Казахстан: В Таразе процветает организованная преступность
С конца 90-х годов прошлого века в городе Таразе, расположенном на юге Казахстана, пышным цветом расцветает организованная преступность, в которую активно вовлекается молодежь. Криминальная «зараза» проникает и в школы: в учебных заведениях устанавливаются неписанные законы, принятые в тюрьмах, - дети со школьной скамьи впитывают уголовные понятия и ценности.
В 2001 году в связи с напряженной криминальной обстановкой в учебных заведениях города вводится штатная единица школьного инспектора. В том же году происходит трагический инцидент: лидеры одной из джамбульских молодежных преступных группировок совершают умышленное убийство 21-летного парня, отдыхавшего в центре досуга «Ариран». По обвинению в этом хладнокровном и дерзком убийстве правоохранительные органы задерживают двух братьев Крыкбаевых. Выясняется, что в момент совершения преступления убийцы были неплохо вооружены – у них был целый арсенал огнестрельного нарезного оружия. Братья оказываются на скамье подсудимых. Пресс-служба Департамента внутренних дел ликует в надежде, что благодаря принципиальности начальника ДВД области Кунгожинова убийцы понесут заслуженное наказание, несмотря на свою влиятельность и «большие связи».
Итоги первого судебного процесса всколыхнули местную общественность: в отношении Кайрата Крыкбаева суд вынес оправдательный приговор, Ергали Крыкбаев приговорен к четырем годам лишения свободы. Спустя некоторое время приговор был пересмотрен, и в данный момент Ергали является подсудимым по делу об убийстве Талгата Артыкбаева, прокурор запрашивает для него 20 лет лишения свободы. Кайрат на свободе, но объявлен в розыск.
В ноябре 2005 года возле здания Таразского государственного университета из охотничьего ружья был расстрелян 19-летний студент Максат Каракулов. В результате полученных множественных проникающих дробовых ранений молодой человек, не приходя в сознание, скончался в реанимационном отделении областной больницы Тараза. Это убийство рассматривалось как результат очередных преступных разборок, перманентной войны криминальных структур за сферы влияния. Однако - погиб человек, не имеющий никакого отношения к преступному миру. Максат оказался жертвой некой демонстрации определенными преступными группами своей дурной силы и безнаказанности. В день гибели Максата его друзья и сокурсники сообщили следователям марку и номер автомобиля, на котором скрылись преступники, описали убийц и даже назвали их фамилии. По мнению студентов ТарГУ, роковые выстрелы совершили члены одной из известных в Таразе преступных группировок. Спустя три месяца постановлением следователя А.Байбосынова уголовное дело было закрыто с формулировкой «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к ответственности в качестве обвиняемого».
После трагических событий товарищи Максата неоднократно видели подозревавшихся в убийстве. Разыскиваемые не прятались от правосудия в дальних странах, напротив, посещали увеселительные заведения Тараза и вели светский образ жизни. Убитые горем от потери близкого человека и раздраженные бездействием полиции, родные погибшего Максата Каракулова стали искать справедливости во всех инстанциях. По ходатайству Уполномоченного по правам человека была проведена прокурорская проверка. В ее ходе выяснено, что предварительное следствие по делу проведено крайне некачественно, версии произошедшего в полном объеме не проверены, следственные действия проделаны с нарушением уголовно-процессуального законодательства. Дело было направлено в ДВД Джамбульской области для дальнейшего расследования. Спустя полгода в Алма-Ату выехали таразские следователи и по одному из «отрабатываемых» адресов задержали двух подозреваемых – Ербола Байдалиева и Нуркена Кудайбергенова. Под конвоем следователей они были доставлены в Тараз. Эти двое нигде не работали, но снимали в южной столице приличную квартиру и ни в чем себе не отказывали. Откуда деньги у безработных? Один из возможных вариантов ответа: за стрельбу по живым мишеням неплохо платят.
Картина произошедшего стала проясняться со слов задержанных. В первых числах ноября 2005 года Ербол Байдалиев, управляя личным автомобилем, совершил незначительное столкновение с автомашиной БМВ, в которой находился молодой человек по фамилии Серикбаев. Через несколько дней молодые люди случайно встретились в печально известном своей криминальной напряженностью дискоклубе «Турксиб». Используя ненормативную лексику, Байдалиев потребовал от Серикбаева возмещения материального и морального ущерба. Максат Каракулов, находившийся в момент ссоры вместе с Серикбаевым, вступился за друга и одним ударом отправил дебошира Ербола в нокаут. Поверженный и оскорбленный, Ербол не простил обидчика, и спустя какое-то время произвел роковые выстрелы из обреза охотничьего ружья, которые оборвали жизнь Максата.
Решением Джамбульского областного суда Ербол Байдалиев был признан виновным по статье 96 Уголовного кодекса Республики Казахстан - «Умышленное убийство, совершенное способом опасным для жизни многих людей», и приговорен к 15 годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима. Второй подсудимый - Нуркен Кудайбергенов, находившийся в момент выстрелов в машине рядом с убийцей, - признан виновным по статье 364 УК - «недонесение о готовящемся и совершенном тяжком преступлении». Он был амнистирован в связи с празднованием Дня Независимости Республики Казахстан и отпущен на свободу из зала суда. Никакого намека на причастность убийц к организованной преступной группировке (ОПГ) не прозвучало. Согласно официальной версии, «убийство совершено на основании личной неприязни между подростками, возникшей после драки в дискоклубе «Турксиб».
В конце 2006 года джамбульские чекисты нанесли весомый удар по местным криминальным структурам. В служебном кабинете хозяина гостиницы «Тараз» Абдижамила Примкулова был задержан один из лидеров организованной преступной группировки «Крыкбаевские» Уалихан Крыкбаев. В автомобиле задержанного был обнаружен героин и боевая граната Ф-1. В данный момент по этому делу идет судебный процесс.
Некоторые журналисты Тараза начинают поднимать в республиканских СМИ проблему организованных преступных групп и их безнаказанности, однако даром для них это не проходит. Так, Галина Выборнова, известный в регионе и республике корреспондент, специализирующийся на журналистских расследованиях, за свою принципиальную позицию оказалась на скамье подсудимых. В ноябре 2006 года в газете «Караван» вышел материал автора этих строк, в котором описывался печальный случай: девятиклассник одной из школ попал в реанимационное отделение городской скорой помощи с диагнозом «острое отравление лекарствами седативного действия». Со слов мальчика и его родителей, до отчаянного суицидального шага его довели вымогатели, которые приходили в школу и требовали «груз на зону». В один момент автор статьи оказался «врагом» всех местных правоохранительных органов. Посыпались телефонные звонки и угрозы. Журналист фиксировал все поступившие звонки на диктофон. Этот случай попал в республиканский сборник нарушения прав журналистов.
В первых числах января 2007 года в Таразе средь бела дня грянули массовые молодежные разборки. В беспорядки были вовлечены несколько десятков молодых людей. Произошла «поножовщина», прогремели выстрелы, после чего все кинулись врассыпную, а на окровавленном снегу остался лежать один парень - очередная жертва криминальных разборок и творящегося беспредела.
Сразу после случившегося, в 11.30 утра, около здания Дома культуры «Баласагун» стали стихийно собираться люди, за считанные минуты на улице стало тесно от агрессивно настроенных тинейджеров и автомобилей, на которых они приехали. Толпу людей можно было условно поделить на две противоборствующие группы. Журналист одной из городских газет случайно оказался недалеко от происходящих событий. Увидев на лобовом стекле одной из машин надпись «пресса», несколько молодых людей сами пошли на контакт с сотрудником СМИ и рассказали о случившемся. За дополнительной информацией журналист обратился в управление по борьбе с организованной преступностью, там его заверили, что пострадавший остался жив, а произошедшее назвали хулиганскими действиями. На вопросы «Кто хулиганил? И сколько пострадавших?» ответить отказались, перенаправив журналиста в Заводское РОВД. Однако в районном отделении внутренних дел прокомментировать произошедшее никто не смог, сославшись на преждевременность огласки и необходимость согласования с руководством. Достоверный источник из правоохранительных органов сообщил: «В результате произошедшего пострадал Максат Кожамбердиев, 1988 года рождения. Получив проникающее ножевое и касательное огнестрельное ранения, парень находится в тяжелом состоянии». Позже в СМИ появилась информация о задержании двенадцати человек, подозреваемых в организации беспорядков, но и по сей день неизвестно, кто эти люди, почему произошли беспорядки и понесли ли наказание виновные.
Это лишь малая часть событий, которые можно объединить в одну цепочку. Председатель Комитета по борьбе с наркобизнесом (КБН) Казахстана Мараткали Нукенов заявил, что «согласно обобщенному анализу, в Джамбульской области действуют десять организованных преступных групп». Руководитель ДВД Джамбульской области Меирхан Жаманбаев называет некоторые из них: «Крыкбаевские», «Сахзаводские», «Цыганские», «Асыловские», «Абдуали», «Бурнинские». В сферу их криминальных интересов входит ресторанный и гостиничный бизнес, они курируют поставки наркотиков и проституцию.
В Таразе продолжают время от времени погибать люди, становясь жертвами криминальных игр и неспособности силовых структур раз и навсегда подавить преступные группы, творящие беззаконие и наводящие на жителей этого ююно-казахстанского города животный страх.