Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Коксарайский проект: за и против

07.07.2008 12:09 msk, Ирина Казорина

Казахстан Вода

В марте 2008 года была поставлена окончательная точка в принятии решения о строительстве на юге Казахстана Коксарайского искусственного водохранилища. А через два месяца, 25 июня, возле населенного пункта Шогирли Отрарского района Южно-Казахстанской области в торжественной обстановке была заложена капсула, символизирующая начало строительства. Но, несмотря на то, что решение принято, споры между противниками и сторонниками проекта не утихают.

История вопроса

Во времена Советского Союза все было ясно: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан славили СССР своим мощным сельским хозяйством. Центральная Азия обладает примерно 170-180 кубическими километрами водных ресурсов, до девяноста процентов которых активно используются. Основные источники воды стран региона находятся на территории Киргизии (Сырдарья) и Таджикистана (Амударья). Но даже в советское время Казахстан пользовался водой по остаточному принципу. Влага и сегодня доходит до юга Казахстана только после того, как оросит поливные земли соседних государств.

Ирригационная система тех времен состояла из гидротехнических сооружений на реках Сырдарья, Нарын, Карадарья, Чирчик. Сток регулируется Нарын-Сырдарьинским каскадом водохранилищ. Их всего пять: три верхних - Токтогульское (Киргизия), Чарвакское, Андижанское (Узбекистан), и два русловых - Кайраккумское (Таджикистан) и Чардаринское (Казахстан, ЮКО). Самое крупное - Токтогульское, его мощность - более девятнадцати миллионов кубометров воды. ГЭС на этом водохранилище во времена Союза работала в двух режимах - водном и энергетическом.

Это позволяло снабжать водой в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях более 420 тысяч гектаров орошаемых земель, 100 тысяч гектаров заливных сенокосов. А в маловодные годы помогало поддерживать на минимальном уровне воду в хозяйственно-экологических и рыбоводно-озерных системах в пойме и дельте Сырдарьи.

ГЭС тогда не могли работать на полную мощность в энергетическом режиме зимой - это грозило затоплением. Поэтому Киргизия получала компенсацию из братских республик - газ из Узбекистана, уголь из Казахстана, нефтепродукты из России. С распадом Союза поставки топлива в Киргизию были резко ограничены. А в этой стране нет собственных запасов природного газа и угля, поэтому выход был очевиден - крутить на всю мощь турбины ГЭС, уже не считаясь с тем, что соседей по реке может затопить. Зимой сбрасываемая из Киргизии вода затапливала поселки в низовье Сырдарьи, а летом, когда воду начинают активно использовать для полива, многие районы ощущают ее нехватку. Так произошло в прошлом году, когда южноказахстанским хлопкоробам было рекомендовано уменьшить количество земель под хлопчатником.

В Чардаре уже давно отказались сеять рис из-за его большой страсти к воде. Таджикистан также изменил режим работы Кайраккумского водохранилища, и теперь чтобы увеличить выработку электроэнергии, водохранилище набирает проектную отметку уже в начале января каждого года. Узбекистан перевел режим работы Чарвакского водохранилища с ирригационного на ирригационно-энергетический. В зимнее время из него выпускается больше воды, чем это предусмотрено проектом. Это и создает постоянную угрозу затопления территорий Южно-Казахстанской и Кызылординских областей.

Коксарай. За и против

О строительстве Коксарайского водохранилища начали говорить еще с 1998 года, а в 2001 уже был подготовлен проект Коксарайского контррегулятора. Казахстанские власти отвели для него место в 165 километрах от города Арысь. Его параметры таковы: емкость чаши – три миллиарда кубометров, длина земляной плотины – 44,7 километра.

В процессе обсуждения строительства у Коксарайской чаши появились как сторонники, так и противники. Особенно тревожились кызылординские власти, они высказывали беспокойство за свой регион, опасаясь, прежде всего, сокращения поступления воды в Сырдарью и дальнейшего ее обмеления, а также высыхания Аральского моря, что может привести к экологической катастрофе, поскольку, по мнению ученых, со дна пересохшего дна в атмосферу Земли поднимаются гербициды, пестициды и аэрозоли. Однако президент Казахстана Нурсултан Назарбаев порекомендовал кызылординцам прислушаться к авторитетному мнению казахстанских и иностранных ученых. «Это нелегкое решение - идти на такие большие траты, но выбора у нас нет. Поэтому Коксарай строить будем, это такой же социальный проект, как, например, строительство газопровода с запада на юг Казахстана: прибыли он не принесет, но поможет решить много проблем», - резюмировал глава Казахстана.

Ученые поддерживают решение правительства, однако предостерегают: «Строительство водохранилища без согласования и создания общей бассейновой схемы Центральноазиатского региона регулирования связано с большим риском. Чтобы не ошибиться с параметрами, режимом, нужно договориться о межгосударственной системе управления».

У проекта, по мнению советника председателя Комитета по водным ресурсам Минсельхоза Казахстана Камитжана Пулатова, «соотношение плюсов к минусам - девяносто девять к одному». Если говорить об обстоятельствах, подчеркивает он, то необходимость строительства стала особенно отчетливо понятна этой зимой и весной, когда существовала реальная угроза переполнения Чардаринского водохранилища и затопления двадцати сел ЮКО и пятидесяти населенных пунктов Кызылординской области». На ликвидацию последствий были затрачены колоссальные средства из республиканского и областного бюджетов – это тоже немаловажный фактор, который учитывался при принятии решения о строительстве.

К плюсам можно отнести и то, что накопление воды решит проблему с орошением земель. Есть все основания считать, что нанесенный в Коксарай ил после того, как он сработается до нуля, станет почвой для хорошего травостоя, что только на руку животноводам юга Казахстана. К минусам же, по мнению К.Пулатова, можно отнести то, что у проекта очень высокая стоимость: если первоначально предполагалось уложиться в 223 миллиона долларов, то теперь речь идет о 500 миллионах.

Свое мнение высказала и пресса Узбекистана. «Не останавливает соседей и наш горький - в связи с зимними попусками на Токтогульском водохранилище - опыт создания и эксплуатации подобных объектов. Когда в полутора сотнях километров от Ташкента стал практиковаться аварийный сброс паводковых вод Сырдарьи в Арнасайскую впадину, оказались утрачены тысячи и тысячи гектаров посевных площадей и кормовых угодий. Потери сельского хозяйства исчисляются сотнями миллионов долларов ежегодно», - писала уже после принятия Казахстаном решения о строительстве Коксарайского водохранилища узбекистанская газета «Зеркало ХХI». В той же статье говорится и об ухудшившейся в результате этого экологической ситуации. «Арнасайские воды сегодня чрезвычайно минерализованы: не то, что для питья, - для орошения непригодны! В придонной зоне этой извилистой чаши из-за гниения растительной биомассы накапливается сероводород: того и гляди, газ вырвется на поверхность! Водное зеркало щедро испаряет влагу под среднеазиатским солнцем, что напрямую влияет на климат - например, редкие прежде весенние ливни причиняют немалый урон хлопководству. А страдалица Сырдарья все теряет и теряет шансы принести свои воды в высыхающий Арал».

Ирина Казорина (Шымкент)

ОТ РЕДАКЦИИ: ИА «Фергана.Ру» приглашает специалистов по водным проблемам региона к участию в разговоре о путях решения взаимосвязанных проблем региона. Пожалуйста, присылайте свои мнения, предложения и статьи по адресу ferghana@fergananews.com.