Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Своими глазами. Великий шелковый путь сегодня. Часть II. Дорога

21.11.2007 00:15 msk, Улугбек Бабакулов

Экономика
Своими глазами. Великий шелковый путь сегодня. Часть II. Дорога

Отрезок древнего и современного Великого Шелкового пути пролегает через Киргизию. Красота природы этой горной страны, сменяющие друг друга пейзажи восхищают любого путешественника. И климат здесь меняется практически на глазах: от субконтинентального переходя в тундру и в зону вечной мерзлоты.

Как написал один мой коллега, «независимо от всяких политических дрязг и потрясений Алайская долина и ее окрестности - мечта любого туриста или путешественника, который согласен терпеть отсутствие четырехзвездных отелей ради возможности видеть природу Азии в той первозданности, какой она обладала тысячи лет назад. Ощутить ее суровое великолепие можно и, не добираясь до знаменитых семитысячных пиков Алая, за покорение которых бьются матерые альпинисты».

Однако сегодня автотрасса Ош – Иркештам является своеобразной «дорогой жизни», по которой на рынки Киргизии поступает китайский ширпотреб.

«Дорога жизни»

Проехать дорогу протяженностью около трехсот километров на груженной десятитонной машине можно не меньше чем за 15 часов, а в зимнее время - и более полутора суток. А все из-за того, что «автомобильной» эту дорогу назвать можно весьма условно. Даже в сентябре, чтобы преодолеть сто километров от Иркештама до перевала Талдык, у нас ушло почти восемь часов, т.е. машина ехала в среднем со скоростью не больше десяти-двенадцати километров в час.

Чуть больше года назад киргизское правительство разрешило китайским большегрузным автомашинам доставлять грузы из Китая до конечного пункта назначения в Кыргызстане. В то же время, машинам с киргизскими номерами въезд на территорию Поднебесной так и остался запрещен. Киргизские водители вынуждены ехать лишь до таможенного терминала «Иркештам-Дорожный», где фирмы-поставщики загружают груз и отправляют его в Карасуу и в Ош.

Вид на серпантин с перевала Талдык. Фото ИА Фергана.Ру
Вид на серпантин с перевала Талдык. Фото ИА Фергана.Ру.

Разбитая большегрузными машинами, до недавнего времени эта трасса обеспечивала работой более десяти тысяч человек. Еще год назад по этой трассе курсировало более пяти тысяч киргизских машин. На погрузке грузов было задействовано несколько тысяч жителей близлежащих к Иркештаму населенных пунктов. Сейчас картина изменилась. Китайские предприниматели загружают товар прямо на заводах и фабриках своей родины, и оттуда едут до конечной точки, не прибегая к перегрузке груза на терминалах. В результате более шесятидесяти процентов киргизских водителей оказались не у дел.

Китайские автомашины за раз могут перевозить груз весом в шестьдесят-семьдесят тонн. Естественно, китайским торговцам это гораздо выгоднее, чем делить весь груз на части и перегружать на десятитонные киргизские машины. Таким образом, один китайский водитель смог заменить собой как минимум пятерых киргизских, а в результате уменьшения количества перегружаемых товаров на терминале «Иркештам-Дорожный» количество грузчиков также сократилось: с тридцати бригад по тридцать человек в каждой - до всего двух бригад.

Забастовщики поневоле

Киргизское общественное объединение «Айдоочу», в состав которого входят более пятисот водителей большегрузных автомашин, направило губернатору Ошской области Жанторо Сатыбалдиеву просьбу запретить китайским большегрузным машинам въезд на территорию Кыргызстана. Водители жалуются, что китайские водители не оставили им возможности для заработка и содержания семей. Руководитель объединения «Айдоочу» Надыр Токторов рассказал мне, что водители готовы пойти на радикальные меры, вплоть до блокирования дороги Ош – Иркештам, чтобы не пропускать китайские автомашины по территории республики.

«Если все будет развиваться так, как идет сегодня, то в скором времени китайские машины полностью займут трассу, как это случилось с северной автодорогой Бишкек – Торугарт», - говорит Токторов. Его коллега Алибек Жаманкулов рассказал журналистам, что раньше машины с юга республики ездили на северный терминал Торугарт, так как работы было много. «Сейчас северную дорогу полностью обслуживают китайские машины. В скором времени такое же случится и здесь. И тогда все, кто живут этой дорогой, будут вынуждены искать себе работу либо в России, либо вообще переквалифицироваться», - делает мрачные прогнозы Алибек.

Мой собеседник говорит, что ежедневно из Китая в среднем выезжает сорок-пятьдесят большегрузных машин, везущих по шестьдесят-семьдесят тонн груза каждая. «А это значит, что примерно каждый день до двухсот тридцати наших водителей оказываются невостребованными», - резюмируют водитель.

Между прочим, как оказалось, глава Ошской области о проблеме водителей хорошо знает. Во всяком случае, об этом мне сообщила пресс-секретарь губернатора, которая отметила, что Ж.Сатыбалдиев запретил правоохранительным органам чинить препятствия китайским водителям в «целях укрепления и улучшения взаимоотношений между КНР и Ошской областью».

Там, за горами – Иркештам и Китай. Фото ИА Фергана.Ру
Там, за горами – Иркештам и Китай. Фото ИА Фергана.Ру.

Пираты XXI века

Китайская автодорожная компания уже начала работу по строительству трассы Ош - Иркештам. В настоящее время работы идут на отрезке между городом Ош и районным центром Алайского района - поселком Гульча. При этом вдоль трассы возводятся солидные гостиничные комплексы и места отдыха для водителей.

Как отметил старший наряда погранично-контрольного пункта Сары-Таш, попросивший не указывать его имя, китайцы готовят условия для мирного «завоевания» Киргизии. Отзываясь о качестве и состоянии нынешней дороги Ош – Иркештам, пограничник сказал: «это не Великий шелковый путь, а ослиная тропа. Но скоро дорогу заасфальтируют китайцы, и тогда их уже ничто не остановит. Даже сейчас видно, что за последние полгода количество китайских автомобилей значительно увеличилось, а наших, киргизских машин, стало намного меньше».

Наиболее отчаянные из числа грузчиков, с сожалением заметив, что работы для них стало меньше, то ли в шутку, то ли всерьез заявляют, что готовы стать «разбойникам с большой дороги». «Если мы останемся без работы, а, соответственно, и без средств к существованию, то будем грабить китайские машины. На перевале, среди гор, это делать очень легко», - с усмешкой говорят ребята из бригады Абжалила.

Если лишенные работы грузчики намерены в отместку грабить китайцев, то киргизских водителей уже сегодня довольно успешно обирает своя же, киргизская милиция. И не только она.

Рэкет в законе. «Фирменный грабеж»

За перевозку 15-18 тонн груза киргизские водители берут 18 тысяч сомов (то есть, чуть больше 500$. По курсу на середину ноября 2007 года $1=34,77 сома). Несмотря на то, что водителей, приезжающих в поисках работы на таможенный терминал, для транспортировки товаров нанимают фирмы-поставщики грузов, на терминале водители вынуждены платить представителям этих же фирм одну тысячу сомов за допуск машины к погрузке. «Иначе вечно будешь стоять и не дождешься груза», - горько усмехается Алибек.

Правда, данное утверждение «дальнобойщиков» сами «фирмачи», работающие на терминале «Иркештам-Дорожный», прокомментировать отказались, как и вообще не согласились на интервью. А подобных «фирмачей» на Иркештаме немало: на этом таможенном посту присутствуют примерно по 4-5 представителей от более, чем сорока фирм.

Лишь один представитель фирмы «Аль Хаджи Рома» Закир Хиязов на вопросы журналиста рассказал, что они выплачивают водителям 480 долларов США за доставку грузов до места назначения. «В основном, грузы отправляют китайские торговцы. Ежедневно мы загружаем до 6 машин», - отметил Закир, при этом, добавив, что на каждую машину грузится от 15 до 18 тонн товаров.

Возвращаясь к теме «вынужденных платежей», водители рассказали мне, что платят по 50-100 сомов и сотрудникам пограничных, таможенных и других контролирующих служб, за возможность въехать непосредственно к месту погрузки. «В общей сложности, водители на терминале оставляют за раз 1200-1500 сомов ($32-$40). И это только за то, чтобы въехать на погрузку и получить груз. А ведь по пути еще есть другие любители халявы, которые также с нас «стригут» деньги», - говорит водитель из Карасуйского района Шухрат Джурабаев.

Дорога Кыргызстан - Китай. Фото ИА Фергана.Ру
Дорога Кыргызстан - Китай. Фото ИА Фергана.Ру.

Плата за «вес»

На участке Арчаты, что более чем в ста километрах от Иркештама, то есть, места погрузки машин, находится пост весового контроля. По словам старшего службы контроля Курманбека Айипова, данный пост поставлен в соответствии с приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. А суть данного поста - следить за тем, чтобы большегрузные машины не брали товара больше, чем положено по норме.

По идее, машины сразу после погрузки должны въезжать на специальные весы, которые показывают отклонение от норм, предусмотренных транспортными и дорожными стандартами. Излишки должны выгружаться.

Логично было бы предположить, что данная служба должна находиться непосредственно у места погрузки, то есть, на самом терминале «Иркештам-Дорожный», а не за сто километров, когда пройдена уже почти половина пути. Естественно, что подобное несоответствие создает идеальные условия для вымогательства денег.

Когда машина, на которой я ехал, остановилась на взмах милицейского жезла (на посту оказался и милиционер!), я вышел впереди водителя и зашел на пост первым. Не успел я даже представиться, как один из сотрудников поста, приняв меня за очередного водителя, потребовал назвать фамилию, номер автомашины и выплатить 72 сома ($1,9), якобы, за услуги по взвешиванию машины с грузом.

Никаких документов, удостоверяющих, что я водитель, документов на машину и на груз «проверяющий» не требовал. Его работа заключалась лишь в получении 72 сомов! Назвав первые пришедшие мне на ум фамилию и цифры, я успел заметить, что в журнале регистрации проезда грузовых машин и получения денег на тот день меня записали под номером «102». Мне оставалось только помножить эту цифру на 72 сома, чтобы подсчитать неполную дневную выручку этих постовых.

Охота на асфальте

Далее мзду с водителей требуют представители Государственной автоинспекции (ГАИ). «Причин, чтобы вымогать деньги, «гаишники» найдут много. А если не дашь денег, так еще и нервы потреплют. Поэтому гораздо легче «отстегивать» им по 50 сомов ($1,5), чтобы скорее добраться до дома. А таких импровизированных постов ГАИ по пути насчитывается от четырех до восьми, в разные дни по разному», - говорит водитель Алишер Усманов, с которым довелось ехать автору этих строк.

При выезде из города Ош в сторону Алайского района я стал свидетелем сцены, которая одновременно вызывала и смех, и слезы. У дороги стояли два милиционера, которые махали своей «палочкой-выручалочкой», тормозя КАМаЗы на предмет облегчения бумажников их водителей. «Дальнобойщики», зная особенность местных «рэкетиров», даже не думали останавливаться, а, немного снизив скорость, на ходу бросали в приоткрытое окно смятую 50-сомовую купюру. Милиционеры бежали за унесенной ветром денежкой, а машина шла своим ходом дальше. В выигрыше были все – водители не тратили время на пустые разговоры, а владелец «полосатой палочки» становился богаче на энную сумму денег.

Китайская территория терминала Иркештам. Фото ИА Фергана.Ру
Китайская территория терминала Иркештам. Фото ИА Фергана.Ру.

Пост «денежного» досмотра

Не упускают своей возможности «подзаработать» и представители пограничной службы. При въезде в пограничную зону, не доезжая до Иркештама примерно 7-8 километров, на участке Кызыл-Суу находится пограничный пост, где пограничники проверяют каждого проезжающего на наличие разрешительных документов для въезда на пограничную территорию.

Не стал исключением для проверки и я. Пограничник в звании сержанта, который с интересом рассматривал мой паспорт, и искал к чему бы придраться, с сожалением увидев китайскую визу, со вздохом мне вернул мой «аусвайс». За время, пока он изучал мой документ, мы с ним разговорились, и он рассказал, что право беспрепятственного прохода в зону границы имеют жители с местной пропиской, граждане, имеющие разрешение на проезд в пограничную зону из местного отделения внутренних дел по выдаче виз и разрешений (ОВиР), а также лица, имеющие открытую визу для въезда на территорию КНР (именно в эту категорию попадал и я). Этот же пограничник пытался уверить меня, что больше никто, кроме перечисленных им категорий лиц, пройти через пост не может.

В том, что это неправда, я убедился через полчаса. Я лично был свидетелем, как парень, направлявшийся для работы грузчиком на терминале, после получаса упрашиваний и выплаты 50 сомов ($1,5) был пропущен. Мало того, сами пограничники помогли ему уехать на попутном грузовике до терминала. А, учитывая, что на терминале работают несколько сотен таких же грузчиков, которые сменяются каждые 1-2 недели, весьма маловероятно, что все они имеют разрешение на допуск из ОВиРа.

Транспорт путешественника. Часть пути я проехал рядом с ослом. Фото ИА Фергана.Ру
Транспорт путешественника. Часть пути я проехал рядом с ослом. Фото ИА Фергана.Ру.

Как милиционеру не понравился мой нос

Не обошлось в дороге и без курьезных случаев. Понятно, что одинокий человек в горах с рюкзаком за спиной, несомненно, вызывает подозрение. Таким человеком оказался я. Когда я решил подняться на перевал Талдык пешком и медленно шел в гору, рядом со мной остановился джип, из которого вышли несколько человек и направились в мою сторону. За те несколько секунд, которые они шли до меня, в голове пронеслись разные мысли, в попытке идентифицировать незнакомцев.

Впрочем, эти две-три секунды, которые мне показались часами, для самих пассажиров джипа пролетели незаметно. Подойдя ко мне, они потребовали предъявить документы. В ответ на просьбу показать свои один из них показал мне удостоверение начальника Главного управления уголовного розыска МВД. Двое его попутчиков оказались рядовыми милиционерами. Подозрение у них вызвал штатив фотоаппарата, который находился в чехле и был перекинут у меня через плечо. Лишь потом я понял, что с первого взгляда этот предмет похож на ружье.

Милиционеры были удивлены тому, что журналист пешком поднимается на перевал, и не хотели верить ни моему журналистскому удостоверению, ни сопроводительному письму, предусмотрительно полученному в редакции. Один из них даже потребовал «добровольно признаться», что я браконьер или контрабандист, потому что мой «сломанный нос никак не похож на журналистский…».

Такой интересный и необычный способ определения принадлежности к журналистскому сообществу по носу изрядно поднял мне настроение, после чего даже крутой подъем на перевал дался мне значительно легче.

P.S. В следующей части репортажа Вы узнаете о том, как киргизские рабочие и торговцы отступают под натиском китайцев, и что думают по этому поводу сами китайцы. Продолжение следует…

Улугбек Бабакулов. Бишкек – Карасуу – Ош – Гульча – Иркештам – Кашгар – Бишкек

Материал подготовлен при поддержке Института по освещению войны и мира (IWPR).