Казахский внук кыргызского президента
Говорят, случайность и совпадения - запасной фонд Господа Бога. В истории двух стран - Казахстана и Кыргызстана - два этих фактора стали судьбоносными...
“Эсимде” на два голоса
“Таков закон безжалостной игры: не люди умирают, а миры” - драматичный закон жизни лирик сформулировал до гениальности просто. Но есть особый вид бытия, где эти миры в одночасье воскресают. Это - прошлое. Cтоит только дать волю всем этим “А помните...”, и оно блекнет. Неправда. Мы убедились в этом, когда встретились с нашими сегодняшними гостями. Разделенные расстоянием - одни живут в Бишкеке, другие - в Алматы, не видя друг друга много лет, они вспоминали об одном и том же времени и об одном и том же человеке - Айткеше Тойганбаеве. Это имя вновь объединило их, как и 60 лет назад, когда они были слушателями Высшей партийной школы в Москве...
Бывшего министра культуры Киргизии, а ныне председателя Республиканского общества охраны памятников истории и культуры Кулуйпу Кондучалову на откровенный разговор вызвать не так-то просто. Но на этот раз обычно строгая женщина улыбнулась и дала волю эмоциям. Ведь речь шла о самом счастливом времени в ее жизни. Счастливом, несмотря на то, что была война.
Айткеш Тойганбаев с внуком
- В партийной школе 40-х учились представители всех союзных республик - молодые работники партийного аппарата, - рассказывает Кулуйпа Кондучалова. - Все были искренни, открыты, не испорчены высокими постами. Мы, конечно, общались со всеми, но особенно дружили с казахами. Наши народы исторически близки, поэтому и там, в Москве, у нас была одна компания. И ее душой, вне всяких сомнений, считался Айткеш - высокий красивый казах, обходительный, деликатный, вежливый. Мне очень нравились его манера разговора и красивый баритональный голос.
Помню, когда мы собирались, его всегда просили: “Давай-ка, Айткеш, “Бекежан”. Он прекрасно исполнял эту арию из оперы “Кыз-Жибек”. Еще помню, как он разучивал знаменитую кыргызскую народную песню “Эсимде”. Впервые он ее услышал, когда запел первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Турдакун Усубалиев. Айткешу Тойганбаеву очень понравились слова и мелодия, и вскоре он ее включил в свой репертуар. У нас была шестидневка, напряженный график, поэтому редко удавалось вот так душевно посидеть.
- Потом, уже через много лет, когда я приехала в Алма-Ату, мы вновь оказались с ним в одной компании, и я слышала, как он поет эту песню друзьям, - продолжает Кулуйпа Кондучалова. - Снова вспомнилась наша жизнь в Москве - яркая, насыщенная, несмотря на то, что время было тяжелейшее. Но мы умели украсить свой быт: знали репертуар всех московских театров, не пропускали ни одной премьеры. Сейчас любят критиковать минувшее время, подсмеиваться над его идеалами, и напрасно. В Высшей партийной школе готовили настоящих интеллигентов. Мы проучились в ней два с половиной года - это огромный жизненный капитал.
Кого только мы ни видели, с кем только ни встречались! Для нас читал свои монологи знаменитый актер МХАТа Качалов, пели Иван Козловский и Нина Русланова. Кстати, Айткеш и сам многое цитировал наизусть, любил рассказывать притчи, знал много легенд. Его слушали с таким же интересом, как союзных знаменитостей, потому что в нем удивительным образом сочетались озорство и интеллигентность, дисциплинированность и обаяние. И можно без преувеличения сказать, что эти годы дали нам больше, чем вся последующая жизнь, там мы получили “высококалорийную” духовную пищу.
- Да, когда удавалось выкроить время для дружеского общения, это был просто подарок. Я тоже хорошо помню Айткеша и его голос, он единственный голосистый был на нашем курсе, - вспоминает Турдакун Усубалиевич. - Айткеш притягивал своей простотой - ни капли заносчивости. Он был общительный, очень тактичный, эрудированный. Верно говорят о нем - душа компании.
Пироги от Марьям, или Победный салют
Кстати, в то время действовала карточная система, и слушатели Высшей партийной школы не были исключением, они тоже получали продукты по купонам. Многие из них с тех пор ненавидят картошку, потому что только на ней и сидели. Но никогда не голодали, потому что умели делиться. И еще у них в группе была казашка, она прекрасно пекла пироги, которые всегда были главным украшением скромного застолья. Кулуйпа Кондучалова и Турдакун Усубалиев все старались припомнить, как звали эту девушку, но так и не смогли.
Имя искусной кулинарки мы узнали в Алматы, когда были в гостях у Абдраима Джаймурзина, который в 1943 году был первым секретарем Алматинского горкома комсомола. Аксакал тут же произнес имя соотечественницы, которая потчевала их своими ставшими знаменитыми пирогами, - Марьям Кожамратова. “Айткеш бы тоже ее вспомнил, он знал толк в хорошей еде”, - улыбается ветеран.
Но Марьям запомнилась не только своими вкусными пирогами. Именно эта девушка разбудила Кондучалову, когда по радио объявили, что Советский Союз одержал победу над фашистской Германией. Для бывших учеников-партийцев это время навсегда останется особенным, ведь они вместе встретили Великую Победу в Москве.
- Отчетливо помню этот момент: 2 часа 15 минут, и, как сейчас, слышу голос Левитана по радио. Тогда он казался божественным, - вспоминает Кулуйпа Кондучалова. - А потом к нам вбежал Айткеш - дыхание учащенное, глаза горят, он светился от счастья и все время, без остановки возбужденно кричал: “Победа! Победа!”. Народ тут же хлынул на улицу, все обнимались, целовались, плакали от радости. И, не сговариваясь, потоком двинулись на Красную площадь. Представляете, нам было чуть за тридцать, но тогда мы увидели салют впервые?!
- У нас было 9-этажное общежитие, и Айткеш Тойганбаев, не поверите, обежал все этажи, чтобы оповестить о Победе, - дополняет рассказ нашей бишкекской собеседницы алматинец Абдраим Джаймурзин.
Когда они поступили в ВПШ, он, как мы уже сказали, был первым секретарем Алматинского горкома комсомола, а Айткеш Тойганбаев - заместителем редактора газеты “Социалистик Казакстан”, которая сейчас носит название “Егемен Казакстан” (“Суверенный Казакстан”). После окончания школы их обоих оставили работать в Москве в Управлении пропаганды и агитации ВКП(б). Через три года первым секретарем горкома Алма-Аты стал Жумабай Шаяхметов. Он по делам приехал в столицу. Конечно, не упустил случая встретиться с земляками: “Ну что, молодые люди, так и будете сидеть в кабинетах? Приезжайте-ка в Алма-Ату, будете заниматься партийной работой”. Первым вернулся Абдраим Джаймурзинович. Чуть позже его направили в Гурьев (ныне Атырау) секретарем обкома партии. А через три месяца вернулся и Айткеш Тойганбаев, который занял аналогичный пост в Чимкенте.
- Уже мало кто помнит, что именно благодаря усилиям Айткеша в Чимкенте были открыты педагогический и политехнический институты, - говорит Адбраим Джаймурзинович. - Я тогда тоже, честно скажу, воспользовался его опытом и открыл в своей области педвуз. Республиканский полиграфкомбинат и издательство тоже были созданы по инициативе Тойганбаева. Он очень заботился о подготовке журналистских кадров и сам отбирал их. Главным принципом для него оставался один - чтобы человек любил свою работу и стремился овладеть именно этой специальностью.
Айтеке: тезка из будущего
...Казахстанские коллеги Айткеша Тойганбаева по партийной линии тоже вспоминают о нем как о душе компании. В Алматы мы сидели в уютном доме его давнего друга Хайдара Арыстанбекова, бывшего министра сельского хозяйства Казахстана. Он унес нас по волнам своей памяти в те далекие советские времена, где они были молоды и счастливы. И вдруг по пустым комнатам эхом пронеслось до боли родное... Аксакал запел их с Айткешем любимые песни “Элимай” и “Гаку”.
Хайдар Арыстанбекович - удивительный типаж. Недавно ему исполнилось 85: “Но как истинный казах я не отмечаю свои дни рождения, - гордо заявил аксакал и снова взял самую высокую ноту. Потом откашлялся и с досадой добавил? - Нет, так, как Айткеш, я спеть не смогу. Он в вокале мастером был”.
Нам удалось полистать личное дело Айткеша Тойганбаева, хранящееся в Архиве Президента Республики Казахстан. Пятьдесят две страницы. Первый личный листок в 1948 году Айткеш Тойганбаев заполнил собственноручно. Тогда он был секретарем Южно-Казахстанского обкома компартии по пропаганде и агитации.
Здесь мы нашли интересную запись: “Я, Айткеш Тойганбаев, родился в селе Кызыл- Чилик в семье батрака. Мой отец Тойганбай Мынжасаров с 15-летнего возраста работал по найму у четырех баев Акаевых”. Надо же, какое совпадение! В начале прошлого века в далеком казахском селе жили однофамильцы президента Кыргызской республики, и у них работал человек, который в начале XXI века станет прадедом первого внука Аскара Акаева - Айтегина Тойганбаева. Кстати, родные и близкие называют первенца Айтеке. Именно так в своем кругу ласково называли и Айткеша Тойганбаева. В их семейном альбоме есть фотография, на которой Айткеш держит на руках маленького Адиля - отца Айтегина. “Это я!” - всякий раз восклицает малыш, когда смотрит на этот снимок. Из таких маленьких забавных подробностей и строятся потом легендарные семейные истории.
Хотя прадед Айтегина никогда и не помышлял о славе. Он был человеком из народа в самом прямом смысле слова. Родители - простые крестьяне, поэтому сын сызмальства знал цену труду. Сам начинал землекопом в Караганде, затем был грузчиком в Кемерово. В мае 1930 года райком комсомола направил его на почту экспедитором, в то же время он учился в школе ФЗУ связи в Семипалатинске.
В этом месте личного дела любопытная дописка: “в порядке коренизации”, - то есть, как объяснила нам директор Архива Нурсултана Назарбаева Людмила Дегетаева, на работу принимали определенное количество местных жителей и среди них был жесточайший отбор, потому что работа на телеграфе требовала безукоризненной репутации.
Единение
До того как прийти в журналистику, Айткеш Тойганбаев был и финансовым агентом, и массовиком среди рабочих химзавода. В Высшую партийную школу он поступил, будучи замом ответственного редактора газеты “Социалистик Казакстан”.
В семидесятых годах, когда он по делам приезжал во Фрунзе, выпускники-партийцы снова встретились, их пригласил к себе в гости академик Алтымышбаев. К тому времени все они стали высокопоставленными людьми. Айткеш Тойганбаев тогда работал в Совете министров Казахской ССР. Друзья снова вспомнили свои студенческие годы, походы в театры, победный салют и, конечно, незабвенную “Эсимде” в исполнении все того же “красивого казаха” - Айткеша. Никто тогда не знал, что эта встреча будет последней...
Как замечательно, что наши собеседники, волей судьбы оказавшиеся в разных странах, сегодня дали волю всем этим “А помните...”. Благодаря этому прошлое не поблекло, а наоборот, ожило. Потому что это особый вид бытия, где воскресают миры.
И как удивительно, что на примере только одной семьи так явственно проступают уходящие в историю корни и связи между двумя братскими народами - казахами и кыргызами. Мы ведь все родом из одного государства, и в том самом запасном фонде Господа Бога наверняка припасена еще масса удивительных случайностей и совпадений...
Бишкек - Алматы
Вопреки цензуре: Брежнев и Тойганбаев
Фото 70-х г.г., на котором запечатлены видные деятели того времени: «Визит Леонида Брежнева в КазССР. Леонид Ильич пожимает руку секретарю Южно-Казахстанского обкома партии, известному общественному деятелю и журналисту Айткешу Тойганбаеву. Редкий снимок из личного архива семьи Тойганбаевых: Брежнев почти не появлялся в кадре с сигаретой – врачи категорически запрещали ему курить. Обычно такие снимки отбраковывались цензурой».
Источник – «АиФ-Казахстан»
Гульмира Абакирова, «Новое поколение»