Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Места новгородцев, не желающих трудиться на низкооплачиваемых работах, занимают мигранты

27.03.2007 13:35 msk, Александр Задворнев, Великий Новгород

Миграция  Россия
Места новгородцев, не желающих трудиться на низкооплачиваемых работах, занимают мигранты

«Я не знаю, как решить вопрос с демографией, но если будут рабочие места, жилье, лечение, к нам явно кто-то приедет», – так заявил на одной из своих пресс-конференций губернатор Новгородской области Михаил Прусак. Комментируя вопрос об антисемитизме и других националистических проявлениях, он подчеркнул, что «пока я работаю в области, здесь таких проблем не будет».

НЕФТЬ, АЛМАЗЫ, МУСУЛЬМАНЕ…

И действительно, с виду все в порядке. По данным правоохранительных органов, в Новгородской области действуют около десяти группировок националистической направленности, не объединенных одной идеей. Как правило, члены этих объединений – совершеннолетние люди, подростков немного. И, казалось бы, живи и радуйся в мирке стабильности. Но «большое видится на расстоянии», в том числе и проблемы. Словно губка водой, регион активно насыщается приезжими, не относящимися к славянской этнической группе, зачастую мусульманами из Средней Азии и Закавказья. Национальная мозаика на древней земле выкладывается в совсем иной рисунок. Ситуация в Новгородской области является примером попадания в точку истины мнения аналитика Джеймса Замволта: «Из-за низкого уровня рождаемости – гораздо ниже уровня замещения – этническое русское население каждый год сокращается на 700-800 тысяч человек, а тем временем все более значительным меньшинством в России становятся мусульмане, у которых уровень рождаемости гораздо выше. С учетом пропорционального снижения количества этнических русских, российские мусульмане в течение сорока лет превратятся в большинство…».

К тому же, если доверять свежим веяниям в антропологии, в последние годы формируется новый подход к пониманию национальности, названный «конструктивизмом». Он отвергает идею биологического характера этничности. Национальность представляется как принадлежность человека к народу, который есть результат творческой деятельности государства, церкви, политических и культурных элит. Иначе говоря, национальности можно научить в семье, школе, на улице. И если демографическая тенденция «по-новгородски» не будет переломлена, не исключено (как бы упрощенно не выглядела эта мысль), что православные храмы уступят место мечетям со всеми вытекающими последствиями. И «страусиный», или того хуже, убаюкивающий чиновничий подход уже неуместен.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру
По словам заместителя председателя Новгородской областной Думы Сергея Фабричного, если темпы убывания новгородцев останутся такими же, как и сегодня, то к 2021 году численность населения области составит 570,9 тыс. человек. При этом трудоспособное население уменьшится на 103 тысячи человек – это более 25%. Выходит, что вся работа органов власти по развитию области бессмысленна – людей просто не будет. Остается уточнить – коренных жителей. Грустно! В области планируется геологическое изучение участков недр на нефть, алмазы и марганец, а тут такое… Рожать не хотят, осталось кричать: «Мигранты, хэлп»?

«ОТСТОЙНИК ЕВРОПЫ»? ПОКА – ДА!

Как изменилась ситуация после январского изменения миграционного законодательства? Начальник управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области Игорь Григорьев рассказал газете областной администрации, что за два месяца этого года иностранным гражданам уже выдано 784 разрешения на работу, а за аналогичный период 2006 года было выдано всего 117. Если имеющиеся темпы сохранятся, то к концу года количество выданных разрешений на работу может достигнуть и 5000. Выяснилось, что пока в большинстве своём в Новгородскую область едут не самые профессионально подготовленные представители миграционной волны. И действительно, для серьезных профи открыты и США и Европа, в крайнем случае, Восточная.

Есть ряд секторов новгородской экономики, которые аборигенами не востребованы. Граждане России согласны стоять на бирже труда, но укладка тротуарной плитки для них – «не царское дело». Отсутствуют водители и персонал, способный обслуживать сложную строительную технику, не хватает высококвалифицированных специалистов для строительства магистральных трубопроводов. В результате коммерческие структуры вынуждены привлекать мигрантов, обладающих именно такими специальностями. По мнению Григорьева, страна не должна играть роль «отстойника» Европы, но пока...

Приезжие привлекаются на малоквалифицированные специальности еще и потому, что иные – в дефиците. Высокотехнологичные производства, которыми славился регион еще недавно, закрыты и массово превращены в торговые центры.

Проверки, проведенные силами ФМС, показали, что работодатели стали бережнее относиться к официально нанятым работникам, создавая для них приемлемые условия: шаг в сторону цивилизованных отношений налицо. Но и нарушений пока хватает. В ходе проверок с начала 2007 года выявлено 376 фактов нарушения административного законодательства в сфере миграции, наложено 137 штрафов на общую сумму 268 тысяч 200 рублей, привлечено к административной ответственности 155 человек. По оценкам экспертов, в Новгородской области ежегодно находится порядка 3500 нелегалов. А в период летнего сезона, когда более квалифицированные рабочие вытесняют менее квалифицированных со столичных рынков труда, их число достигает и 6000 человек.

УШКУЙНИКИ И ЧИНГИЗИДЫ

В одном из выступлений заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы России Валентина Бобырева прозвучала четкая мысль: от того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, – зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда, и, в конечном счете, рациональная интеграция России в мировую экономику.

С этим трудно не согласиться. Остается один вопрос – где внятно сформулированная идея отношения Российской Федерации с мигрантами? Несмотря на последние изменения в законодательстве создается впечатление, что государство не относится к этой теме сколь-либо принципиально и готово отдать ее на суд близлежащей политической конъюнктуры.

Тем временем в обществе вызревает собственная миграционная концепция. В Новгородской области - молодежный «исход». Не желая терять свой потенциал, молодые покидают деревни, замещая районных сверстников, уезжающих в областные города, активная часть населения которых ищет себя уже в городах - миллионниках, предпочитая столицы. Вакантные места пополняются приезжими из Закавказья и Средней Азии, приносящими свою культуру и все чаще считающими занятую землю своей. А почему нет, если кроме нескольких старух противостоять «востоку» некому? Власть то ли бережет зубы для более крупных передряг, то ли их просто не имеет, будучи увлеченной разделом космических стабфондовских миллиардов.

К примеру, в небольшом райцентре Новгородской области вот уже двадцать лет идет активное строительство домов невесть откуда взявшихся цыган. Вопреки всем судебным решениям и отсутствию любых разрешительных документов. Это ли не профанация власти? На днях, расскажу вам, приезжал ОМОН с броневиком, лишь тогда пришлый люд оторвал пару досок с крыши свеженького дома, чтобы вскоре прибить их обратно. И тенденция внедрения права сильного (а что может быть сильнее общины, объединенной по национальному признаку?) налицо. Русским становится очевидно, что они остаются один на один с этнической экспансией. Происходящее хорошо вписывается в теорию Льва Гумилева с его теорией мутагенеза. Остается только признать, что Россию в ближайшие десятилетия ожидает качественное изменение этнической структуры с зарождением принципиально иной нации. Как это было в первых веках нашей эры с Римской империей, когда великое переселение народов положило начало современным староевропейским народам. Римлянам они сами и их государство тоже, вероятно, казалось незыблемым. И где они сейчас?

Уж если разговор коснулся исторических аналогий, то не грех будет вспомнить, что Новгород Великий всегда стоял на пути переселенческих потоков, будучи одним из крупнейших торговых центров средневековой Европы. В XIV веке новгородские ушкуйники штурмом брали ханскую столицу Сарай и обкладывали данью самих ордынцев. Похоже, что потомки великой империи чингизидов начали свой новый «тихий» поход на Русь. Только на этот раз они успешно дошли до Новгорода, невзирая на болота и иконы. Что бы не говорили официальные источники – достоверных оценок масштабов незаконной миграции нет, а собственные наблюдения убеждают: Новгород как был, так и остается путем «из варяг в греки».

СБОЙ В ПРОГРАММЕ?

На прошедшей недавно онлайн-конференции директора Федеральной миграционной службы России, генерал-лейтенанта милиции Константина Ромодановского было поднято немало проблем, связанных с прямой функциональной направленностью ФМС. И неизвестно, сколько еще более острых вопросов были аккуратно подчищены модераторами (цензорами). Основой пространных ответов генерала стало освещение (раскрутка) программы переселения соотечественников. Дело, пожалуй, нужное. Но отчего-то говорилось лишь о светлых перспективах действия программы, а среди ее целей была названа одна, на которую стоит обратить особое внимание.

Предполагается, что в результате миграции русскоязычного населения, вдохновленного полученными корочками участника программы, будет положен конец неконтролируемой деятельности нелегальных трудовых мигрантов. Мол, власти многих российских регионов ждут, не дождутся – когда к ним хлынут соотечественники. Но кто сказал, что хлынут? Остается верить слову офицера Ромодановского, говорящего о жгучем интересе к переселению многих оставшихся за рубежом русских.

Что же мешает довериться мнению профессионала? Допустим, компенсации затрат на переезд будут значительными (денег в казне достаточно), но откуда рабочие места, жилье? Не идет ли речь о погибающих колхозах и очередном «подъеме деревни»? А многие ли из русскоязычных горожан, проживающих сегодня, к примеру, в Средней Азии, желая стать гражданином России, захотят добровольно отдать себя в руки районных и областных чиновников, уже сейчас глядящих на них, как на кадровый ресурс, а не на людей? Сдается, что масса желающих покинуть ставшие негостеприимными края, уже сделала это. И те, кто остался, за редким исключением, вовсе не мечтают восполнять дефицит трактористов и доярок, слесарей и аппаратчиков в затухающих российских регионах. Они тоже хотят в Эрмитаж и Большой театр.

Готов с удовольствием оказаться неправ. Потянутся в деревни и городки русские из бывших союзных республик - готов вслед съесть свою шляпу с кетчупом. В назидание потомкам… Но слова Ромодановского о формировании управленческой вертикали, которая позволит реализовать программу, с вечными комиссиями, указами и методиками компенсации вселяют уверенность, что шляпа останется на моей голове. Модное словосочетание «системный подход» никак не превращает чиновников на местах в деятельных и бескорыстных людей. Как, скажите мне, областные федеральные миграционные службы будут содействовать «адаптации и интеграции переселенцев, предупреждению и снижению рисков реализации проектов переселения». На каком языке это написано?

Опять же взгляд на сельскохозяйственные реалии Новгородской области вызывает лишь горькую усмешку. Вот недавно благополучно обанкротился крупнейший птицеводческий концерн. Взять чуть в сторону от Великого Новгорода и станет понятно, что никакие компенсации не остановят людей в местности, где уровень комфортности проживания близок к уровню крепостных крестьян. И все это на фоне дорогих «Лексусов» и «БМВ», с отнюдь не славянскими типажами за тонированными стеклами. Побежит народ? Конечно! Совсем как у Михаила Веллера в рассказе про англичанина, вдохновленного успехами социализма и попросившего советское гражданство, после чего он превратился в бомжа по имени Болт.

И когда-то еще программа переселения заработает… Ведь по словам начальника ФМС, из необходимых для реализации программы пятнадцати постановлений правительства принята лишь половина нормативных правовых актов. И со сроками переселения не все ясно, и с пилотными регионами. Почему именно эти регионы? Можно ли выбрать место для переселения самому или путь в программу будет заказан? И что делать людям, кто очень хотел бы переехать, но не попадает под определение «имеющего достаточно высокую квалификацию»? Человек от этого перестает быть «соотечественником»?

Активно вымирающая Новгородская область в идеале могла бы стать тем местом, где участники программы переселения могли бы применить свои знания и силы. Но, как говорится, не в этой жизни. Большое руководство живет предвкушением «большого пирога» – финансовых вливаний в празднование 1150-летия Новгорода. До переселенцев ли тут…