Т.Какчекеев: «Слухи — это показатель высокой температуры в стране»
В стране слухов, домыслов и сказаний, в которой кыргызстанцы прожили мартовские праздники, было трудно найти непредвзятый, но честный голос. Власти никак не желали выйти с официальной информацией, оппозиция слишком критична. Стараясь избежать крайностей, бишкекская газета «Репортер» решила взять интервью у независимого человека – политолога Токтогула Какчекеева.
«Репортер-Бишкек»: — Как Вы оцениваете сложившуюся в Кыргызстане обстановку на фоне поисков президента, различных слухов и политметаний?
Т.Какчекеев: — На сегодня в Кыргызстане не сформировалась государственность в классическом понимании этого слова. Исходя из этого, у госслужащих трех ветвей власти не сложилось государственного подхода к своим обязанностям как к государственному долгу перед народом. С точки зрения правовой защиты и соблюдения конституционных норм, то есть обеспечения законной информацией, мы должны знать о своих избранниках, которые находятся за пределами Кыргызстана, об их поездках за рубеж, болезнях, пристрастиях, душевном состоянии.
Должны знать, потому что мы купили эти должности для них за счет нашего доверия. Мы их нанимаем, чтобы они работали честно, ответственно, за это мы им платим деньги. Поэтому хочется задать вопрос: «А что мы знаем о происходящем в Белом доме»? (так в Киргизии называют Дом правительства. - Прим. ред.). Ничего не знаем. Поэтому, когда задают вопрос, какова обстановка в стране, я вспоминаю Русь, то, как Иван Грозный заставляет сына прислушаться к кремлевским стенам и говорит: «Отрок, послушай, что там?», а сын в ответ: «Народ шумит».
«Репортер-Бишкек»: — Каким силам и полюсам может быть интересно утаивание информации, равно как и распространение дезинформации?
Т.Какчекеев: — Честно говоря, я не любитель искать врагов, потому что в пятимиллионной стране все мы друг друга знаем в лицо. И когда спрашивают, кто стоит за этим, то могу сказать, что за всем этим стоит наша безалаберность, наш непрофессионализм. Это они разрушают систему управления государством и развивают правовой нигилизм у граждан, здесь и врагов не надо. А борьба за теплые места, за кусок хлеба с жирным слоем казы (колбаса из конины у тюркских народов, считающаяся деликатесом. - Прим. ред.), а также самовозвеличивание, стяжательство, разговоры о том, что они [влиятельные персоны] соль земли, – все это и приводит страну в состояние неуправляемости.
А когда ставят вопрос «Кто виноват?», то власть сразу отвечает – «Оппозиция». А если у нас произошла «тюльпанная революция», то значит, за этим стоят американцы, если кто-то съездил в Москву, то говорят, что это россияне баламутят воду. Но у соседей тоже куча своих проблем.
В сумме вся эта борьба за властные места между оппозицией и властью (а сегодняшняя власть - это вчерашняя оппозиция) - просто защита своих мест во властных структурах.
Фото ИА «Фергана.Ру»
Я не верю, что администрация президента [в пост-акаевский период] стала умнее и туда пришли совершенно новые люди, новая генерация политиков.
Когда в страну вторглись бандиты ИДУ (1999-2000 годы. - Прим. ред.), у них были паспорта Кыргызстана. Это говорит о том, что в нашей стране легко купить паспорт и стать полноправным гражданином нашей республики.
|
Я был свидетелем того, когда один из приближенных Акаева (экс-президент Киргизии. - Прим. ред.) вынес решение ввести в Кыргызстане такое понятие, как экономические граждане. По замыслу, любой человек вносит в банк Кыргызстана пятьдесят тысяч долларов США и он автоматически становится гражданином нашей страны. Они даже не подумали о том, что Китаю ничего не стоит перечислить пять миллиардов долларов. А перед выборами мы получим три миллиона китайцев, которые выберут своего президента-китайца, но гражданина Кыргызстана. Вот она - вершина государственного ума в киргизском «Белом доме»...
«Репортер-Бишкек»: — Кто должен замещать президента в его отсутствие?
Т.Какчекеев: — По новой Конституции, президента должен замещать спикер парламента. Сегодня это Адахан Мадумаров. Но он же сказал, что даже автомобиль нуждается в ремонте. Такое глубокое понимание спикером сегодняшних слухов, очевидно, не дало возможности опубликовать то, что произошло на самом деле.
Я сторонник того, что президент - это символ государства, олицетворение чести и достоинства пятимиллионного народа. Может быть, нашему любимому президенту нужна донорская поддержка? Мы готовы это организовать или даже отдать ему какую-либо часть своего тела. Я думаю, что среди его подданных есть такие люди.
Когда заболел В.И.Ленин, медики каждый день издавали его бюллетень, сообщали, что у него нормальная температура, психоза нет, аппетит хороший, он идет на поправку. Я болею за своего президента и не могу спать спокойно. А таких, как я - пять миллионов.
«Репортер-Бишкек»: — Кстати, когда появились слухи о смерти президента, многие, даже его явные противники, заговорили о том, что лучше бы он доработал, но только не умирал.
Т.Какчекеев: — Честно говоря, я жалею Бакиева. Ему действительно трудно. Потому что в Кыргызстане сначала была кеминско-таласская политическая элита, теперь сформировалась южная элита. Мне хочется, чтобы страной руководил достойный киргиз, понимающий критику, ответственный работник. А слухи — это уже показатель высокой температуры в стране.
Глупость трех ветвей власти в том, что, возможно, человек и в самом деле болеет и ему необходимо лечение, а у нас в стране нет уже таких специалистов [которые могли бы ему помочь], надо было так и сказать народу. Ведь скрытая информация порождает психоз. Ну а если ты заболел и не знаешь, что делать, то поступи как Чингисхан: «Чагатай, ты будешь управлять страной, а я болею». Правда, Чингисхан университетов не заканчивал, но по природе был политическим деятелем.
«Репортер-Бишкек»: — В такой ситуации все громче раздается голос оппозиции. Можете ли Вы дать политический портрет оппонентов сегодняшней власти?
Т.Какчекеев: — Развитие страны - это жизнеспособность народа под собственным управлением. А мы, киргизы, древний народ, нам как минимум две тысячи двести лет. И мы являемся последователями тенгрианства, одновременно мусульмане, а многие уже христиане. Если ответить вам с точки зрения религиозных догм, то любая вера говорит, что если ты взял за убитого откупное, то это считается прощением. А что произошло с нашим Аксы? (Имеются в виду события марта 2002 года в Аксыйском районе, когда в результате применения оружия правоохранительными органами погибли шесть демонстрантов. - Прим. ред.)
К сожалению, погибли люди. Государство в ответ выплатило им откупные. Но, тем не менее, сегодня оппозиция вновь и вновь приводит этот аргумент. Если у оппозиционеров есть такая сила воли, доказательная база, то они должны указать на конкретных людей. К тому Верховный суд свое решение уже вынес. Так нет же, идет почти призыв к мести.
Давайте возьмем другой вопрос: если Бекназаров претендует на пост президента или на другую не менее важную должность, почему же он несправедлив по отношению к солдатам и офицерам, которые в 1999-2000 годах погибли, защищая Родину? Почему для них он не просит денег? Почему Бекназаров не говорит о тех людях, которые замерзли на улице?
Закон должен быть равным для всех, а не избирательно. Ну а если Конституция не доходит до умов наших оппозиционеров, юристов и властителей, то значит, в нашей стране она [Конституция] не работает.
«Репортер-Бишкек»: — Как же спасти Кыргызстан от слухов, конфликтов и кризисов?
Т.Какчекеев: — У киргизов есть замечательная пословица, кровью написанная за две тысячи двести лет: «Осор озун сыйлайт» (приблизительно: «Хочешь преуспеть – умей уважать себя». - Прим. ред.). Сегодня наши государственные деятели ищут покровителей за рубежом. А в итоге страна будет продана. Добродушные индейцы Нового Света, не знавшие тонкостей высокой европейской политики, были жестоко обмануты. И, в конце концов, Конгресс США принял решение, что эта нация не может руководить страной.
У нас такая попытка уже была - это HIPC, программа, по которой МВФ дает рекомендации, как нам жить. То есть часть управления государством будет уже передана, что, по их мнению, считается либерально-демократическим стандартом. Но с таким стандартом хорошо живут люди с психологией коллаборационистов.