Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Т.Койчуев: «Странам Центральной Азии следует выступать единым фронтом»

24.05.2008 14:39 msk, Репортер-Бишкек

Кыргызстан Интервью

Сегодня мир находится в ожидании серьезного экономического кризиса. Кыргызстан – страна проблемной экономики, считает доктор экономических наук, профессор, действительный член Национальной академии наук Кыргызстана Турар Койчуев, к которому киргизская газета «Репортер-Бишкек» обратилась с просьбой дать анализ экономической ситуации в стране.

Турар Койчуев – интервью газете Репортер-Бишкек
Турар Койчуев – интервью газете «Репортер-Бишкек»

«Репортер-Бишкек: - Мир говорит о грядущем продовольственном кризисе и росте цен на ГСМ. Какие еще ожидаются кризисы в глобальном масштабе?

Т.Койчуев: - Продовольственная проблема в мировом масштабе очень сильно преувеличена, через какое-то время ситуация выровняется. Возможности стран и планеты еще не исчерпаны, потенциал есть.

Плохо то, что наша собственная страна стала во многом зависеть от импорта продовольствия. Хотя мы можем обеспечить собственную продовольственную безопасность, полностью используя посевные площади. Но это сложная задача, требующая решения на государственном уровне. Ведь мы пережили экономический кризис, на данный момент связи между отраслями оказались разорваны, объемы производства уменьшились, ведь мелкие фермерские хозяйства испытывают трудности с приобретением техники и удобрений.

Поэтому и нужна государственная программа поддержки кооперативных крестьянских хозяйств. Не для того, чтобы всех загонять в кооперативы с целью укрупнения, как это было раньше, а чтобы поддерживать добровольно созданные кооперативы. Вполне возможно, что многие крестьяне сами захотят объединиться, как только почувствуют финансовую поддержку.

Затем необходимо решить проблему топливно-энергетических ресурсов. В наших центрально-азиатских странах они оказались распределены неравномерно: Казахстан, Узбекистан и Туркменистан богаты нефтью и газом, а Кыргызстан и Таджикистан оказались обеспечены водно-энергетическими ресурсами. Сейчас СНГ стало устанавливать цены, соответствующие мировым, хотя качество предлагаемых товаров - далеко не на мировом уровне.

При желании все эти страны могли бы легко договориться и пойти друг другу на уступки, поскольку взаимозависимы. Углубление партнерства, возможно – создание союза, привело бы к тому, что страны Центральной Азии смогли бы выступать единым фронтом, а мировые компании не смогли бы навязывать им свои условия, пользуясь разобщенностью братских народов. А пока, чтобы удовлетворить свои потребности в нефти и газе, мы должны либо согласовать цены с другими странами, либо найти собственные ресурсы.

По прогнозам, они есть на юге республики. Конечно, разведка требует времени и денежных затрат, это очень долговременный процесс. А пока мы могли бы использовать уголь. Ведь всего несколько лет назад Кыргызстан был кочегаркой всей Центральной Азии. Действующие шахты были в Кызыл-Кие, Сулюкте, Кок-Янгаке, Ташкумыре. Угольную промышленность мы уже практически потеряли, теперь теряем и эти поселки, которые превращаются в мертвую зону.

Гидроэнергетические ресурсы мы тоже используем не на полную мощь. При СССР планировалось построить в Кыргызстане семнадцать-восемнадцать электростанций, которые бы не только покрывали наши собственные нужды, но и экспортировали электроэнергию. А сейчас мы, занимавшие третье место после России и Таджикистана по ресурсам гидроэнергетики, столкнулись с энергетическим кризисом.

Сказываются проблемы изношенности техники, увеличиваются технические и коммерческие потери, если бы не это - вырабатываемой электроэнергии хватило бы и на собственное потребление, и на экспорт. Тогда строительство новых станций стало бы дальнейшим увеличением нашего энергетического потенциала, а не латанием наших сегодняшних потерь.

Проблемы регулирования воды надо решать таким образом, чтобы интересы соседей не пострадали, но и чтобы запасы не снизились до критических пределов. Управление гидроэнергетическим рычагом зависит не от производителей, а от волевого решения властей, которые должны постараться, чтобы не были ущемлены интересы страны из-за несогласованности политики государства.

«Репортер-Бишкек: - Какой уровень инфляции ожидает нас?

Т.Койчуев: - Инфляция зависит от того, как работает реальная экономика. В прошлом году уровень инфляции достиг двадцати процентов, и в этом году можно уверенно прогнозировать не меньшие цифры. Скачки цен на топливо и энергию автоматически вызывают рост цен на производственные товары и продукты питания. Зарплаты растут, но цены растут еще быстрее и не успевают за зарплатами – так проявляется инфляция. Если мы не обеспечим рост производства, то дальнейшее увеличение цен вызовет еще больший рост инфляции.

У нас сейчас отмечается рост ВВП, но он обусловлен сферой услуг, а не производством. У нас обслуживают импорт, а это, в свою очередь, влияет на цены и инфляционный процесс. Если бы мы обслуживали собственное производство, такой картины не было бы.

Кажется, что импорт проще, дешевле, доступнее. Но это обманчивая простота и доступность. Мы тратим деньги, закупая импортные товары, и тем самым ограничиваем и загоняем в тупик собственное производство. Это относится не только к промышленности, но и к сельскому хозяйству. В результате собственная экономика оказывается в тупике.

«Репортер-Бишкек: - Каков объем внешнего долга нашей страны? Реально ли погасить его своими силами хотя бы на шестьдесят процентов?

Т.Койчуев: - Внешний долг превышает два миллиарда долларов. И выплачивать его придется не один год, а десятилетия. Никто не требует его немедленно отдавать, но долг - дополнительное ярмо на шее, которое с каждым годом все тяжелее. Как скоро мы сможем расплатиться, зависит только от того, насколько крепкой и динамичной будет наша экономика. Необходимо вести переговоры о льготном погашении долгов или даже списании. Это проблема, с которой мы вынуждены жить и считаться.

В свое время государство брало кредиты под государственные же гарантии. А потом пошел процесс приватизации тех структур, на нужды которых брались эти кредиты. Теперь получается, что за ныне уже частные конторы расплачиваться по-прежнему должно государство. Теперь же намечен переход на прямые инвестиции, ответственность за которые будет нести тот, кто их непосредственно берет. Правительство уже сокращает свои долговые обязательства.

«Репортер-Бишкек: - Не направлена ли приватизация всего и вся после президентства Акаева на погашение внешнего долга?

Т.Койчуев: - Не думаю. Приватизация - закономерный процесс. Но у нас должен быть к нему очень глубокий экономический и теоретический подход. Есть природные ресурсы, к примеру, энергетика, земля, которые имеют общенациональное, стратегическое значение. Они необходимы для обеспечения жизнедеятельности всего народа в целом, для существования государства. Это не государственная собственность, а народное достояние, которое находится в доверительном управлении государства.

Говоря о вопросах приватизации, необходимо правильно понимать отношение к собственности. За годы независимости у нас стал преобладать поверхностный подход к собственности, а ведь она - основа экономики.

Возьмем, к примеру, общенациональные природные стратегические ресурсы. Они принадлежат народу, и их владельцем может быть народ в целом. Но права пользования могут отдаваться хозяйствующим субъектам, на определенных экономических условиях и на определенное время. В эти моменты и необходимо внести ясность. В частных руках как объект владения может находиться то, что было создано этими частным лицом на его деньги, ценой его усилий.

«Репортер-Бишкек: - Как вы думаете, поможет ли Кыргызстану приватизация энергетических объектов?

Т.Койчуев: - Проблему приватизации энергообъектов необходимо тщательно изучить, чтобы определить, что должно остаться в руках государства, а что может быть приватизировано. Власть должна принять взвешенное решение в интересах народа.

«Репортер-Бишкек: - С учетом будущей инфляции ожидается ли дополнительное печатание денег или есть какой-то альтернативный путь?

Т.Койчуев: - Сейчас нет необходимости включать печатный станок. Все корригирует рост цен.

«Репортер-Бишкек: - Что нас ждет в будущем? Ведь никакого экономического чудо-рецепта правительство не предлагает, кроме распродажи последних остатков госсобственности.

Т.Койчуев: - Семнадцатилетний опыт независимости свидетельствует о том, что все эти годы процесс реформирования не был идеален, шел с ошибками и недостатками. После 1995-го года пошел процесс оживления и роста экономики. Во многом, может быть, это не заслуга экономической политики государства, а просто само население, устав ждать и надеяться на власти и Бога, стало адаптироваться к рыночным условиям, постепенно начало формироваться и рыночное сознание.

Но к рыночному сознанию население шло интуитивно-эмпирическим путем. Люди сами рассчитывали, зачастую ошибаясь, что сейчас будет пользоваться спросом, во что выгодно вкладывать деньги. Глобальных прогнозов на несколько лет вперед они не делали. В результате мы получили то, что имеем сейчас.

Процесс экономического роста идет, он будет идти, но станет более стабильным, если этому будет способствовать четкая политика государства. Сейчас уже готовится государственная программа. В 2007 году «Центром Экономических Стратегий» был разработан план до 2025 года, затем определили концепции до 2015-го. В них поднимаются следующие вопросы: эффективное рациональное использование производственного и природного потенциала; определение приоритетной структуры и обеспечение сбалансированности развития; возрождение промышленного потенциала страны; улучшение социальной сферы.

Если мы хотим иметь развитую экономику, она должна быть наукоемкой и эффективной. То есть - должны быть квалифицированные кадры, следует обеспечить их подготовку.