Проблема дедовщины в армии Казахстана по-прежнему замалчивается
Житейскую аксиому «Корми свою армию, иначе будешь кормить чужую» еще никто не отменял. Но помимо пожертвований в виде налогов армия просит и «человеческих приношений».
Не так давно Казахстан принял новую военную доктрину, которая должна повысить боеспособность армии, а также ее авторитет в глазах местного населения. Но пока в казахстанской армии тлеют все те же извечные проблемы, и если коррупция и всеобщая бездарность напрямую не сказываются на отдельно взятых людях, то дедовщина ломает и коверкает душу каждого молодого человека, который надел солдатские сапоги. На примере жизни казахстанских солдат рассмотрим ситуацию, которая сохраняется со времен распада СССР в армиях всех новых государств на постсоветском пространстве.
«Родину защищать, а не чужие носки стирать»
Статья 36 Конституции гласит: «Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина». Но далеко не все стремятся свою святую обязанность исполнить. Почему?
- Я думаю, каждый парень хотел бы пройти службу в армии, ведь это неплохой курс физической и психологической закалки, - считает Артем, студент одного из таразских вузов. - Но мужчина хочет стать воином, бойцом, профессионалом и реальным защитником Родины, а не стирать чьи-то грязные носки. Пусть будет трудно телу, лишь бы не было унижения, и не остались шрамы на душе.
О чем говорит этот юноша? Какие носки, унижения и шрамы? К сожалению, никому не требуется объяснять, что речь идет о дедовщине, уродливой форме подавления новобранцев старослужащими. Об этом позорном явлении все, как минимум, слышали, а многим пришлось испытать его на себе.
Кайрат служил в элитных войсках, президентской гвардии. О службе он рассказывает с улыбкой: «Всякое было. И в унитаз «духов» макали, и в «дембельский поезд» играли. Некоторые выдерживают, другие ломаются и пытаются повеситься».
Речь бывшего сержанта полна жаргонизмов. Чтобы ее понять, «заглянем» в армейский толковый словарь. Итак, «дух» - солдат первого полугодия службы, затем он становится «черпаком». Отслужив год, переходит в разряд «котлов». «Дедами» становятся отслужившие полтора года, а «дембеля» - те, кому осталось сто дней до приказа о демобилизации, то есть – завершении службы. «Дембельский поезд» - игра, в которой «духи» и «черпаки» изображают движущийся поезд, играющий радиоприемник и так далее. Это было бы смешно, когда бы не было так грустно, поскольку все армейские традиции, игры, обычаи построены на унижении новобранцев, их избиениях и подавлении.
«Уставщина» и «дедовщина» - есть разница?
Другой «бывалый» более разговорчив, информативен и откровенен в своих суждениях.
- Взаимоотношения в армии подразделяются на три вида: «уставщина», «дедовщина» и «бардак», соответственно бывают различные симбиозы этих трех явлений. Так получилось, что я служил в трех частях, и все они были яркими представителями этих видов. Первая часть была «бардачная», где царили «зоновские» законы, процентов десять служащих - блатные, а остальные «середняки-работяги» и «черти». Там блатной «дух» мог «наехать» на «дедушку-середняка». Если ты «блатной», то не то чтобы работать, а даже взять в руки швабру или лопату тебе считается «западло», - рассказывает мой собеседник на условиях анонимности.
- У командования такие же понятия, всех своих они делят на блатных и простых. Здесь процветал офицерский беспредел. Знаете, что такое «ласточка»? Это когда руки и ноги связывают вместе за спиной и подвешивают, еще на ремень цепляют какой-нибудь груз. Самые крепкие ребята спортсмены выдерживают не более двадцати пяти минут. Или представьте: солдатской бляхой, выгнутой в обратную сторону, бьют о голое тело. Через два дня кожа «исписана» сине-фиолетово-зелеными звездами. Это крайности, конечно, но если бы я на себе не испытал, то не говорил бы об этом, - продолжает собеседник. - Аульные ребята лучше приспосабливаются к таким условиям, городские более «нежные». При мне комиссовали одного городского «домашнего» мальчишку, у которого от избиений и унижений «крыша поехала». Не знаю, есть ли сейчас такие части.
- Во всем этом есть лишь один плюс: после двух лет службы ценишь свободную жизнь в тысячу раз больше, чем до армии. Из «бардака» я попал в «устав», и это была тоже ж..., потому что я даже не имел понятия, что такое строевая подготовка, а тут плац раскаленный, носок тянем, нога под углом сорок пять градусов, марш-броски в ОЗК и противогазе. За любое непослушание – «губа» (гауптвахта, армейская камера задержания. – Прим. авт.). Если в «бардаке» ты мог послать «лейтенанта-черта» на три буквы, то здесь получаешь наказание даже за то, что не отдал честь ефрейтору. Все по уставу, даже форма. А солдат по уставу должен выглядеть как чмо (считается, что это аббревиатура – «человек, морально опущенный». - Прим. авт.), на которого жалко смотреть. Тут царит полнейший беспредел командиров, которые тебя по уставу замучают нарядами так, что сам не рад будешь, что родился на свет. Ведь по уставу можно издеваться над подчиненным, вернее, не «по уставу», а с использованием оного. Зато «стукачи» чувствуют себя отлично, имеют льготы от командования.
На втором году службы меня командировали в третью часть. Это золотая середина между двумя крайностями, и я думаю, что это оптимальный вариант. Командир полка говорил нам, «дедушкам», когда мы провинились, «вы - лицо части, вы должны быть примером, должны следить за порядком без приказов и напоминаний командиров офицерского состава и прапорщиков». А командир наш был бывалым бойцом - полковник, десантник, прошел не одну горячую точку, в том числе и Афган, ну просто мировой мужик. Так вот, после душевного разговора он нас, «дедов», показательно наказал и отеческим тоном приказал почистить арык. Мы взяли лопаты и чистили. И сержанты, и «деды». И не потому, что мы боялись, а потому, что мы его уважали как командира и как человека. «Духов» своих мы берегли и защищали, и не дай Бог, если какой-нибудь «дед» из соседней роты тронет «духа» из моего подразделения. А когда «дембеля» увольнялись, оставляя свои кожаные ремни, которые им достались по наследству от своих «дембелей», многие «духи» плакали. А ведь эти дембеля и по ночам их строили, и били их, но не просто так, а за дело. Или, например, дембельская традиция - отдавать свою пайку масла своему «духу». Я думаю, что эту традицию придумали люди с добрым сердцем. Но не все «деды» такие белые и пушистые, есть и отморозки, которые мстят за свое унижение, пережитое ими в то время, когда они были духами. Мне искренне жаль людей, которые наивно полагают, что в армии их научат стрелять и воевать, - заключает мой собеседник.
Доколе!
С приходом нового министра обороны Данияла Ахметова, человека гражданского, сами военные заговорили о том, что теперь появилась надежда впервые открыто говорить о глубоких проблемах, разъедающих казахстанскую армию. Кадры, как известно, решают все. Армия - не исключение, и ей нужны профессиональные военные, в том числе в вопросе противостояния такому явлению, как дедовщина. Глава оборонного ведомства указывает на ряд существующих в системе военного образования проблем: почти треть должностей преподавателей являются вакантными, менее половины имеют базовое военное образование и более половины не обладают достаточным педагогическим опытом, имея педагогический стаж менее пяти лет. Состояние учебно–материальной базы не позволяет обеспечить качественное проведение учебного процесса.
По словам министра, система военного образования требует кардинального обновления. Финансирование казахстанской армии в 2007 году по сравнению с 2006-м увеличилось на семьдесят четыре процента, сообщается в пресс-релизе, распространенном пресс-службой Минобороны. «Финансирование военного образования мы увеличиваем в сто десять раз, – заявил министр обороны. – В 2008 году предусмотрено выделить на эти цели 4,8 млрд. тенге».
Вопрос же неуставных отношений по-прежнему замалчивается, будто бы и нет такого явления. А если есть, то, мол, ничего в этом страшного нет, а от этой самой дедовщины в армии больше порядка и дисциплины.
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели «Ферганы.Ру»? Приглашаем к обсуждению поднятой проблемы, а также предлагаем поделиться собственным опытом службы в армии.