.
Эти военно-спортивные классы начали создаваться в 2004-2005 годах Республиканским общественным детским фондом «Сен ёлгиз эмассан» («Ты не одинок») и Фондом инвалидов военных действий (ФИВД) и при поддержке объединения «VETERAN» воинов-интернационалистов Узбекистана.
Первоначальной целью обучения детей в военно-спортивных классах была коррекция поведения «трудных» подростков, но постепенно появление таких классов привело к возрождению кадетского движения в Узбекистане. Ветеран войны в Афганистане, бывший капитан МВД Олег Политин рассказал корреспонденту «Ферганы.Ру» об истории кадетского движения в Узбекистане и о кадетском житье-бытье в доме «Мехрибонлик» №21, где О.Политин руководит военно-спортивным классом.
- Еще при Советском Союзе воинами–интернационалистами создавались военно-патриотические кружки, где «афганцы» обучали подростков основам военных дисциплин, в том числе рукопашному бою, горной подготовке, - рассказывает Олег Политин. – Обучение было бесплатным, летом дети – в основном, ученики восьмых, девятых и десятых классов - выезжали в военно-патриотические лагеря. С развалом Союза эта программа постепенно «сошла на нет»: сначала кончились денег, а потом некому стало этим заниматься.
В последние годы обязанности по воспитанию подрастающего поколения были переданы махаллям (местным общинам). Однако не везде детьми занимались, повысилась детская преступность, молодежь осталась без занятий, секции и кружки стали платными, а это многим оказалось не по карману. Начались уклонения от службы в армии. И тогда, чтобы оторвать детей от улицы и воспитать их в духе патриотизма, было решено возродить военно-патриотические кружки, а позже создать и первые кадетские классы.
Начали с трудных подростков. Дети отказывались идти в кадеты, сбегали, были случаи правонарушений, не хватало кадров, зарплата офицеров-воспитателей составляла всего 40 тысяч сумов. Но постепенно, когда подключился еще Детский фонд «Сен ёлгиз эмассан», процесс создания военно-спортивных классов начал налаживаться. Мы полтора года жили здесь безвылазно. Восемь офицеров не справились, «сломались», не каждому дано быть педагогом, тем более у трудных подростков. Но постепенно дети начали понимать, что мы пришли сюда не просто так, а работать, знакомили с ветеранами…
Показательные выступления по армейскому рукопашному бою
Сейчас проект постепенно разрастается. В 2008 году в детдоме республиканского значения №22 открыли военно-спортивный класс, в который собрали по два-три человека с детдомов по республике, решив организовать разные возрастные группы. Там сейчас больше сорока человек. В Чирчике при школе №10 существует военно-спортивный класс на коммерческой основе от «ALFA TRENING», который взял на баланс в платную группу воспитанников расположенного рядом детдома №14. Спонсоры помогли.
Фергана.Ру: - Проблем много?
Олег Политин: - Главная проблема – финансирование. Когда мы только начинали, не хватало элементарных вещей: носков, трусов для детей, шнурков и сапожного крема. А нужно было всех одеть и обуть, ведь кадет должен всегда надлежаще выглядеть. Зарплата у наших офицеров-воспитателей невысокая. Хотелось бы, чтобы люди получали больше, были материально заинтересованы. За три года произошли большие изменения, и, в первую очередь, благодаря директору нашего детдома Малику Рузыкуловичу Рузыкулову. Конечно же, основная часть спецсредств есть у класса благодаря фонду «Сен ёлгиз эмассан», но помогают и другие организации, и спонсоры.
Олег Политин
Фергана.Ру: - Каков распорядок дня кадетов?
О.Политин: - В детском доме подъем в шесть утра и отбой в девять вечера, а кадеты встают на полчаса раньше, на утреннюю зарядку. Затем - заправка постелей, уборка территории, чистка обуви, подготовка к школе, завтрак, утренний осмотр, после чего они идут в школу №80. После школы с часу до двух - развод. Дневальные несут дежурство не как в армии – круглосуточно, - а от подъема до отбоя. Ушедшие в наряд наводят порядок и следят за сохранностью имущества. Это дисциплинирует детей, а старшекурсники, командиры секций, своим примером показывают младшим, как себя вести, и следят за дисциплиной. У нас есть наряды. Если, например, кто-то принесет из школы двойку, то в выходные дни он пойдет в наряд и не имеет права покидать территорию подразделения.
После обеда с трех часов до шести проводятся занятия по спецдисциплинам. Кадеты изучают правовые дисциплины, Конституцию Узбекистана, а также военное право: уставы, нормы поведения и этику военного человека. Основными предметами являются информатика, армейский рукопашный бой, а огневую и горную подготовку мы в каникулы проводим в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище (ТВОКУ). В этом году прибавляются новые дисциплины, которые будут преподавать наши кураторы с военного факультета Ташкентского государственного университета информационных технологий (ТУИТ) и ТВОКУ.
Вынос государственного флага на соревнованиях
Следует отметить, что в соответствии с решением Кабмина, приказом Минобороны с 2009 года за детскими домами в целях оказания практической помощи закреплены высшие военные училища. Так, за домом «Мехрибонлик» №21 закреплен военный факультет ТУИТ, за домом №22 – ТВОКУ, а за чирчикским домом «Мехрибонлик» №14 – Чирчикское высшее бронетанковое училище. Студенты и курсанты этих учебных заведений будут выезжать в качестве командиров на стажировку.
У нас первый в республике детский военный оркестр, и мы участвуем в различных мероприятиях. Дети не должны чувствовать себя в изоляции, а ведь в отличие от гражданских школ, у нас нет ни каникул, ни выходных. В качестве поощрения мы даем увольнительные, и кадет может побывать у родственников. В каникулярные дни, когда нет занятий в школе, мы выезжаем в горы, где кадеты проходят «школу выживания», ездим в ТВОКУ и военные части, ходим в театры. Кроме того, летом мы выезжаем в оздоровительный лагерь «Кызылсай» в Паркетском районе, где даем нашим детям отдохнуть и закалиться. Директор лагеря Дильфуза Анарбаевна Атаева старается помочь нашим детям, понимая, что у них повышенные физические нагрузки: кадетов кормят, как спортсменов. В лагерь ведь, кроме нас, приезжают боксеры, дзюдоисты, футболисты… Могу с уверенностью сказать, что сегодня простому человеку невозможно оплатить все расходы, которые затрачиваются на воспитание кадетов.
Кадеты детского дома «Мехрибонлик» №21
Фергана.Ру: - А как кормят в самом детском доме?
О.Политин: - Питание кадетов в детдоме, конечно, не всегда достаточно: их физические нагрузки значительны, а дополнительных калорий они не получают. Меню составлено с учетом старых норм для детей от 6-ти до 12-ти лет, но наши дети старше – от 12-ти до 17-ти лет. Мы обращались в министерство, где нам ответили, что это - установленные нормы. Поэтому когда мы выезжаем на сборы, соревнования, то стараемся подключить всех, кто может профинансировать дополнительное питание для детей. Это, опять же, Детский фонд «Сен ёлгиз эмассан», «ALFA TRENING» и чирчикская школа №10.
Фергана.Ру: - Чем кадеты занимаются в свободное время?
О.Политин: - С семи до половины девятого вечера у кадетов личное время. Во вторник, четверг и субботу банный день: душ общий, и на мытье уходит много времени. Сейчас наши друзья финансируют сооружение душевой на нашей половине. С нового года появилось кабельное телевидение, и мы регулярно смотрим узбекские и российские информационные программы, фильмы, познавательные передачи.
Сама специфика нашей программы построена так, чтобы как можно меньше времени оставалось свободным. Ведь поначалу, когда у детей было больше свободного времени, нарушения были очень частыми: воровали и продавали вещи, дети сбегали, и так далее.
Сегодня кадеты постоянно заняты. С этого года они начали изучать английский, итальянский, французский языки. Много времени мы уделяем музыкальным занятиям.
Наша проблема в том, что мы не можем платить приглашенным педагогам. Хочу сказать, что многие преподаватели работают бесплатно.
В этом году фонд «Сен ёлгиз эмассан» предоставил нам возможность два раза в неделю заниматься хореографией, и теперь по понедельникам и пятницам кадеты в обязательном порядке занимаются бальными танцами. В будущем хотим научить ребят фехтованию. И если раньше мы преподавали только втроем, то сейчас у нас уже семь преподавателей.
В казарме
Фергана.Ру: - То, что ваши воспитанники – так называемые «трудные подростки», - сильно сказывается на методах работы с ними?
О.Политин: - Трудными их делает общество. Многие дети прошли в жизни через такие испытания, каких и взрослому не пожелаешь. Большинство из них - социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав. Но есть дети из малоимущих семей, где родители не могут обеспечить ребенку достойное существование. У меня есть мальчишка, отец которого, поехав на заработки, лишился здесь квартиры. От него сбежала жена, оставив его с ребенком и без жилья. Отец как мог, «тянул» сына, но был вынужден обратиться за помощью в органы опеки, с просьбой временно устроить ребенка в детдом. Сам он работает в какой-то строительной фирме мастером по производству. У мальчика хороший потенциал, он не насмотрелся «грязи», пришел из дома, а не с улицы. Органы опеки предложили отцу вариант направить ребенка в наш детский дом, а отец, узнав, что здесь есть военно-спортивный класс, попросил устроить в него мальчика.
Фергана.Ру: - Кто такие кадеты сегодня, что их ждет впереди?
О.Политин: - Изначально в России кадеты, будучи детьми дворян, офицеров, были людьми государства, которое брало на себя обязанности по их воспитанию. В дальнейшем из них вырастали великие военачальники: Суворов, например, вышел из кадетов. Если курсанты контрактных военно-спортивных классов являются слушателями, которые в течение недели проживают в интернатах при школах, а на выходные дни уезжают домой, то собственно кадетами могут называться именно воспитанники детских домов – «дети государства».
Что ждет их впереди? Согласно президентской программе, они продолжат свое образование в лицеях и колледжах, где получат льготные стипендии, дотации государства и будут социально защищены. Есть проблема с общежитиями. Бывает, что ребенку подходит то или иное учебное заведение, но именно там нет общежития, и тогда его вынужденно отправляют учиться в другое место. В этом плане очень ценен опыт сотрудника социальной защиты детей нашего детского дома Гульнары Баротовны Холовой, которая занимается защитой прав не только сегодняшних, но и бывших воспитанников детдомов в «квартирных вопросах».
Кадеты на занятиях
Фергана.Ру: - Называясь кадетами, воспитанники детских домов все же не имеют гарантий на поступление в военные училища?
О.Политин: - Чтобы стать военным, выпускнику военно-спортивного класса нужно получить полное среднее образование в лицее или колледже, и только тогда он имеет право поступать в военное училище. Но в этой ситуации образуется трехгодичное «окно», которое может двояко повлиять на принятие дальнейшего решения. Молодой человек, хлебнув вольной гражданской жизни, может пойти по совершенно другому пути, что говорит о его праве на выбор. На сегодняшний день в республике пока имеется всего один военизированный лицей. Поэтому в настоящее время назрела необходимость создания военных лицеев для непрерывного военного образования. Пока же, решается вопрос о создании на базе детдома №22 группы лицеистов, которых наберут из кадетов. Они закончат 11 классов, и смогут поступить в военные училища.
Кадетское движение в Узбекистане пока находится в стадии становления. Предстоит еще много сделать, но главное, что есть и всегда будут люди, которым не безразлична судьба детей.
Павел Кравец