«Орестея» Эсхила и Марка Вайля: Размышление о смерти и Божьем Суде
Известнейший театральный режиссер Марк Вайль скончался 7 сентября, после того как подвергся нападению двух неизвестных. Убийцы встретили режиссера вечером в подъезде его дома и нанесли ему несколько ножевых ранений.
Злодейское убийство легендарного режиссера произошло накануне открытия очередного, тридцать второго, сезона в «Ильхоме». Марк Яковлевич возвращался с генеральной репетиции спектакля «Орестея», премьерой которого этот сезон начинался, а для режиссера оказался последним.
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
«Уже в конце репетиций, когда сомнения одолевали на каждом шагу, и ещё невидимый результат висел роковым «дамокловым мечом» над всеми создателями, я мог определённо сказать: это была хорошая идея - поставить в Ильхоме «Орестею»...», - писал Марк Вайль.
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Поставить в «Ильхоме» трилогию Эсхила Марк Вайль решил давно. «Идея постановки родилась на этот раз не у меня и не в «Ильхоме», - писал режиссер. - «Она принадлежала Рейнхарду Крумму, занимавшему до недавнего времени пост директора Центрально-Азиатского бюро фонда Эберта и никогда до этого не продюсировавшего театр. Случай оказался «из ряда вон выходящим» и для Фонда, занимающегося сугубо развитием политической культуры в обществе и для меня, привыкшего генерировать собственные идеи и, ранее не планировавшего обратиться к Эсхилу...».
Работа над спектаклем началась в апреле 2006 года. Впервые в постановке так широко, как никогда до этого, используется видеоаппаратура.
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
«Картинка» при этом выводится на крупный, разделенный на несколько больших квадратов экран, установленный в глубине сцены. На этом же экране транслируются фрагменты современных документальных фильмов - сцены войны и насилия, и съемки актеров в коридорах театра и даже на улицах города. Так широко рамки сцены в «Ильхоме» еще никогда не раздвигались.
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Марк Вайль: «Эсхиловская «Орестея» стала одним из самых больших по составу, самым сложным и дорогим по технологии спектаклем театра. Это не было целью. Это стало потребностью в ходе работы над текстом. Мы стремились к простоте изложения, мы не могли отказаться от игры с множеством его смыслов... В спектакле соединились слово, игра, хоры в стиле классического рок-н-рола, тотальное мультимедиа. Часть текстов Хора мы передали бесстрастно-агрессивным телевизионным ведущим, комментирующим события на русском, английском и узбекских языках. «Живые видеокамеры» создали в спектакле атмосферу какого-то «нереального реалити-шоу», разрушающего границы сцены и зала, протекающего в неизмеримо большем пространстве, виртуально много превосходящем древние греческие амфитеатры. Все убийства и покаяния героев о содеянном, происходят в нашем спектакле уже не в масштабах упомянутых стадионов, а в беспредельном медиапространстве, в котором живёт сегодня человечество».
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Марк Вайль: «…Явственно увиделось, что Троянская война, несмотря на участие в ней богов и героев – не великий миф, а лишь предтеча будущих рутинных, бессмысленных войн, начинавшихся из-за ложных амбиций (неважно - политических или личных), придуманных доктрин, идеологий, денег, захвата месторождений, вспыхивающей на ровном месте национальной вражды или просто чьей-то измены...»
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
В первую очередь в спектакле поднимается проблема убийства и мести за убийство. В финале - Божий Суд или суд древнегреческих богов, в котором участвует зритель, голосуя за оправдание или осуждение Ореста камешками, предварительно выложенными на зрительские места... Можно ли оправдать убийство Орестом родной матери, кровное убийство, пусть и очень порочной матери, мстя за убитого ею отца?
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Марк Вайль: «Мы играем со зрителем в понятные игры, сохраняя многомерность эсхиловского пространства на перекрёстке с нашей действительностью - возможно много более смутным временем, чем тем, что знали Древние Греки… Что мы, кто мы сегодня?.. Возможно ли сегодня совершить равное древнему мифу и сделать мир лучше?»
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
У Эсхила Ореста оправдывают боги и он продолжает жить. У Вайля - его оправдывают зрители (оправдание заранее срежиссировано) и затем затаптывает болеющая за него же толпа, не заметив его. У Вайля - ответ на вопрос остается неоднозначным: Орест оправдан, но все равно за жизнь платит жизнью - зная это заранее. Так, для Вайля этот спектакль явился размышлением о смерти и Божьем Суде. Как будто он знал, что скоро с этим столкнется, и готовился к этому, примеривал на себя.
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Марк Вайль: «Каждый из нас - часть истории. Трудно разглядеть нас самих в потоке повседневной жизни. Но кое-что возможно: мы в силах понять, перечитывая древние мифы, то, как красивы они и глубоки. И ещё: мы сами - персонажи всё тех же старых, как мир, историй или поднялись хоть на толику, избежав бессмыслицы и повторения прошлого?..»
Фрагмент репетиций «Орестеи», театр «Ильхом», 2007 г.
Говорит Оксана Хрипун, зав.лит. театра: «Я очень хочу, чтобы как можно больше людей, и не только в Ташкенте, увидели ЕГО «Орестею»! Это не завещание Мастера. Это вечный двигатель, который он изобрел. Все знают, что Марк умеет ставить спектакли, которые с годами, и даже со сменами составов, только набирают силу. В каждый свой спектакль он вкладывает себя столько, что на первых спектаклях это «столько» бывает не в состоянии осмыслиться полностью артистами, зрителями и... временем. Поэтому его спектакли столь живучи и так по многу лет... Мы сохраним его спектакли. Его дух во всех нас».
На премьере 7 сентября 2007 г. – в холле театра «Ильхом»
Фотографии – с официального веб-сайта театра «Ильхом», а также с форумов в Интернете. В статье использованы фрагменты текста последней статьи М.Вайля «Путешествие, которого не могло не быть»
* * *
Последнее интервью Марка Вайля российскому телеканалу «Культура»
Об «Орестее» Эсхила: Два перевода «Орестеи» на Lib.Ru, Википедия об «Орестее»
СМИ Узбекистана о гибели Марка Вайля: Uzreport.Com, GZT.Uz
Русскоязычные СМИ о гибели Марка Вайля: Новости Yandex.Ru
Англоязычные СМИ о гибели Марка Вайля: Новости Google.Com
Веб-форумы о гибели Марка Вайля: одна тема на FromUz.Com, другая тема на FromUz.Com, Forum.Arbuz.Com
Веб-сайт «Театр «Ильхом» и ташкентский андерграунд» Бориса Чуховича