Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Первые переселенцы в Калининградскую область сразу же столкнулись с проблемами

06.07.2007 11:38 msk, Владимир Шахов (Калининград)

Миграция  Россия

Согласно Указу президента России от 22.06.2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Калининградская область определена в числе приоритетных для переселения проживающих за рубежом соотечественников в рамках утверждённой на федеральном уровне миграционной программы. И в этом, собственно, нет ничего удивительного: вынашиваемые местной властью амбициозные планы по превращению анклава в подобие калининградского Гонконга требуют солидного притока рабочей силы, в том числе, высококвалифицированных кадров.

Программа предполагает, а чиновники располагают

Планируется, что к 2012 году регион осчастливят своим присутствием порядка 300 тысяч наших соотечественников, избравших российскую Балтию в качестве нового для себя места жительства. Это примерно 90 тысяч семей. Около 10 тысяч мигрантов, по предварительным расчётам, область готовится принять уже в нынешнем году. Самим же пиковым по замыслам чиновников обещает стать 2011 год: 110 тысяч переселенцев.

Впрочем, пока это всего лишь смелые прогнозы. Хотя федеральная программа по приему соотечественников стартовала ещё 1 января 2007 года, первую группу переселенцев здесь приняли только в начале июня. Ведь чтобы заработал механизм оказания государственной помощи добровольным мигрантам, требовалось утверждения на уровне правительства РФ областной переселенческой программы.

Еще в ноябре 2006 года, одобренная и утвержденная региональным кабинетом министров, она была представлена на рассмотрение в Минрегионразвития России. В процессе последующей доработки в нее были внесены изменения и дополнения, после чего процесс согласования ни шатко ни валко продолжился в федеральных министерствах и ведомствах. Энное время многострадальный документ провел в ожидании своей судьбы на рабочем столе премьера Фрадкова. И вот в конце мая пресс-служба областного правительства, наконец, дала долгожданную отмашку: все необходимые бумаги с подписями и печатями из Москвы добрались до западных границ России. Губернатор Георгий Боос подписал областную программу по переселению, и таким образом Калининград одним из первых регионов на протяжении от Балтики до Камчатки стартовал в беспрецедентной, с заметным политическим оттенком акции. Осталось ждать, кто же к нам пожалует – на сегодняшний день свое желание перебраться на древние прусские земли заявили, по данным куратора госпрограммы регионального министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, более 12 тысяч соотечественников, примерно десятая часть которых уже заполнила необходимые анкеты.

Спрос на непьющих

Мониторинг и анализ информации о потенциальных участниках программы добровольного переселения на основе разработанной правительством Калининградской области анкеты, говорит о том, что .40% из числа респондентов проживают в Казахстане, 12% - в Узбекистане и 10% - на Украине.

На каких специалистов повышенный спрос? Главным образом, на профессии, связанные с сельскохозяйственными работами: отечественные фермеры, похоже, отчаялись отыскать среди односельчан непьющих работяг. Большое количество вакантных мест сегодня образовалось на судостроительном заводе «Янтарь», что связано с получением солидного заказа на постройку новых судов. Наконец, традиционно области недостаёт медиков, педагогов, работников сферы культуры (особенно в сельской местности).

Совпадают ли данные вакансии с теми, что представлены в анкетах примерно девятисот потенциальных жителей нашей области, уже имеющихся в распоряжении региональных властей? Увы, большинство тех, кто мечтает уже сегодня переселиться на берега Балтии, ориентированы несколько на иное. В основном это – работа в нефтедобывающей отрасли (тот же «Лукойл», где зарплаты ощутимо выше), сфере обслуживания.

Сдается только, что камнем преткновения для мало осведомленных об особенностях регионального ценообразования на жилье соотечественников может стать стоимость квадратных метров (немногим, кстати, уступающая Москве и Питеру), в приобретении которых гостеприимные хозяева готовы оказывать помощь лишь на общих основаниях (ипотека, молодежные программы и т.д.). Какими-то видами на социальное жилье возможно, смогут располагать люди востребованных в регионе специальностей – например, медики, учителя. Кому-то подфартит с ведомственной квартирой, предоставленной богатенькими работодателями. Но в основном мигрантам придётся рассчитывать на собственные силы и привлечённые средства в виде займов и ипотечных кредитов.

Северный ждет переселенцев

Чтобы хоть как-то сгладить квартирный вопрос хотя бы на начальном этапе, на базе бывшего военного городка Северный, в 15 км от областного центра, где до войны квартировала одна из лучших частей «Люфтваффе», а после 45-го благоустроенные казармы бывшего немецкого аэродрома заселили бравые летчики из полка имени Покрышкина, по решению регионального правительства на деньги из областного бюджета был оборудован переселенческий центр, в котором предполагалось селить семьи тех прибывающих к нам соотечественников. Такой вариант удобен еще и потому, что решает вопрос регистрации по месту жительства.

Ремонт двухэтажных добротных немецких казарм обошелся властям в копеечку: Для начала работы повели в трех помещениях. В зияющие битым стеклом оконные проемы вставили стеклопакеты, заново воссоздали систему отопления и водоснабжения, а также газифицировали строения. На отделочных работах задействовали непритязательных в вопросах быта (здесь же и спят) и удивительно улыбчивых ребят из солнечного Узбекистана.

По поводу выделенных финансов власти особо не распространялись. «Мы не хотим создавать ненужный ажиотаж», - сообщили автору в региональном министерстве по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, на плечи которых «повесили» исполнение программы переселения соотечественников.

Не пристало бомжевать переселенцу

Первую группу участников госпрограммы по добровольному переселению в Россию соотечественников из стран бывшего СССР в Калининграде встречали с помпой. Восемь обескураженных первопроходцев, едва сойдя с трапа самолета, оказались в окружении первых лиц области. Губернатор Георгий Боос с многочисленной свитой из министров, глав районов, начальства миграционной службы и бизнесменов провели презентацию знакомства с новой Родиной. Сытный обед, ознакомительная экскурсионная поездка на автобусе по достопримечательностям Калининграда, посещение национального парка "Куршская коса", города-курорта федерального значения Светлогорска и уникальных янтарных приисков – все это по замыслу встречающих должно прибывших на ПМЖ утвердить в мысли, какая роль им уготована в решении демографических и кадровых проблем самого динамично развивающегося региона России. Торжественное мероприятие показали по всем телеканалам, а на следующие сутки начались суровые будни.

Наталья Черепанова с сыном Артёмом прибыла в Калининградскую область из Латвии. Там она родилась, но этот факт не стал определяющим для латвийских властей в вопросе предоставлении ей гражданства. Бабушка Натальи (она жива и сейчас) во время войны была вывезена немцами из Белоруссии в Германию. После капитуляции Третьего рейха вместе с советскими войсками она возвратилась в Латвию. Вышла замуж, родила дочь. И жили все дружно до поры до времени, пока в 1991 году Латвия не объявила суверенитет. Рождённых во втором поколении записали в неграждане.

- Это было ужасно, - рассказывает Наталья. - Никаких перспектив на будущее: как негражданка я с моим высшим экономическим образованием не могла быть принята на работу в госструктуры. А это значит, что весьма рискованно брать кредит на жильё: у частника сегодня ты работаешь, а завтра тебя уволили. Но это не главная причина, по которой я с сыном решила уехать. Политика этого государства - национализм. Но лучше бы оно занималось бы экономикой. Это только говорят, что прибалты живут лучше, чем в России. На самом деле это далеко не так. Население Латвии катастрофически убывает. Уезжает народ. И не только русские – кстати, «русскими» там называют всех нелатышей. Если к 91 году таковых насчитывалось 2,5 млн, то спустя 10 лет осталось 800 тыс., а сейчас и того меньше. Покидают страну те, кто может работать. Кому охота жить в нищете и непонятно чем заниматься?

Российское гражданство Наталья получила ещё в 2004 году. Сначала обратилась в Белорусское посольство, там у неё родственники, но по белорусскому законодательству третье поколение не получает гражданства. А тут о программе президента Путина узнала. И решила – это её, молодую и образованную зовут на историческую родину. Заполнила анкету в рамках программы, отправила по электронной почте в Калининград. А когда обратилась в миграционную службу российского посольство, её спросили: «Можете быстро собраться?». Наталья согласно кивнула: недвижимости у неё в Латвии нет, документы основные на выезд готовы. Мамам с бабушкой остались на месте.

В Калининград вместе с сыном она приехала на пару дней позже, чем авангардная группа переселенцев. Но встретили их чиновники областного Правительства радушно – накормили завтраком, сразу повезли в переселенческий центр, помогли обустроиться.

Впрочем, розовые очки слетели быстро. Первое – работа. Наталья рассчитывала со своим высшим экономическим образованием как минимум на бухгалтерскую должность или помощника бухгалтера. Правда, без переквалификации в любом случае не обойтись: надо адаптироваться к законам РФ, новой системе. Но в областном правительстве ей настойчиво предлагают низкооплачиваемую работу, да и то через полгода – продавцом, подсобным рабочим. Как на эти жалкие 5-6 тысяч растить сына, снимать жильё (о кредитах и речи не может быть) и думать о будущем, она не представляет.

Вторая проблема: личные деньги заканчиваются, а о прописанных в программе выплатах (подъёмные, компенсация) пока не слышно. Понятно, на всё нужно время. Только что закончилась проверка паспорта. Чиновники сработали оперативно, уложились даже быстрее, чем в обещанные три недели. С ценами, мало соответствующими зарплатам, Наталья тоже уже разобралась. А ещё маячит проблема детсада для Артёма. И перспектива на ближайшее будущее - под Новый год превратиться с сыном в настоящих бомжей, ведь сроки проживания в маневренном фонде ограничены 3-6 месяцами.

Есть, правда, вариант, получить работу здесь же, в центре, сейчас штат сотрудников как раз набирается. Это немножко не то, о чем Черепанова мечтала, но тогда, возможно, их нынешнее пристанище можно будет оформить как служебное жильё.

- Пока мы летели в Калининград, - сетует переселенка, - всё поменялось. Проект возглавило областное министерство по развитию территорий, чиновники которого полностью исказили заложенную президентом России Путиным идею программы переселения, и дискредитировали всё, что с таким трудом наработали работники министерства соцразвития и труда. Если дальше так пойдёт, я вынуждена буду обратиться в посольство Латвии и поделиться информацией, как у меня идут дела. Мои сверстники должны знать, что их ожидает в перспективе на исторической родине.

Жизнь рассудит

В заключение хотелось бы отметить, что подобный опыт масштабного перемещения человеческих ресурсов в область имеет прецедент. Как известно, земли Восточной Пруссии Советский Союз получил в результате дележа земель нацистской Германии. Кенигсбергская область в составе РСФСР была создана 7 апреля 1946 г. и 4 июля того же года была переименована в Калининградскую. Бывший Кенигсберг, уходящий историей в века, стал Калининградом, после чего в течение 48 часов отсюда было вывезено практически все коренное население. А в добротных домах, оставшихся от немцев, заселились переселенцы из России, Беларуси, Украины и прибалтийских республик. Почти 400 тыс. человек перебрались сюда в период с 1947 по 1951 годы. Заселение региона стало одним из самых масштабных проектов в послевоенной истории страны.

Состоится ли второе пришествие переселенцев в Янтарный край? Многое, считают старожилы, будет зависеть от внятной политики властей. В том числе, и от решения парадоксальной ситуации: в регионе, где остро ощущается дефицит рабочих рук, никак не могут справиться с безработицей.