Узбекистан: Нужен ли Самарканду свой зоопарк?
Вот уже более четверти века самаркандец Владимир Ефанов разводит самых разнообразных животных, в том числе - редких. Закончив когда-то факультет прикладной математики Самаркандского государственного университета, а затем биофак Ташкентского педагогического института, заслужив звание мастера спорта по баскетболу, сегодня В.Ефанов работает научным сотрудником Зарафшанского заповедника. Вместе со своей супругой он собрал в свою коллекцию не менее двухсот особей животных, которые могли бы составить основу приличного по своим размерам зоопарка. Однако Самарканд из-за отсутствия государственной поддержки своего зоопарка не имеет, содержанием экзотичных для города животных Ефанов занимается непосредственно у себя дома, лишь полтора десятка рептилий обитают в крошечном террариуме, расположенном в Парке железнодорожников.
Владимир Ефанов. Фото © «Фергана.Ру»
- Я всегда собирал животных различных видов, преимущественно, рептилий, держал их у себя дома, - рассказывает Владимир Ефанов в интервью «Фергане.Ру». - Ко мне часто приходили разные люди, которые очень интересовались моим маленьким домашним зоопарком, и в 1996 году мы решили открыть публичный террариум. Обратились к местным властям, нам выделили одну комнату в Центральном парке Самарканда. Но в 2004 году парк пережил серьезную реконструкцию и в итоге превратился в живописный сквер, а все его аттракционы были перенесены в Парк железнодорожников. Через год и нам здесь выделили под террариум вот эту небольшую комнатку, которая раньше служила раздевалкой для музыкантов, выступающих на концертной сцене парка.
Фергана.Ру: - Сколько всего у Вас животных?
В.Ефанов: - Ой, очень много. Если говорить о рептилиях, у нас их аж 32 вида, не особей, а именно вида. Одних только тигровых питонов семь особей, а всего змей – около ста. У нас было много животных, как млекопитающих, так и хищных птиц. Например, у меня дома сейчас живут беркут-ягнятник, бородач, сокол, попугаи, другие птицы. Наша коллекция животных периодически пополняется.
Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»
Фергана.Ру: - Каким образом?
В.Ефанов: - Достаем разными способами: обмениваем, принимаем в дар, покупаем. Нам приносят и лисиц, и волков, однажды принесли даже маленького снежного барса.
Но мы не в состоянии брать всех животных – для этого нет ни условий, ни финансов. Однажды мы увидели на базаре маленького беркута, пришлось отдать все имевшиеся на тот момент деньги, чтобы его купить. То же самое было и с бородачом. То есть, если мы в состоянии купить, мы это делаем, иначе эти животные просто гибнут, как это было со снежным барсом. Нам принесли его и предложили купить за тысячу долларов – мы отказались, через неделю опять принесли и попросили уже пятьсот долларов, еще через неделю – триста, но и эта сумма нам оказалась не по карману, а через месяц он у них умер. Поэтому мы стараемся, по возможности, брать животное, выхаживать его, лечить, если оно больное, и затем отпускать на природу.
Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»
Фергана.Ру: - Кстати, раньше у Вас дома жил крокодил. Я слышал, что прошлой морозной зимой он умер от холода.
В.Ефанов: - Нет, не умер. Мы его взяли совсем маленьким, потом он вырос до полутора метров, и его содержание стало просто невозможным. Ему одному необходимо было полкомнаты, теплая вода, специальное освещение. В итоге мы отдали его в Фергану – там был какой-то цирк на воде. Жалко, конечно. Но и оставшихся у нас животных мы никому не можем показать, потому что для этого нет никаких условий. Есть лишь вот эта маленькая комнатка-террариум, не способная вместить и десятой части животных. Причем, мало кто знает о том, что этот террариум вообще существует: летом еще есть какие-то посетители, а осенью-зимой-весной почти никого нет. Хотя мы так же, как и летом, работаем каждый день – кормим животных, убираем за ними.
Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»
Фергана.Ру: - Но в таком случае за чей счет Вы их кормите-ухаживаете, если совсем нет посетителей?
В.Ефанов: - Только за свой счет: что-то удается скопить за лето, что-то – благодаря обмену некоторых сильно расплодившихся особей на кормовых животных – мышей, крыс, хомяков. К примеру, мы отдаем одного птенчика за сто мышей, которые идут на прокорм других животных. Потому что самое тяжелое в нашей работе – их кормление. Мы и сами разводим кормовых животных – дома у нас их уже штук триста, но этого мало, поскольку в неделю у нас уходит на кормежку не менее 50-60 грызунов.
Фергана.Ру: - Вы обходитесь без помощи государства?
В.Ефанов: - Да. От государства главное, чтобы, как говорится, оно нам не мешало. Хотя жаль, что у нас в Самарканде нет своего зоопарка. Об этом мы уже лет двадцать хлопочем: обращались с письмами, предложениями в городской хокимият (администрацию), местная пресса писала об этом уже не раз, но без толку. Все упирается в финансовый вопрос, никто не хочет вкладывать в это дело большие деньги. Подобие зоопарка появилось в парке жилого массива Согдиана, но зоопарком его назвать трудно: нет условий ни для животных, ни для посетителей, вместо вольеров примитивные загоны – иначе не скажешь. Ни отопления, ни необходимого электричества, ни воды.
Звери Владимира Ефанова. Фото © «Фергана.Ру»
Фергана.Ру: - Но ведь Самарканд – туристический город. Неужели хотя бы из этих соображений государству не выгодно иметь свой полноценный зоопарк?
В.Ефанов: - С туристической точки зрения – может быть, но с экономической… Так сложилось, что зоопарки во всем мире убыточны. Если нет государственных дотаций или частных пожертвований, они, в конце концов, умирают. К примеру, московский зоопарк нашел такой выход из ситуации: кроме нормальных государственных дотаций каждое животное имеет своего спонсора.