Свой вклад в волнения на Юге Киргизии вносят и этнические узбеки
Пока сторонники депутата Азимбека Бекназарова проводили 24 июня демонстрацию перед зданием областного суда Джалал-Абада, а милиция днем позже блокировала центр Оша, стремясь не допустить туда демонстрантов, определенная часть киргизского общества проводила в жизнь свою собственную программу. Все более настойчивые требования политических прав и представительства в новом киргизском правительстве выдвигают этнические узбеки. Среди прочего они добиваются изменений в конституции и придания узбекскому языку, наравне с киргизским, статус государственного. Однако администрация президента Аскара Акаева относится к этим требованиям настороженно, опасаясь, что консолидация узбекского населения приведет к претензиям на автономию и эскалации этнической напряженности на юге Кыргызстана, где в некоторых районах узбеков в два раза больше, чем киргизов.
Напряженность на юге, где столкновения между демонстрантами и милицией привели в конце марта к смерти пятерых гражданских лиц, достигла такой остроты, что Акаев предложил обсудить этот вопрос на чрезвычайной сессии парламента. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Когда появились сообщения о том, что демонстранты отнесутся с недоверием к любым решениям, принятым на этой сессии, законодатели отложили рассмотрение вопроса об амнистии в отношении участников беспорядков. Губернатор Ошской области Накен Касиев, обещая передать требования демонстрантов Акаеву, убедил примерно 1000 демонстрантов держаться 26 июня подальше от Оша. Однако участники марша заявили, что будут брать город штурмом в день рассмотрения судом апелляции, поданной Бекназаровым.
Между тем 20 июня пятая ежегодная конференция этнических узбеков южного Кыргызстана выступила со своим собственным заявлением. 300 делегатов конференции потребовали более пропорционального представительства этнических меньшинств в различных сферах экономической и политической жизни. Делегаты от различных районов Ошской и Джалал-Абадской областей призвали власти придать узбекскому языку статус государственного и включить большее количество узбеков в судебные, законодательные и правоохранительные структуры. Они потребовали также государственной поддержки культурных и образовательных программ для узбекского меньшинства.
По некоторым неофициальным оценкам, узбеки составляют 20 процентов от 4,5-миллионного населения Кыргызстана и сосредоточены в основном на юге страны. Однако их роль в политических и экономических процессах весьма незначительна, и они все чаще вовлекаются в деятельность запрещенных религиозных группировок, таких, как Хизб ут-Тахрир. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Немногие узбеки преуспели в качестве предпринимателей. Большинство сталкивается с суровой экономической действительностью. Это объясняет, почему многие этнические узбеки обеспокоены состоянием национальной культуры. Преследование властями Узбекистана боевиков-исламистов крайне затруднило переход ими киргизско-узбекской границы, особенно в Ферганской долине. А принятие в 1993 г. Узбекистаном латиницы отрезало этнических узбеков в Кыргызстане, использующих кириллицу, от национального культурного наследия. Узбекские школы в Кыргызстане постоянно жалуются на недостаток учебников на узбекском языке. Несмотря на работу в Оше Киргизско-Узбекского университета, учрежденного совместно двумя государствами и ведущего преподавание на узбекском языке, многие считают его деятельность недостаточной. «Вклад ОшКУУ (Ошского Киргизско-Узбекского университета) всего лишь капля в море», – сказал житель Оша Акимжан Тохтамурадов. Поскольку русский язык в 2000 г. получил статус государственного, при том что русские составляют всего 12,5% населения, этнические узбеки считают себя вправе настаивать на своих требованиях. «По конституции все граждане Кыргызстана равны, независимо от расы, национальности и языка, – сказал участник Узбекской национальной конференции Сохиб Назиров. – Мы родились в Кыргызстане. Это дом наших предков, это наш дом, и это дом наших детей».
В ситуации, когда правительство остро реагирует на любые признаки беспорядков, сказал Назиров корреспонденту EurasiaNet, многие этнические узбеки, входящие в интеллектуальную и деловую элиту страны, были крайне обескуражены, увидев в составе нового правительства всего одного узбека – заместителя министра регионального развития Бахтияра Фаттахова. Местные СМИ сообщают, что узбекские общины обеспечивают сторонников Бекназарова пропитанием и крышей над головой, а некоторые наблюдатели видели узбеков среди участников марша. Граждане южных областей говорят, что большинство узбеков тайно симпатизируют демонстрантам, требующим повышения жизненного уровня и прекращения коррупции.
По словам источника в правительстве, пожелавшего остаться неназванным, обращение узбеков вызвало в Бишкеке волну подозрений. 24 июня премьер-министр Николай Танаев сказал журналистам, что правительство решило оказать социальную и экономическую помощь узбекскому населению. Однако он подчеркнул, что эта помощь, вероятно, не сможет удовлетворить «амбициозных требований», – сообщило агентство «Кабар». Некоторые местные эксперты сомневаются, что Акаев располагает политической волей и экономическими средствами для того, чтобы помочь узбекам, и подозревают, что он склонен рассматривать их как источник угрозы.
Источник в киргизском правительстве сказал корреспонденту EurasiaNet, что по мнению некоторых киргизских чиновников, предоставление узбекам больших прав приведет к новым требованиям, в том числе долго державшимся под спудом претензиям на автономию и присоединение к Узбекистану. Эти опасения продолжают составлять важный фактор киргизской политики после мятежей, прошедших в 1990 г. В 1999 г. группа киргизских законодателей предложила законопроект, запрещающий набор этнических узбеков в киргизскую армию.
Несколько лет назад Акаев попытался заглушить взрыв этнических чувств, объявив Кыргызстан «общим домом». Некоторые наблюдатели на юге считают, что правительство стремится помешать объединению узбеков, ведя отсчет с середины 1990-х годов, когда Узбекский национально-культурных центр раскололся на две отдельных организации. По словам источника в правительстве, после того, как некоторые демонстранты в Аксыйском районе начали требовать автономии, киргизская элита забила тревогу. Государственный секретарь Осмонакун Ибраимов сказал на чрезвычайной сессии парламента, что некоторые жители юга даже требуют аннексии Аксыйского района Узбекистаном, – сообщил 23 июня оппозиционный еженедельник «Моя столица – Новости».
Все это оправдывает худшие ожидания правительства. Мэр Оша Жанторо Сатыбалдиев, комментируя свое решение отказать демонстрантам в удовлетворении их требований, предупредил местных журналистов о возможности более серьезных угроз. «На горизонте появились колонны конфронтационных сил, которые могут вызвать дестабилизацию области, – сказал он. – В этом свете мы не должны забывать об этническом факторе, который способен привести к трагическим последствиям».
От редакции. Алишер Хамидов в настоящее время является аспирантом Института исследований мира им. Джоан Б. Крок по программе стипендий Эдмунда Маски в Нотрдамском университете.