Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кто заказал Алишера Саипова?

Статья под таким заголовком должна была появиться на сайте ИА «Фергана.Ру» чуть раньше. Речь в ней должна была идти о публикациях прикрывающихся киргизскими именами авторов из Узбекистана, чьи статьи были направлены против журналиста Алишера Саипова. Но судьба распорядилась так, что мы теперь пишем о физическом уничтожении нашего коллеги.

После серии статей на различных узбекистанских Интернет-сайтах и СМИ, «разоблачающих диверсионную и предательскую деятельность» Алишера Саипова, информагентству «Фергана.Ру» и, в частности, лично мне логично было бы ответить на эти абсурдные обвинения. Но тогда мы решили не опускаться до уровня этих писак-киллеров, далеких от понятия ЖУРНАЛИСТИКА, но преданно обслуживающих своих хозяев. Люди с такой больной фантазией и дьявольской душой были во все времена. Кроме того, и сам Алишер отнесся к этой идее неодобрительно. «Черный пиар – отличная реклама, - отшучивался он. – Я [благодаря этим публикациям] уже стал большим человеком».

Теперь можно с уверенностью сказать, что развернувшаяся тогда информационная кампания против Алишера была своего рода артподготовкой к предстоящему убийству, а передачи на узбекском телевидении – подготовкой общественного мнения к этому беспрецедентному зверству. Причем СМИ Узбекистана старались манипулировать общественным мнением не только на своей территории, но и на юге Киргизии, где программы узбекского телевидения транслируются практически в полном объеме. Правда, вышло все наоборот – коллеги Алишера и просто знавшие его люди ничуть не сомневаются, что он стал жертвой режима Ислама Каримова.

Более того, местные журналисты и аналитики склонны думать, что заказчики убийства ставили перед собой цель не только избавиться от неугодного им человека, но и посеять страх среди его коллег, населения юга Киргизии. Посему убийство получилось таким наглым, громким и дерзким. Ведь Алишер нередко оставался в своем офисе допоздна. Бывало, возвращался домой в два-три часа ночи, когда киллеры могли спокойно «достать» его и скрыться, не оставив следов. Но им приказали убить его чуть ли не средь бела дня, в многолюдном районе, чтобы и другим не лояльным к режиму соседнего государства было неповадно.

Сложно судить, о чем правильнее будет говорить сегодня – о позорном уровне правоохранительных органов Киргизии, под носом которых на протяжении нескольких лет узбекские спецслужбы крали граждан этой страны, убивали, или об их согласованном попустительстве, позволяющем узбекским спецслужбам так вольготно чувствовать себя на чужой территории. Ясно одно – и то, и другое не делает чести киргизской стороне.

Тот факт, что президент страны Курманбек Бакиев взял это убийство под личный контроль, еще ни о чем не говорит: попробуй не делай этого, когда весь мир бурно среагировал на это зверство. Примерно такие же заявления звучали и после убийства известного имама Мухаммадрафика Камалова и местного предпринимателя Айбека Алимджанова. Если в случае с последним к соседней стране никаких претензий нет, то убийство богослова Камалова местные жители напрямую связывают с планами спецслужб Узбекистана.

Недоверие к киргизским правоохранительным службам вызывает и то, что сообщения об оперативном оцеплении города после убийства, проверке всех въезжающих и выезжающих машин, оказались пустым звуком. Отправившись на похороны в Ош, мы беспрепятственно въехали в город на такси с тонированными стеклами. Более того, и в тот день местные «гаишники» спокойно делали свое дело – обирали водителей по обычной таксе в десять сомов ($1=35 сомов).

Но наиболее ярко отношение киргизских властей к этому событию показывает позиция бывшего журналиста, ныне государственного секретаря Киргизии Адахана Мадумарова. Комментируя убийство А.Саипова по ОшТВ, он заявил, что впервые слышит о таком журналисте. И сказал он это на четвертые сутки после убийства, когда во всем мире резко осудили это событие и авторитетные международные организации продолжают обращаться к властям Киргизии с требованием проведения объективного расследования и наказания виновных. По мнению бывшего журналиста и оппозиционера Мадумарова, «во всех странах стреляют в журналистов: и в России, и в Казахстане, и в Узбекистане, но только в Киргизии относятся к этому болезненно». «Ну и что, что убили журналиста? И в депутатов, и в политиков стреляют, и только журналисты сами наводят такой шум и раздувают все», - сказал государственный секретарь.

Свою позицию по этому поводу журналисты юга Киргизии высказали однозначно. В прошедшей 28 октября по ошскому телевидению «НТМ-42» передаче журналисты призвали киргизские власти к скорейшему и объективному расследованию этого дела. Они высказали свое возмущение закрытостью информации по этому делу и отсутствием доступа к главному свидетелю убийства Икболу Мирсаидову, который в тот трагический момент оказался рядом с Алишером Саиповым. «Смерть Алишера нас не остановит, мы продолжим дело, за которое отдал свою жизнь Алишер», «Эта трагедия открыла нам глаза», «Пусть правоохранительные органы, которых содержат на наши налоги, охраняют нас», - примерно такова была позиция киргизских журналистов. Сотрудники газеты «Сиесат», основанной Алишером Саиповым, заявили, что эта газета станет самой лучшей, они добьются того, о чем мечтал Алишер.

Журналисты юга Киргизии, да и всей страны уверены, что Алишера Саипова заказали узбекские спецслужбы. Они напрочь отвергают другую версию убийства - криминальные разборки, которую предложили следственные органы. «У Алишера не было какого-либо бизнеса, соответственно, каких-либо связей с криминальными структурами, его убили за его работу, чтобы заткнуть ему рот», - таков окончательный вердикт коллег погибшего журналиста.

И все-таки нельзя не сказать пару слов о продажных журналистах, обливавших Алишера грязью, чтобы отличиться перед режимом. Достаточно сделать поверхностный анализ их публикаций, чтобы понять – все авторы, несмотря на их киргизские фамилии и словосочетания типа «наш Кыргызстан», «соседний Узбекистан», являются узбекистанцами. Небольшой пример: никто из киргизских журналистов сегодня не напишет, что Узбекистан – историческая родина «киргизских» узбеков. В отличие от узбекских властей и несмотря на имеющиеся в межэтнических отношениях проблемы, Киргизия давно признала здешних этнических узбеков своими, а эти места – их исторической родиной.

Читая «произведения» данных авторов, невольно вспоминаешь небольшое стихотворение некогда уважаемого мной, но теперь продавшего свою душу за гроши поэта Абдуллы Арипова про золотую рыбку. В нескольких строках он описал состояние золотой рыбки, попавшей в вонючее болото и считавшей это место целой вселенной. Нет, не вам, жалким писакам, судить о ценностях журналистики и свободы слова. Вы и не подозреваете, насколько изуродованы ваши мозги и души.

Что касается заокеанских денег в две тысячи долларов в месяц, которые, по-вашему, получал Алишер, то можете не беспокоиться: журналисты Киргизии, в том числе Алишер Саипов, столько не получали никогда и не получают. Они продолжают выполнять свой журналистский долг за небольшую зарплату, при этом рискуя своими жизнями. А вот вы за эти деньги действительно продали бы все – и душу, и родину, и вашего юртбаши, за порядки которого вы так ратуете сейчас. Если уж встаете горой за этот режим практически за гроши, за одно лишь похвальное слово вашего чиновника районного уровня. Для вас нет ничего святого, кроме как держать марку «своего человека» в изуродованном режиме вашей страны, из-за которого десятки настоящих журналистов оказались за границей с ярлыком «предателей».

Хотелось бы увидеть ваши лица и глаза теперь. Наверняка, кто-то из вас понял, какую службу вы оказывали режиму. Наверняка хотя бы до одного из вас дошло, что вы стали соучастниками этого жестокого, несправедливого убийства, и ваши руки оказались в крови. Если нет, то знайте – вы стали частью трусливого режима, который заставил содрогнуться молодого, по-мальчишески наивного паренька, свято верившего, что ему по силам изменить этот неустроенный мир. При жизни он не смог сделать это. Но его смерть сделает эти перемены еще ближе, еще реальнее. Ибо Алишеров в мире много, а он сам навсегда останется в наших сердцах, побуждая идти вперед, к честному, справедливому миру, где не будет места трусам, говорящим только голосом оружия.

…Отец Алишера, его старая бабушка, которая вырастила его с малых лет, убитая горем мать, молодая жена, оставшаяся вдовой с двухмесячным ребенком в семнадцать лет, - они предоставили содеянное убийцами на суд Божий. Ибо, как теперь стало понятно, даже в такой считающей себя демократической стране, где человека убивают за слово, и положение многих вещей зависит не от решений правительства страны, а от воли жестокого правителя соседнего государства, можно уповать только на Бога.

Прогрессивные люди в мире, да в том же Узбекистане, нисколько не сомневаются в порочности и недолговечности этого режима. Режима, испугавшегося молодого 26-летнего журналиста и не придумавшего для борьбы с ним ничего, кроме как подлое, вероломное убийство.