В Душанбе прошла конференция «Республика Таджикистан и исламский мир»
В самом названии научной конференции, прошедшей в конце октября в Душанбе - «Республика Таджикистан и исламский мир» - изначально заложено некое противоречие, таящее много вопросов. Союз «и» предполагает противопоставление упомянутой страны и «исламского мира», что выглядит историческим нонсенсом и геополитической провокацией. На самом деле конференция во всей полноте выявила массу проблем во взаимоотношениях Таджикистана (равно как и других стран СНГ, имеющих ислам в качестве основы духовно-исторического развития своих титульных наций) и - огромного мира ислама.
На научном форуме, в котором участвовали все заинтересованные лица - от академических ориенталистов до представителей руководства Партией исламского возрождения Таджикистана, речь шла о проблемах взаимопонимания и сосуществования ислама и всех других цивилизаций мира, с одной стороны, и конфликтах внутри самого мусульманского мира - с другой.
Основными темами форума были отношения между светскими и исламскими государствами мусульманского мира; отношения между различными политическими и общественными организациями; вопросы сосуществования светских режимов с мусульманскими традициями и, наконец, что немаловажно для Таджикистана - отношения между светскими режимами, политическими партиями, действующими на основе религиозной идеологии, и исламским духовенством.
Таджикистан в этом отношении является модельным государством, в общественно-политической жизни которого присутствует множество вышеперечисленных проблем и которое вынуждено находиться в постоянном поиске для обеспечения устойчивости своей политической системы. Светско-исламский диалог, начавшейся здесь еще в начале 1990-х годов, продолжается до сегодняшнего момента. Многие страны и международные организации исследуют этот опыт, применяя затем на практике. Уникальность политической системы Таджикистана является примером для поиска универсальной рабочей модели сосуществования светского режима и действующих в республике исламских партий и движений.
Как отметил в своем докладе директор Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, доктор политологических наук Сухроб Шарипов, все пять центральноазиатских государств занимают особое место в мире ислама, являясь уникальным цивилизационным образованием, которое благодаря пребыванию в составе исторической России, вобрало в свою культуру многие элементы славянско-православной цивилизации.
«Центральная Азия представляет собой уникальный регион, в котором пересекаются западная и восточная цивилизации» - докладывал Сухроб Шарипов. – «Многие жители наших стран - носители знаний и достижений современной цивилизации. Население, в основном, образованное и грамотное. Народы наших стран, в основном, мусульмане, режим – светский, и наши страны с трудом можно отнести к стереотипному подходу Запада в отношении мусульманских стран. То есть, по уровню миропонимания, образования, развития политических процессов и мировоззрению народы региона радикально отличаются по всем параметрам от арабского мира, Ирана, Пакистана. Таким образом, в центральноазиатском регионе можно условно выделить три модели развития:
Казахская, которая изначально характеризуется глубокими экономическими реформами, которые обеспечили иностранные финансовые инвестиции и благополучие народа. Сегодня Казахстан начал политические реформы, которые должны обеспечить устойчивость и стабильность всей политической системы страны.
Киргизская модель развития начала с политических реформ, которые до сих пор не обеспечили политической стабильности и устойчивость системы. Экономические реформы в этой стране до сих пор не обеспечивают рост и приток иностранных инвестиций. Можно сказать, что Киргизия находится в поиске окончательной модели развития.
Таджикистан развивается по сложному пути. Гражданское противостояние в республике отбросило ее развитие на годы. Но все же, после заключения мирного соглашения в 1997 году, начался миротворческий процесс, который характеризовался параллельными этапами интеграции оппозиции в правительственные структуры и политическими реформами… На сегодня Таджикистан обеспечил устойчивую стабильность своей политической системы. Специфическим аспектом развития или его коренным отличием от других моделей развития является то, что в политической системе Таджикистана, единственной среди центральноазиатских стран, активно действует Партия исламского возрождения, тогда как в других странах региона деятельность политических партий на религиозной основе запрещена…».
По мнению большинства участников конференции, события, которые разворачиваются в мусульманском мире, сопровождаются тенденциями, которые не могут не беспокоить жителей Центральноазиатского региона. Если серьезно не принять во внимание эти тенденции, то светские режимам с мусульманским населением предстоит встретиться с новыми угрозами и вызовами внутриполитического и внешнеполитического характера. В частности, для безопасности Центральной Азии представляют серьезную угрозу тенденции развития событий в странах с мусульманским населением, но со светскими политическими режимами. Названные режимы развиваются сейчас, в основном, по трем моделям:
Египетская модель. В структуре этого политического режима долгое время находились исламские общественно- политические организации, которые наравне со светскими политическими силами вели национально-освободительную борьбу за независимость страны. Но проведенный недавно референдум о запрещении деятельности религиозных партий в политическом пространстве Египта поставил деятельность многих общественно- политических субъектов этой страны вне закона. В результате нелегальные экстремистские мусульманские группировки усилят свою деятельность и ситуация в итоге еще более обострится, втягивая в этот процесс грамотных и профессиональных политиков из запрещенных недавно организаций.
Алжирская модель. Здесь светская власть, после своего поражения на парламентских выборах в 1991 году, объявила их религиозные организации недействительными и начала с ними вооруженную борьбу. Фактически светский режим в государстве сохраняется военной силой.
Близка к этому ситуация, развивающаяся ныне в Турции. Сегодня Турция сталкивается с конституционным кризисом, связанным с угрозой прихода к власти происламских сил. Но не меньшей угрозой является то, что гарантом светского режима выступают вооруженные силы этой страны. В настоящее время вооруженные силы Турции находятся перед выбором: вмешаться или нет в процесс нарастающей исламизации страны, несущей крах наследию кемалистской революции? Масла в огонь подливает и курдский сепаратизм,- давняя головная боль для полдюжины ближне- и средневосточных государств: армия вот-вот готова вторгнуться в Ирак и нанести удар по единственным там последовательно проамериканским силам - курдам, что превратит ситуацию в регионе в довольно непредсказуемое падение костяшек домино.
По мнению заместителя министра культуры Республики Таджикистан, председателя Комитета по делам религии Мурадулло Давлатова, Таджикистан в своих отношениях со странами исламского мира руководствуется экономическими, а не религиозными интересами. Как, впрочем, и остальные мусульманские страны между собой. «Вообще, мусульманский мир, в том числе, и Таджикистан, являются слабым звеном в международных отношениях. Мы сами видим идеологичность или даже угрозу в мусульманском мире. Где общие интересы?»
Заведующий отделом международного права Института государства и права республиканской Академии наук С.Раджабов призвал мировое сообщество использовать мощный цивилизационный потенциал ислама в поисках разрешения многих кризисных ситуаций в мире. Именно внутренний потенциал этой религии, собственная шкала ценностей, по его мнению, позволили мусульманам в 622 году заключить первый исторически зафиксированный документ- договор о мире между мусульманской, христианской и иудейской общинами города Медины, так называемое «Мединское соглашение», на многие годы ставшее документом межконфессионального мира в Аравии. Благодаря этому была преодолен кризис общества, построенного на кровнородственных связях.
С.Раджабов напомнил о том, что немаловажным фактором в истории взаимоотношения ислама с другими конфессиями является и то, что, спасаясь от мекканских язычников, мусульманская община нашла приют у православных христиан Эфиопии. Тогда эфиопский император (негус) не просто принял мусульман-мигрантов, но и отказал в их выдаче идолопоклонникам.
Тема мусульманско-христианского диалога и даже взаимодействия, была продолжена в докладе доктора исторических наук В.Дубовицкого, приведшего множество примеров помощи мусульманского населения православным Таджикистана в годы гражданской войны 1992- 1997 гг. Особый интерес вызвали факты помощи Посольства Ирана воскресной школе Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе в 1996 году, средней школе в г. Яване, а также участие посольства этой страны в освобождении из плена Объединенной таджикской оппозиции в 1998 году восьми этнических россиян, воевавших в составе правительственных войск.
В итоге конференция поставила перед участниками больше вопросов, чем дала рекомендаций. Однако все ее участники сошлись во мнении, что для Таджикистана диалог с миром ислама необходимо вести прагматично, исходя из национальных интересов.
Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, действительный член Русского Географического Общества, эксперт ИА «Фергана.Ру», живет в Душанбе, Таджикистан.