Киргизия: Проведение саммита ШОС сопровождалось палитрой негативных эмоций жителей страны
Проведение саммита ШОС в Бишкеке отличилось беспрецедентными для Киргизии, да и других стран, мерами, принятыми в ходе подготовки к нему. К непосильным финансовым тяготам, свалившимся на бедную горную республику в связи с проведением масштабной встречи в верхах, добавилась излишняя ретивость местных начальников.
Ранее уже сообщалось, как столичные чиновники третировали жителей домов, расположенных вдоль трассы, ведущей из столицы в аэропорт. От горожан и сельчан, которые имели несчастье проживать на пути следования кортежей высоких гостей, требовали покрасить заборы и стены домов, выходящих на трассу. За свой счет. Тем, кто противился выполнять данное распоряжение, грозили штрафами и прочими неприятностями административного характера.
Это факт настолько поразил жителей Киргизии, что журналисты Первого государственного телеканала даже рискнули выпустить в эфир довольно большой и подробный сюжет о чрезмерной активности местных чиновников. Что уже совсем необычно – все-таки канал государственный.
На время саммита решила подстраховаться и столичная милиция. Совершенно необоснованные перекрывания дорог и улиц начались задолго до саммита. Как объяснили некоторые служители правопорядка в приватных беседах, это были тренировки. При этом мелкие и крупные чиновники с разнокалиберными корочками просто не обращали на дорожных стражей никого внимания: кордоны местных гаишников были предназначены для простых смертных.
Проблемы возникли и у тех, кто решил посетить или покинуть столицу Киргизии воздушным путем. Аэропорт в эти дни работает исключительно на участников саммита.
Однако встреча в верхах ударила не только по жителям столицы и ее невысокопоставленным гостям. На своей шкуре ее почувствовали даже заключенные в изоляторах городов, расположенных далеко от столицы. Очень далеко.
Вот что, к примеру, учудил начальник милиции города Джалалабада подполковник Кубаныч Торобаев. Решив на период проведения саммита закрутить гайки в подведомственном ему изоляторе временного содержания (ИВС), он издал директиву, в которой содержится, в частности, приказ «в связи с проведением ШОС в г.Бишкек» в городском ИВС «свидания со следственно-заключенными … временно отменить», «после 18.00 камеры не открывать». Кроме того, большой милицейский босс местного уровня ограничил прием продуктовых передач. Если раньше заключенным можно было передать еду в любое время рабочего дня, то нынче это можно сделать только с 13.00 до 16.00.
Остается только гадать, каким образом свидания с заключенными в далеком от столицы Джалалабаде могли помешать проведению саммита. Если перекрывание улиц гаишниками в столице еще можно как-то оправдать, то чем объяснить запрет на встречу содержащихся в ИВС с родственниками? На ум приходит только версия, что, возможно, кто-то в изоляторе организовал террористический акт, реализацией в жизнь которого занимается через родственников, передавая через них ценные указания находящимся на свободе подрывникам и снайперам…
Загадкой остается и то, каким образом, по мнению этого начальника милиции, заключенные должны были справлять естественные нужды после 18 вечера, ведь «санитарные удобства» расположены вне камер, которые после указанного времени, согласно приказу, запрещено покидать.
Мало того, в данном приказе есть еще один «смешной» пункт: «Ключи от выходных дверей камер ИВС должны находиться строго у оперативного дежурного ОВД». То есть даже до наступления времени «закрытых дверей» вывод заключенных «до ветру» становится делом затруднительным, так как у надзирателей ключей нет.
Создается впечатление, что начальник джалалабадской милиции - ярый противник Шанхайской организации сотрудничества, и делает все возможное, чтобы вызвать у населения отрицательные эмоции и негативное отношение к саммиту. Ведь не далее, как 8 августа здесь опять избивали заключенных, чтобы навести дисциплину. И теперь эти люди долго будут вздрагивать не только при произнесении фамилии Торобаев, но и слов «саммит» и «ШОС».
Надо отметить, что джалалабадский изолятор имеет весьма дурную славу. Еще два года назад заместитель председателя Комитета по правам человека при президенте Киргизии Азиза Абдирасулова открыто заявляла в прессе, что автор процитированного выше приказа начальник милиции Торобаев лично избивал беременную заключенную, причем ударил ее ногой в живот.
Однако подполковник до сих пор на своем посту. Отчаянный крик правозащитницы и одновременно государственного служащего не дошел до ушей президента и высоких представителей Фемиды.
Мало того, неделю назад Азиза Абдирасулова сама была избита, прямо у здания суда города Нарына, где проходил суд над двумя милиционерами, обвинявшимися в применении пыток. Инцидент произошел на глазах других милиционеров, которые находились при исполнении. Но никто из них в драку не вмешался и напавших не задержал.
Возвращаясь к саммиту ШОС, надо сказать, что вся страна с нетерпением ждала его окончания. Хотя нет никакой уверенности, что гаишники и другие милиционеры сразу же отменят все ограничения, установленные к визиту высоких гостей, а чиновники не придумают новых способов, как за счет рядовых граждан страны благоустроить столицу или построить очередной санаторий для правительства.