Кыргызстан: Желание вылечить детей обернулось заражением ВИЧ и потерей семьи
На пресс-конференции. Фото ИА «Фергана.Ру». Лица скрыты по этическим соображениям.
На юге Кыргызстана родители детей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, предположительно, по вине врачей, не получают положенной им государственной помощи. Об этом заявили две матери, решившиеся выступить в Оше перед журналистами.
По словам устроителей пресс-конференции - сотрудников неправительственной организации «Рейнбоу» - куда за помощью обратились отчаявшиеся женщины под условными именами «Саида» и «Феруза», вначале они даже согласились на открытые видео- и фотосъемки. Однако затем из опасений по поводу возможного давления на них со стороны медицинских и судебных органов организаторы от такой идеи отказались.
Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, в 2007 году в медицинских учреждениях Ошской области Кыргызстана были выявлены факты заражения ВИЧ-инфекцией 41 ребенка. Кроме детей, опасный вирус подхватили семь кормящих матерей и четыре медработника. Материалы следствия изучает Генеральная прокуратура, а место рассмотрения дела определит Верховный суд страны. К ответственности по нескольким статьям Уголовного кодекса Кыргызстана привлечены четырнадцать медицинских работников.
Жертвы неведения
Прошлым летом у третьего, семимесячного ребенка Саиды долго не снижалась температура. По словам матери, в Ноокатской райбольнице ничем помочь не смогли, пришлось ехать в областной центр, а затем, спустя три-четыре месяца, в соседний Узбекистан. По ее словам, там-то она и узнала о страшной инфекции, которой заразился не только ребенок, но и сама.
- В районной больнице медики в поисках вены искололи руку ребенка, - рассказывает Саида. – Затем ему поставили катетер, который брали не из упаковки, а из холодильника.
Она уверена, что инфекцией ее ребенок заразился именно в районной больнице, так как «и другие зараженные ВИЧ дети лечились в это же время в этой же больнице».
Не повезло ребенку и в Ошской больнице, где его продолжали лечить от сепсиса. Между тем, по словам женщины, по селу разошлись слухи, что ребенок и сама Саида заражены СПИДом. После этого она прошла тест на ВИЧ-СПИД, однако местные врачи почему-то долго тянули с выдачей результатов анализов. В октябре семья поехала за лечением в соседний Узбекистан, где малышу и был поставлен страшный диагноз.
По возвращению из Узбекистана свекор Саиды срочно вызвал сына из России, где он находился на заработках и который, по мнению отца, мог передать сыну опасный вирус. Однако тот оказался здоровым, но, узнав о случившемся, отказался от семьи, обвинив жену в измене, так как считал это единственной причиной заражения. Впрочем, и сама Саида, возможно, стала жертвой незнания о путях передачи ВИЧ. Между тем, при кормлении ребенка у нее кровоточила грудь.
- Почему врачи не сообщили мне, что ребенок ВИЧ-позитивный и что я могу заразиться при кормлении грудью? – горько восклицает Саида. – Почему мне вовремя не сообщили о болезни ребенка? Где зарубежная гуманитарная помощь, о которой так часто пишет пресса?
По ее словам, власти ничем им не помогают, а лекарства для лечения от предполагавшегося сепсиса она покупала сама.
По словам юриста общественного фонда «Инфо-центр Рейнбоу» Фатимы Хабибуллиной, ВИЧ-инфицированный ребенок имеет право на заменители молока, пенсию по инвалидности в сумме, эквивалентной 25 долларам США, и мизерную социальную пенсию до достижения восемнадцати лет. При этом, как отметила Хабибуллина, «все эти дети имеют право на свободное посещение детских садов и школ». Но как ребенок воспользуется таким правом, когда все село знает о его страшной болезни, трудно себе представить.
Кто же поможет больным?
От сепсиса лечили и грудную дочь Ферузы. В той же больнице, такими же методами и с тем же результатом. Из-за элементарного отсутствия в учреждении воды пациенты покинули больницу на третий день своего пребывания в ней. Но, как предполагает сегодня мать, ребенка успели заразить страшным вирусом за эти три дня. Спустя несколько месяцев, в ноябре прошлого года, к ним приехал врач местного центра СПИД и взял анализы.
- На мой вопрос о себе врач ответил многозначительно: «Организм у вас сильный, будете жить, сколько у вас получится», - говорит Феруза. – Что он имел в виду и откуда он знает, что у меня организм сильный, ведь всех троих детей я родила путем кесарева сечения?
Феруза рассказала, что по ее инициативе двое старших детей и муж, находящийся в России, также прошли тест на ВИЧ-СПИД. Они оказались здоровы. Но муж, который раньше присылал из России деньги на лечение ребенка, теперь помогать отказался. «Где зацепила вирус, там и вылечишь!» - такова была реакция мужа, который снова уехал в Россию и не дает о себе знать.
Фатима Хабибуллина отмечает, что все ВИЧ-инфицированные дети нуждаются в усиленном питании и качественном медицинском обслуживании. «Но все эти семьи являются малообеспеченными, из некоторых ушли отцы, а матери не работают», - говорит она.
«Врачи говорят об усиленном питании, - возмущается тесть Саиды. – Откуда взять его, когда семья питается одними сухарями да чаем!»
На вопрос корреспондента ИА «Фергана.Ру» он ответил, что за помощью к властям не обращался. «А что толку?! Они сами себя не могут накормить».
Как сообщила руководитель Общественного фонда «Инфо-центр Рейнбоу» Фатима Кошокова, которая взялась за защиту интересов пострадавших детей, в том числе и в суде, малыши уже получают положенные им медикаменты. Но, по словам Фатимы Хабибуллиной, боясь огласки тайны болезни, далеко не все родители инфицированных детей хотят участвовать в судебных разбирательствах.