Казахстан: Шымкентский театр оперы и балета распахнул свои собственные двери
Два вечера подряд, в минувшие пятницу и субботу, самый молодой казахстанский театр оперы и балета в Шымкенте (Чимкенте) – столице Южно-Казахстанской области - давал гала-концерты в честь своего торжественного открытия. Звезды казахстанской и мировой оперной сцены из России, Германии, Италии и Аргентины подарили жителям и гостям города праздник классической музыки.
В зал невозможно было вместить всех желающих, и часть восторженных зрителей два часа отстояла в проходах, заглушая представление восторженными аплодисментами и возгласами. Воодушевленные столь успешным приемом, неоднократно вызываемые на бис, герои вечера тоже не скупились на комплименты публике, театру и городу. Как сказал музыкальный руководитель и главный дирижер вечера, маэстро Венской филармонии Александр Викулов, Шымкент вошел в мировое оперное сообщество.
В пятницу Южно-Казахстанский областной театр оперы и балета открыл Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, побывавший в Шымкенте с рабочим визитом. Правда, собственно открытием театра это событие не назовешь – произошло лишь торжественное открытие театрального здания. Решение об открытии самого театра было принято в начале прошлого года, и с тех пор театр уже подготовил и показал около десяти концертных программ с участием лучших мировых голосов.
Слово и дело
Впервые идею открытия в Шымкенте оперного театра высказал бывший аким (глава администрации) Южно-Казахстанской области, а ныне вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев. Именно Шукеев заложил первый камень в основание театра и сделал самые важные шаги на пути к открытию в городе театра оперы и балета. «Оперный театр нам нужен, - говорил он, - и мы найдем и возможности, и деньги. Посредством этого театра мы должны воспитывать, духовно обогащать людей. Иначе весь город превратится в базар, а кинотеатры станут тойханами (здание, где проводятся праздничные мероприятия – ред.)». Обыватели, естественно, восприняли эту идею с сарказмом: какие, мол, балет и опера в провинции? Служители же искусства, наоборот, исполнились воодушевления и доказывали обратное: новому храму искусства в городе, уже имеющему несколько театров, музыкальную и балетную школу, музыкальный колледж и институт культуры, в городе, где ежегодно проходят Международный конкурс исполнителей русского романса и международный театральный фестиваль, наконец, в городе, который подарил миру немало писателей, поэтов, художников и музыкантов, - вот в этом городе театру оперы и балета самое время и место.
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»
Прежде чем принять судьбоносное постановление, было решено подготовить публику, проведя своего рода презентацию идеи. За эту просветительскую задачу взялась творческая группа энтузиастов из местной творческой элиты: актеры, режиссеры, хормейстеры и другие. Первый концерт «Мир великой музыки», собранный из популярных оперных партий с участием артистов оперы и балета Астаны, Алматы, Ташкента и Бишкека, прошел в конце февраля 2007 года в областном драматическом театре «на ура», подтвердив правомерность идеи создания оперного театра и убедив организаторов продолжать и наращивать начинание. Область продемонстрировала высокий творческий потенциал региона, и пока велась подготовка к проведению следующих показательных мероприятий, активней решались организационные вопросы. В конце марта 2007 года аким подписал постановление о создании театра. После начали подбирать труппу, подыскивать здание – под будущий новый храм музыки и балета было решено реконструировать бывший Дворец молодежи. Вся эта в буквальном смысле закулисная работа для широкого зрителя оставалась за кадром. Между тем, написанное на афишах название «Южно-Казахстанский областной театр оперы и балета» от концерта к концерту превращалось из набора слов, первоначально резавших слух и поражавших сознание южноказахстанцев, во вполне привычную местную фразу. Призрак оперы на глазах превращался в реальность.
Череда концертов
После презентационного концерта под прямым патронатом акима в Шымкенте прошла череда знаковых культурных событий. В конце мае прошлого года в городском парке имени Абая под открытым небом состоялся первый гала-концерт солистов мировых театров. Ариями из опер Верди, Бизе, Моцарта, Пуччини слух шымкентцев услаждали американская оперная певица Гейл Гилмор, мексиканский тенор Хоэль Монтеро, бас-баритон Эрдем Байдар из Турции и другие - все солисты крупнейших европейских театров. Через месяц там же прошел международный фестиваль джазовой музыки «Южная ночь», украшением которого стали звезды мировой величины: саксофонист Игорь Бутман и американка Синтия Скотт, номинированная на премию «Грэмми» в 2002 году. Аким на том концерте не удержался – и сам выскочил на сцену с саксофоном: Умирзак Шукеев известен своей любовью к джазу. В июле прошел еще один праздник высокого искусства: звезды оперы, родившиеся в Южном Казахстане, собрались в городском парке «Мир фантазий», где прошел концерт «Шымкент в сердце моем…». Список прославленных выходцев из Южно-Казахстанской области выглядел внушительно: это и прославленный баритон Государственного театра оперы и балета им. Абая Талгат Кузембаев, и солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, заслуженный артист России Ахмед Агади, и лауреат международных конкурсов Гульжан Раскалиева из Москвы, и многие другие. Восторг и радость зрителей сложно описать. «Наши земляки приходят в парк слушать оперу и джаз, и, как мне кажется, уже почувствовали, что они не провинциалы. И это свидетельствует о том, что мы уже стоим на подступах к большому классическому искусству», - прокомментировал тогда художественный руководитель Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета Аскар Алихан.
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»
12 октября, в 72-й день рождения Лучано Паваротти, до которого он не дожил несколько дней, Шымкентский театр оказался единственным в Центральной Азии, кто организовал и провел концерт памяти великого тенора. Концертная программа состояла, в основном, из репертуара самого именинника. Со сцены Дворца металлургов, ставшей на два часа оперной «гостиной», звучали арии из классических оперных произведений: «Травиаты» Верди, «Тоски» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Вертера» Массне, «Пиковой дамы» Чайковского. Была отдана дань и казахстанской земле – исполнялись «Абай» Жубанова, «Махамбет» Жуманиязова, казахские песни. Выступали именитые заслуженные артисты Казахстана и Узбекистана, лауреаты международных конкурсов. Дирижировали заслуженные артисты и деятели Казахстана, народные артисты Узбекистана, концертмейстеры. Слушателей ждали весьма интересные оригинальные номера – исполнение «Тико-тико» Абреу на домбре и «Аве, Мария» Шуберта на саксофоне. Кульминацией вечера стало выступление «золотых голосов» Центральной Азии – заслуженного артиста Республики Казахстан Курмана Шойынбаева и заслуженных артистов Республики Узбекистан Нурмимира Султанова и Овеза Раджабова, спевших «О, солнце мое» (О sole mio!) Капуа, как пело «великое трио» теноров современности - Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго. Под самый занавес включили запись самого Паваротти, и, вместе с ним пели его живые коллеги, как бы иллюстрируя мысль о бессмертии и вечности искусства. Несмотря на печальный повод, атмосфера на концерте памяти великого певца царила торжественная, светлая и праздничная.
Событие это имело международный резонанс. Как отметил Аскар Алихан, звонки и письма со словами благодарности поступали из самой Италии, муниципалитета Мадены – родного города Паваротти, а также из посольства Италии в Узбекистане.
В марте этого года в областном русском драматическом театре прошел вечер под названием «Браво, бельканто!». Парадом звезд, арий и партий «командовал» специально приглашенный дирижер театра Сан-Карло в Неаполе Ивано Кайацца. В программе вечера были представлены арии, романсы, сценки из таких классических итальянских и казахской опер, как «Севильский цирюльник» Россини, «Тоска» Пуччини, «Жанна Д’Арк», «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Абай» и «Енлик-Кебек» Жубанова. Большей частью виртуозно дирижировал музыкальный руководитель и главный дирижер концерта Иванно Кайацца. Полностью погруженный в игру звуков, он отдавался власти музыки, доводя каждую ноту, нюанс и интонацию, и словно слился с оркестром в одно целое. Кто-то из зрителей заметил, что прежде скромный оркестр засверкал под его палочкой, как бриллиант. Под стать оркестру были и солисты театров Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана: заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, государственных премий. Блистали на сцене и артисты балета из Шымкента и Бишкека.
В конце концерта все выступавшие удостоились лестной похвалы из уст самого маэстро. «Браво, оркестр! Браво, исполнители!» – сказал он вместе со словами благодарности за «замечательный», по его определению, вечер. И искренне добавил: «Ваша инициатива иметь собственный театр оперы и балета очень ценна и важна. Это очень важно для культуры этого края и для работы музыкантов. У вас очень хорошие музыканты и талантливые артисты, а также прекрасная публика. Желаю большой удачи Аскару Алихану в реализации его почетной миссии!»
В июне любителей классической музыки ждал новый праздник высокого искусства. В шымкентском технопарке «Мир фантазий» прошел концерт «Звезды мировой оперы в Шымкенте», в котором звучали арии из опер, русские и казахские песни в исполнении двенадцати «звездных» солистов ведущих театров Казахстана, России, Узбекистана, Германии, Австрии, лауреатов различных престижных премий, участников международных проектов. Такое количество звезд мировой оперы сразу собралось в Шымкенте впервые. Народный артист России, ведущий солист Саратовского театра оперы, лауреат национальной премии «Золотая маска» Владимир Верин; солист Мариинского театра, лауреат всевозможных конкурсов Сергей Гордеев; уроженец Харькова, ныне живущий в Германии, гастролирующий с концертами по Европе, Олександер Щербаков; солист Большого театра России, выступавший в Париже и других европейских городах Денис Закиров. Особенно приятными для южноказахстанцев стали выступления их бывших земляков – уроженца Туркестана, солиста ГАБТа им. Навои Нигмата Синхабиби и ведущей солистки Театра Абая Гульзат Даурбаевой, которая входит в первую «десятку» сопрано современности и которую на прошлогоднем оперном фестивале на Кипре признали одной из выдающихся певиц современности. Бесспорной звездой вечера стала немка Маргарет Фишер, выпускница Академии театра и музыки, стипендиат Европейского союза. А музыкальным руководителем и главным дирижером проекта был прославленный маэстро Венской филармонии Александр Викулов.
Шымкентский оперный театр. Фото © ИА «Фергана.Ру»
Артисты пели как соло, так и в трио, а последний номер – «Застольную» Альфреда и Виолетты из оперы «Травиата» – исполнили все участники концерта. В финале их пение расцветилось красочным фейерверком: звезд, стоящих на сцене, буквально осыпали звездами. Восторженная публика не спешила расходиться. Не меньше радости испытали и сами исполнители. Маргарет Фишер призналась, что счастлива петь перед публикой под открытым небом и сейчас не хотела бы находиться ни в каком ином месте. «Ощущения замечательные!» – поделилась она. Аналогично высказался и российский певец Владимир Верин: «Когда поешь в зале, там все иначе – там акустика, нет микрофона, поют вживую. А здесь на воздухе мы не видим, как обычно, глаз зрителей (они удалены от сцены значительнее, чем в театре), но по голосам и звукам чувствуешь, что твое пение дошло до зрителя. Это прекрасно!»
Художественный руководитель проекта, директор Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета Аскар Алихан тогда же пообещал: проведение в начале лета в Шымкенте оперных фестивалей с приглашением выдающихся звезд оперы станет традицией. Главная же задача этого и всех проведенных прежде незабываемых концертов, по его словам, заключалась в пропаганде классической музыки, приучении публики к оперной классике, привитии ей вкуса и ориентированности на самые высокие образцы оперного искусства. Театр с этой почетной миссией справился и завоевал поддержку и уважение зрителей задолго до обретения собственной сцены.
Затянувшееся строительство
Пока коллектив театра завоевывал зрителя, строился его «дом». Строительство велось на месте построенного в 1984 году Дворца машиностроителей. В 2002 году его переделали под Дворец молодежи, а в 2007-ом было принято решение реконструировать здание под оперный театр. Дело это, стоит отметить, затянулось: первоначально планировалось открыть оперный театр еще год назад. Работа началась в июле прошлого года. К концу года деньги были освоены - в 2007 году было освоено 297,5 миллиона тенге (чуть меньше 2,5 миллиона долларов), - но их не хватило. Дополнительные средства были выделены в этом году, лимит текущего года составил 589 миллионов тенге (около 4,9 миллиона долларов), общая же сметная стоимость объекта составила 882,5 миллиона тенге (примерно 7,4 миллиона долларов). Чтобы воодушевить строителей, коллектив театр даже провел для них концерт прямо на строительной площадке.
Еще до завершения строительства театра труппа освоила еще одну концертную площадку – в здании городского бизнес-центра «Махамбет» открылась музыкальная «гостиная», где прошел целый ряд оперных вечеров. На одном из них блистала оперная дива из Италии Омбреттта Макки. Параллельно театр вел переговоры с партнерами и оперными театрами Средней Азии, Баку, России, налаживал контакты с выходцами из Южного Казахстана – певцами, проживающими ныне в Москве, Санкт-Петербурге и гастролирующими за рубежом. В результате Шымкентский театр сотрудничает с Саратовским Государственным академическим театром оперы и балета, с Ташкентским театром оперы и балета им. Навои, с Дирекцией международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», с Ассоциацией оперных театров Европы, маэстро Александром Викуловым, приглашенным главным дирижером, заслуженный артистом России Ахмедом Агади, оперной певицей из Италия Омбреттта Макки… Перечислять можно долго.
И вот театр, хоть и с опозданием, но все же, наконец, открылся. Здание переродилось до неузнаваемости. Никто не мог и предположить, что из такого, мягко говоря, не слишком презентабельного Дворца машиностроителей можно сотворить такую «конфетку». Театр поражает красотой и изяществом как снаружи, так и изнутри. Он выполнен в казахском национальном стиле, просторные холлы украшены картинами и гобеленами, на потолках сверкают великолепные люстры. Концертный зал рассчитан на 350 мест, в здании есть театральное кафе, репетиционные залы, рабочие кабинеты, спортивный зал. Все параметры соответствуют акустическим и другим нормам.
На гала-концерт в честь открытия театра, помимо казахстанских и узбекистанских были приглашены такие зарубежные исполнители, как Талгат Кузембаев, Мирче Неделеску (Германия), Гульжан Раскалиева (Москва), Карлос Д’Онофрио (Аргентина), Тоомас Калдару (Италия), Юлия Саврасова (Санкт-Петербург) и многие другие. Главным дирижером вечера стал Александр Викулов. Исполнялись произведения Жубанова, Легара, Пуччини, Бизе, Моцарта, Чайковского, Лара и других. В завершение вечера директор театра Аскар Алихан спросил не желающих расходиться зрителей: «Нужен ли нам театр оперы?». И услышал в ответ громогласное: «Да!!!»
Теперь, поселившись в собственном доме, Театр оперы и балета с новыми силами готовит ревю по лучшим страницам казахских опер и собирается поставить «Травиату» Верди, «Евгения Онегина» Чайковского и «Ер Таргын» Брусиловского. Помимо оперно-балетных постановок, театр заявил о намерении вести филармоническую деятельность – концерты симфонических миниатюр, лектории, циклы концертов для юношества. Областной театр оперы и балета намерен стать центром культуры не только для южан, но и для всех казахстанцев.
Лаура Копжасарова, Шымкент. Фото автора.