Узбеки в Турции (часть I). Текке - обители дервишей
Особое место в развитии связей между среднеазиатскими государствами и Османской империей занимают текке - обители мусульманских дервишей в Турции. Ведь со времен средневековья до середины XVIII века взаимоотношения между тюркской Средней Азией и Османской империей нельзя было назвать безоблачными. Причиной тому была не географическая удаленность друг от друга, а, скорее всего, знаменитая Ангорская (Анкарская) битва, изменившая ход многих исторических событий.
Ангорская битва
В ноябре 1401 года успешный среднеазиатский полководец, правитель государства Мавераннахр эмир (амир) Тимур, завоевав к тому времени Хорезм, Афганистан и совершив победоносные походы в Закавказье, Персию, Индию, был обеспокоен быстрым возвышением Османской империи и задумал большой поход на запад против Турции.
Заняв турецкую крепость Сивас, что в пятистах километрах восточнее Анкары, Тимур направил султану Османской империи Йылдырыму Беязыту (Баязиду Молниеносному) послание с требованием уступить ему Анатолию. Йылдырым Беязыт ответил ему в оскорбительной манере, чем разгневал Тимура, который впоследствии вторгся в Анатолию и в 1402 году разбил армию Беязыта в битве при Ангоре (ныне Анкара).
По свидетельству историка Шарафиддина Али Езди, по окончании битвы турецкий султан со связанными руками был доставлен к Тимуру. Завоеватель поинтересовался у поверженного им неприятеля: «Как бы ты отнесся ко мне в случае, если бы победу одержал ты?». И, не дожидаясь от Йылдырыма Беязыта ответа, добавил: «Тебе и твоим людям желаю только хорошего».
Продолжив свое наступление в западном направлении, Тимур вскоре завоевал города Бурса, что находится недалеко от Мраморного моря, и Измир, расположенный на берегах Эгейского моря. Победа над Османской империей, над считавшимся непобедимым султаном принесла Тимуру небывалую славу. Английский король Генрих IV и король Франции Шарль VI отправили «железному хромцу» письма и ценные подарки. Император Константинополя и султан Египта поспешили признать власть Тимура и предложили выплачивать ему дань. Король Кастилии направил к нему своих послов во главе с Рюи Гонсалесом де Клавихо. Конечно, Европа опасалась вторжения на свою территорию Тимура, однако воины знаменитого завоевателя повернули своих боевых коней назад, в сторону Самарканда.
После Ангорской битвы отношения между Анатолией и Средней Азией долгое время оставались весьма прохладными. И лишь в начале XVIII века среднеазиатские паломники, направляющиеся для совершения хаджа в священные для мусульман города Мекка и Медина, которые до Первой мировой войны находились в составе Османской империи, стали предварять свой хадж визитом в Стамбул. Здесь паломники отдавали дань уважения императору, которому принадлежали священные земли, и получали символическое разрешение султана на совершение хаджа.
|
И ночлежка, и консульство, и оружейный склад
Самым знаменитым и древним узбекским текке является то, которое расположено на холме Султантепе в районе Ускюдар, что в азиатской части Стамбула. Другое текке находится в европейской части города - на улице Соколлу Мехмет Паша, в двухстах метрах от знаменитой Голубой мечети (мечети «Султан Ахмет»). Что касается третьего текке, расположенного вблизи исторической мечети в Эйюбе, то от него сохранилось лишь здание маленькой начальной школы, а на месте основного здания текке в начале 1970-х годов был построен комплекс управления по религиозным делам Эйюба.
На этом месте находилось текке в Эйюбе (фото автора)
Текке узбеков в Стамбуле выполняли своеобразную роль консульств среднеазиатских государств, они получали на сохранение наследства узбеков, проживавших в Анатолии и не имевших наследников. Позднее, по решению султана, не востребованные наследниками ценности стали переходить в собственность текке. Кроме того, для предоставления подданства прибывшим из Средней Азии людям своеобразную «справку» об их происхождении запрашивали именно в текке. О значимости этих обителей говорит и тот факт, что когда в 1867 году перед подписанием мирового соглашения с царской Россией эмир Бухары направил своего представителя в Стамбул, падишах Османской империи послал в Среднюю Азию для изучения обстановки на месте шейха одного из узбекских текке Сулеймана Эфенди.
Текке были знамениты и тем, что здесь готовился узбекский плов, звучали религиозные песни на узбекском языке. Во второй половине XIX века турки впервые ознакомились здесь с искусством «эбру» - росписью под мрамор.
Интересна история узбекского текке, находящегося в Ускюдаре. Оно появилось в 1752-1753 годах (при султане Мехмете I) и было приютом для последователей ордена Накшбанди. Все шейхи этого текке были выходцами из Бухары, узбеками. На содержание текке государство выделяло рис и масло, а шейхам и другим служителям платило жалованье. Несколько раз здание текке реставрировалось за счет государства.
После оккупации Стамбула англичанами в марте 1920 года и в период национально-освободительной войны в Турции узбекское текке в Ускюдаре стало своеобразной перевалочной базой для многих людей, пробиравшихся в Анкару и Анатолию и желавших участвовать в национально-освободительной борьбе. Текке начинают использовать в качестве центра связи между Стамбулом и Анкарой и оружейного склада, откуда в Анатолию направлялись оружие и боеприпасы. Деятельность обители была так законспирирована, что англичане долгое время ни о чем не подозревали и впоследствии были изумлены, узнав, что текке являлось оружейным складом.
В те годы шейх текке, правовед по профессии Ата Эфенди работал, не покладая рук. Именно он совершил путешествие в Среднюю Азию, где, встретившись с Энвером Пашой, который сражался на стороне басмачей против Красной Армии, собирал деньги для оказания помощи Турции.
Узбекские текке занимали важное место в религиозной, политической, общественной и культурной жизни Османской империи. Но после создания Турецкой Республики и проведения реформ в 1925 году президент Мустафа Кемаль Ататюрк запретил деятельность всех текке. Исключение было сделано лишь для узбекского текке в Ускюдаре - за особые заслуги во время национально-освободительной войны. Это текке функционирует и в настоящее время.
Текке в Ускюдаре (фото автора)
Эдхем Узбек Кангай (?)
Эдхем Узбек Кангай является сыном последнего шейха узбекского текке в Ускюдаре. По его словам, до того, как текке было построено, паломники из Средней Азии, следовавшие в Мекку через Стамбул, останавливались на ночлег в палатках, разбитых на холме Султантепе. Однажды проезжавший мимо султан Махмуд II заметил необычные для этих мест палатки и послал к ним своего помощника, чтобы узнать, кому они принадлежат. Встретивший его узбекский шейх Абдулла Алиакбар объяснил, что он и его спутники являются бухарцами, которые приехали в Стамбул, чтобы посетить халифа (императора) и получить у него разрешение для посещения хаджа. Узнав об этом, Махмуд II зашел в палатку и, пообщавшись с ее обитателями, поинтересовался: «Останетесь ли здесь, если я отдам вам эту землю?» Гости с удовольствием приняли предложение правителя. Сначала на том месте построили небольшое здание, затем его сменило более внушительное по размерам.
- Узбекское текке имеет трех шейхов, - рассказывает о своих предках Эдхем Узбек. – Первым был шейх Ибрагим Эдхем Эфенди - «хазарафен», что означает «владелец тысячи искусств». Занимаясь ткачеством и резьбой, он превратил текке в настоящий музей. Второй шейх Ата Эфенди, который приходится мне дядей, во время национально-освободительной войны использовал текке в качестве мозгового центра лидеров движения. Такие знаменитые люди, как Аднан Адыла, Мехмет Акиф Эрсой (автор национального гимна Турции. - Прим. ред.), Февзи-паша Чакмак (турецкий маршал, военный министр, начальник Генштаба. - Прим. ред.) и другие скрывались здесь, спасаясь от англичан, а затем были переправлены в Анкару к Ататюрку. Последним шейхом текке был мой отец Неджмеддин Эфенди. Во времена отца текке было своего рода музыкальным центром. Я стараюсь продолжать дело, начатое отцом.
Эдхем Узбек провел меня на кухню, где я увидел большие казаны для плова. Посуда и другая используемая здесь утварь являются антикварными.
За зданием текке расположено маленькое кладбище, в котором находятся пятьдесят могил, здесь же похоронены все шейхи. Я не смог сдержать своего удивления, когда увидел могилу председателя ЦИК Бухарской народной советской республики, существовавшей с 1920 по 1924 годы, Османа Ходжа-оглы (Усманходжа Пулатходжаев. - Прим. ред.), который перейдя на сторону басмачей, перебрался в Афганистан, а затем, прожив определенное время в Индии, прибыл в Турцию, где и завершил свои дни (?).
Эдхем сообщил, что, как и его отец, он никогда не был в Узбекистане, и даже не владеет узбекским языком. «И мой отец не владел им, знал лишь некоторые слова типа «яхши» (хорошо)», - говорит Эдхем Узбек.
- Сто пятьдесят лет тому назад паломники из Средней Азии использовали текке в качестве ночлега, затем его статус изменился, - продолжает мой собеседник. - В январе 2007 года текке узбеков в Ускюдаре прославилось на весь мир: многие турецкие и зарубежные телекомпании вели оттуда прямую трансляцию похорон известного американского миллиардера, владельца компании по производству музыкальных кассет Ахмета Эртегюна.
- Какая связь между всемирно известным американским миллиардером Ахметом Эртегюном и узбекским текке? – удивился я.
- Ахмет Эртегюн происходит из рода дочери первого шейха Ибрагима Эдхема Эфенди, уроженца Бухары, потомком одного из сыновей которого я являюсь, - пояснил Эдхем Узбек. - Ахмет Эртегюн был владельцем знаменитой американской фирмы, которая занималась пестованием новых звезд эстрады. Он начал создавать звезд из чернокожих артистов еще в те времена, когда их считали людьми второго сорта. А когда в 1980-х годах здание текке сильно нуждалось в ремонте, мы попросили Эртегюна о помощи, он откликнулся, и в 1984 году здание было отреставрировано.
- Почему проживший значительную часть своей жизни в Америке «король музыкальных пластинок» Ахмет Эртегюн завещал быть похороненным именно в текке узбеков?
- Здесь находится семейная могила Эртегюнов, на этом кладбище похоронен отец Ахмета.
- Говорят, что жена Эртегюна еврейка, но он сам был мусульманином, поэтому пожелал быть похороненным не в Америке, а в мусульманской Турции рядом с предками, - подключился к беседе проживающий в Стамбуле наш земляк Шевкет Айнурал. - В траурной церемонии участвовали одетые в национальные чапаны и тюбетейки туркестанцы, которые живут в Стамбуле. Прах Эртегюна я положил в могилу собственными руками, и это меня очень взволновало.
Семейная могила Эртегюнов (фото автора)
- Обычно такие люди, как Эртегюн, в своих завещаниях подробно описывают, как должны пройти их похороны. Было ли сказано в завещании Эртегюна о том, кто именно должен положить его прах в могилу?
- Нет, ничего такого не было. Эдхем Узбек известил нас о церемонии, мы, узбеки, прибыли в назначенный день в текке. Вынесли тело Эртегюна из автомобиля и на плечах понесли к могиле. Вокруг было очень много народу, но нести тело и положить его могилу довелось нам. Может быть, потому, что мы являемся узбеками.
«Текке узбеков может стать институтом имени Алишера Навои»
Когда в феврале я встречался с адвокатом из Стамбула Хаканом Демиром, он сообщил мне, что в пришедшем в упадок историческом текке узбеков в Султан Ахмете проводится ремонт. Оказалось, это стало возможным после того, как в 2003 году перед официальным визитом в Узбекистан премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана его консультанты позвонили в Общество туркестанцев. Хакан Демир в те времена был председателем общества. Консультанты интересовались, что можно сделать для развития отношений между Турцией и Узбекистаном. Хакан-бей рассказал им о плачевном состоянии текке узбеков и заметил, что турецкой делегации следует сообщить узбекскому руководству о намерении отреставрировать текке и попросить привлечь к этому узбекских мастеров. Ведь здание было построено мастерами из Узбекистана примерно двести пятьдесят лет тому назад, а последняя реставрация была проведена во время правления Абдулхамида II (1876-1909).
- Это был только один из проектов, которые, по нашему мнению, должны были послужить для улучшения испорченных отношений с Узбекистаном, - вспоминает Хакан Демир. – После реставрации здание можно отдать под совместный узбекско-турецкий культурный центр имени Алишера Навои. Другим нашим предложением была безвозмездная передача одного канала турецкого спутника связи для ретрансляции программ Узбекского телевидения. Были наши предложения переданы узбекской стороне или нет, об этом мне не известно, но вскоре мэрия Стамбула начала реставрацию здания текке. А еще, хочу заметить, в нашем городе имеются немецкий институт Гете, испанский институт Сервантеса. Почему не быть и международному институту имени Алишера Навои, где можно было бы ознакомиться с узбекской культурой?
Текке неподалеку от Голубой мечети (фото автора)
После встречи с Хаканом Демиром я побывал в текке узбеков в Султан Ахмете. В пятидесяти метрах от здания текке находится минарет, построенный из кирпича в среднеазиатском стиле. Очевидно, что он построен узбекскими мастерами.
Во время моего пребывания здесь реставрационные работы в текке подходили к концу. Вместе с рабочим и охранником здания Мурадом Бекмурад-оглу, который прибыл на заработки из Марийской области Туркмении, я осмотрел внутренний двор текке и комнаты. Было видно, что рабочие постарались, все выглядело хорошо. Над входной дверью арабской вязью были выгравированы несколько строк, которые мне удалось прочесть с помощью менеджера гостиницы «Узбек» Зайира Ходжи и продавца золотых украшений Ферита Усмана. Надпись на узбекском, турецком и персидском языках гласит, что здание было отреставрировано в 1887 году при содействии султана Абдулхамида:
Хазрат Абдулхамид хан адолат пеше тек,\Амри ила икболини килсин фезун Раб, Хамид.\Мулкпарвар ойле бир султани хайри андиш ким,\Соясида кун ба кун вайроналар улди жадид.\Жумладан таъмирга пек мухтож эди бу хонакох,\Этди иншо химматийла улди осома расид.\Иморатидур ажаб накши дийдам тарихини,\Шох Накшбанд жойини килди бано султон Хамид (хиджри 1305).
В первых четырех строках надписи воспевается султан того времени Абдулхамид, который был справедливым правителем и занимался благотворительностью, благодаря ему ремонтировались одряхлевшие здания. Далее сообщается, что после ремонта, который проводился по приказу султана в 1305 году хиджры (1888 году), здание текке, принадлежащего шейху Накшбанди, было отреставрировано и приобрело современный вид.
Другая сделанная арабской графикой надпись над дверью при входе в маленькую мечеть на втором этаже здания сообщала, что данная мечеть была сооружена губернатором Гиссарской области Бухарского эмирата Астанкулом Бикул Кушбеги в 1899 году.
Когда в конце апреля 2008 года я снова посетил текке, то увидел, что реставрационные работы завершены. Однако, по словам Мурада Бекмурад-оглу, из-за некоторых мелких недоделок мэрия отказалась принять здание у проводившей работы фирмы. Мой собеседник сообщил, что некоторые фонды и проектные фирмы хотели бы арендовать историческое здание, и теперь, по всей видимости, здание будет передано в пользование тем, кто предложит за него хорошие деньги. Так что о желании создать здесь международный институт по развитию культуры имени Алишера Навои, придется, скорее всего, позабыть.
Однако развитие межгосударственных и братских связей нельзя измерить никакими суммами денег. Так что с окончательными выводами подождем до тех пор, пока правительство не примет решения по текке.
Текке узбеков в Эйюбе
Текке узбеков в исторической части Стамбула – районе Эйюб – выгодно отличалось от других текке тем, что находилось в центре города, и это привлекало многих паломников из Средней Азии. Им было удобно останавливаться здесь потому, что султан, у которого они брали символическое разрешение на поездку в Мекку, предпочитал читать пятничные молитвы именно в расположенной неподалеку мечети Эйюба, в которой, по преданию, похоронен знаменосец пророка Мухаммеда - Эйюб Ансари.
К сожалению, в настоящее время от этого текке сохранилось только здание начальной школы. Однако есть фотографии, чертежи и планы здания, по которым его можно воссоздать. Будет ли текке восстановлено, зависит от того, насколько мэрия Стамбула, правительство Турции и узбекская сторона заинтересованы в сохранении на турецкой земле исторических сооружений узбеков времен Османской империи.
Цикл материалов написан специальным корреспондентом ИА «Фергана.Ру» в Турции Бахтияром Шахназаровым (Измир-Стамбул). Продолжение следует.