Российский гептил угрожает Узбекистану
Москва и Ташкент договорились о том, что территория пустынного плато Устюрт на северо-западе страны может быть использована для падения отделяющихся частей российской ракеты РС-20. Территория Узбекистана станет кладбищем для высокотоксичных частей запускаемых в космос ракет после того, как к запрету на запуски экологически опасных ракетоносителей склоняется соседний Казахстан.
Ташкент пошел на беспрецедентный шаг, связанный с разрешением использования пустынной территории Узбекистана в качестве места падения отделяющихся ступеней российской ракеты РС-20 («Воевода»), которая будет выводить в космос космические аппараты. Как сегодня сообщили многочисленные средства массовой информации, министры обороны России и Узбекистана Анатолий Сердюков и Руслан Мирзаев договорились об этом в понедельник на переговорах в Ташкенте.
«На переговорах глав военных ведомств согласовывался вопрос использования пустынного плато Устюрт (север Узбекистана) в качестве поля падения отделяющихся частей ракеты РС-20 при выводе на околоземную орбиту космического аппарата «Теос», - сообщил журналистам в понедельник пресс-секретарь министра обороны России полковник Алексей Кузнецов.
|
Мы попросили прокомментировать новые российско-узбекские договоренности ведущего российского эксперта по ракетным технологиям генерал-майора Владимира Дворкина, долгое время возглавлявшего 4 ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся военно-стратегическими исследованиями и ядерным планированием. Как В.Дворкин заявил в интервью ИА «Фергана.Ру», межконтинентальные баллистические ракеты РС-20 (по американской классификации «Сатана») заправляются высокотоксичным химическим соединением, получившим название гептил. «При падении первой ступени ракеты незначительное количество гептила в ней все же остается, что, конечно, опасно для окружающей среды», - сказал В.Дворкин. А если произойдет аварийный пуск ракеты, то заражение местности гептилом сопоставимо с экологической катастрофой.
В.Дворкин также сообщил, что обычно при запусках жидкостных ракет их траектории планируют таким образом, чтобы они проходили над малолюдными районами (так называемыми районами отчуждения). Однако аварии все-таки случаются и есть вероятность того, что некоторые районы плато Устюрт могут быть загрязнены гептилом.
Профессор, доктор медицинских наук Викентий Пухов, долгое время также занимавшийся проблемами гептила, рассказал «Фергане.Ру» о том, что предельно допустимая концентрация этого вещества в воздухе равна 0,001 мг на литр. По словам эксперта, случаи отравления населением этим химическим веществом уже были зафиксированы.
Гептил попадает в почву и окисляется, образуя канцерогенные вещества. В воде он также растворяется и по-прежнему остается высокотоксичным. Между тем, РС-20, возможно, будут запускать или из Оренбургской области России или с космодрома Байконур в Казахстане. Так или иначе, для РС-20 рассчитана новая траектория, пролегающая над Узбекистаном. Полеты ракет и отделяющиеся от них части могут стать опасны как для населения плато Устюрт, так и для акватории Аральского миря, которое к нему примыкает.
Кроме всего, по плато Устюрт, как известно, проходит железная дорога Москва-Ташкент. В случае неудачного пуска есть вероятность, что обломки ракеты могут упасть близ железнодорожного полотна.
При недавнем неудачном запуске с космодрома Байконур российского «Протона», который тоже заправляется гептилом, была заражена часть территории Казахстана. Это вынуждает власти Казахстана запрещать запуски экологически опасных ракетоносителей. Однако, кажется, Россия нашла хороший выход: на помощь пришел Узбекистан. Теперь кладбищем для высокотоксичных частей запускаемых в космос ракет станет его территория.