Многоженство в Киргизии: Законы не могут изменить реальное положение вещей
К Международному женскому дню власти Киргизии преподнесли прекрасной половине населения страны неожиданный «сюрприз». Министр юстиции Марат Каипов предложил исключить из Уголовного кодекса страны наказание за многоженство, что вызвало в обществе широкий резонанс. Видимо, властям, которым на горло все сильнее наступает объединенная оппозиция, не хватало других проблем.
Как бы исправляя ошибку своего министра, за день до широко отмечаемого в Киргизии женского праздника президент страны Курманбек Бакиев заявил, что «в Кыргызстане есть более серьезные темы для обсуждения, чем многоженство, и для их решения необходимо участие женщин». Об этом он сказал во время праздничных торжеств в одном из районов Чуйской области, где ранее работал губернатором. Однако вот уже месяц тема многоженства остается одним из самых широко обсуждаемых в обществе вопросов. Этой же проблеме был посвящен и круглый стол в южном городе Джалалабаде, организованный Сетью «Женщины могут все!».
По мнению некоторых активисток женских организаций региона, к легализации многоженства власти Киргизии идут целенаправленно. Например, как считает лидер одной из неправительственных женских организаций Бермет Султанова, все началось с того, что в прошлогодней редакции Конституции страны было исключено положение о том, что Киргизия – «светское государство». «Это повлечет за собой исключение положения о запрете многоженства в Семейном кодексе, - считает Бермет Султанова», - а последнее, в свою очередь, затруднит и без того сложное положение женщин в обществе. Это означает возврат к средневековью, когда бесправных женщин закидывали камнями», - говорит Султанова.
Известный в регионе духовный лидер, бывший глава областного Духовного управления мусульман Дильмурат хаджи Орозов отметил, что вопрос о многоженстве поднимают не духовные лидеры и не простые мусульмане, а члены правительства страны. Он опроверг расхожее мнение, что многоженству положил начало ислам. «Полигамия существовала испокон веков и до ислама. Ислам лишь ограничил количество жен до четырех, когда как ранее мужчины могли беспорядочно жениться на скольких угодно женщинах. - заявляет Орозов. – Многоженство в исламе – это не обязательство, а разрешение, которым можно воспользоваться в определенных условиях и при обязательном согласии супруги».
Дильмурат Орозов выступает против узаконивания многоженства, однако сомневается, что запретами можно остановить это явление, не говоря уже об искоренении. По его мнению, в первую очередь нужно решить социально-экономические проблемы, без чего никакие изменения в законодательстве, никакие запреты не могут изменить положение женщин, которые ради изменения условий существования к лучшему готовы пойти на все. «Наши женщины сегодня опустились до того, что готовы идти даже в рабыни. Не улучшив социальное положение, не изменив сознание женщин, всего общества, невозможно решить эту проблему», - считает духовный лидер.
Лидер НПО «Женщины - лидеры» Гульнара Нурматова, известная своей деятельностью по защите прав женщин-мусульманок, находит явление многоженства нормальным при условии соблюдения всех требований шариата, но также выступает против легализации полигамии. По ее мнению, инициаторы исключения наказания из законодательства страны за многоженство, не понимают сути этого вопроса и ими «движут их прихоти». «Наше общество - не мусульманское, и даже многие люди, считающие себя мусульманами, не всегда понимают сути тех или иных норм шариата», - говорит она. – «При таких условиях, когда общество не готово понимать и выполнять требования ислама, разрешение многоженства чревато негативными последствиями». Она также напомнила о конфликте родителей с властями, которые запрещают ношение платков в школах. «Почему они запрещают это? Это ведь тоже требование ислама? Вывод напрашивается один – чиновники подходят ко всем вопросам выборочно, исходя из своих интересов», - заключает она.
Многие согласны с мнением, что чиновники высокого ранга, которые инициируют исключение наказания за многоженство, и депутаты парламента, поддерживающие их, делают это ради своей «прихоти», чтобы обезопасить себя от возможных судебных исков. Известная в стране правозащитница Азиза Абдурасулова, которая также является заместителем председателя Комиссии по правам человека при президенте Киргизии (!), осмелилась публично обвинить в этом самого главу государства. Выступая в прямом эфире по «Пятому» телеканалу, который считается «президентским», она заявила, что глава государства Курманбек Бакиев имеет трех жен, и даже назвала, в каких районах страны они живут. По мнению Абдурасуловой, инициаторы легализации многоженства хлопочут, чтобы обезопасить своего «шефа» – лидера страны.
Правозащитники выступают против многоженства, однако просят не забывать о правах женщин, которые уверены в будущем муже и сами желают быть второй или третьей женой. Пресс-секретарь правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов опасается за судьбу и благополучие семей, в которых несколько жен ладят между собой. «По закону уголовное дело за многоженство может быть возбуждено по инициативе третьих лиц, помимо воли жен этого человека, которые вполне согласны делить счастье между собой», - считает правозащитник. – «Человека могут захотеть посадить по политическим и другим мотивам, и статья о многоженстве может стать просто орудием в руках власти, а семья останется без кормильца и любимого человека, которого упекут в тюрьму».
Согласен с правозащитником и лидер молодежной организации Муратали Учкемпиров, который совмещает свою деятельность с работой на посту руководителя комитета молодежи при областном управлении образования. «Если даже оставить в законодательстве положение о наказании за многоженство, надо четко прописать, кто и в каких случаях может подавать иск за это деяние», - считает Учкемпиров. – «По моему мнению, это должно стать прерогативой самих женщин, которые посчитают ущемленными свои права или ее родных, если та сама не осмелится на такой шаг». Молодой лидер также согласен с тем, что, изменив законодательство, изменить положение в вопросах многоженства в нынешних условиях невозможно.
В числе причин, толкающих мужчин на второй и последующие браки, эксперты называют случаи, когда первая жена не может родить ребенка по состоянию здоровья, другие не могут родить мужу мальчика, отсутствия взаимопонимания между супругами в сексуальном и интеллектуальном плане и другие. Но самая главная причина – это прихоти богатых и влиятельных мужчин, которые «имеют деньги, власть и теперь ему только молодую жену подавай». В эту категорию, в первую очередь, попадают крупные бизнесмены, чиновники и депутаты парламента. Согласиться быть второй, третьей, четвертой или пятой женой женщин заставляет нужда, социальная незащищенность, страх остаться без семьи, желание родить детей, и не в последнюю очередь - физиологические потребности.
Немаловажную роль играет демографическая ситуация в стране. Так по официальной статистике, женщин в Киргизии почти на шестьдесят тысяч человек больше, чем мужчин. Кроме того, многие мужчины уезжают на заработки в Россию, Казахстан и другие страны, но не все из них устраиваются заграницей благополучно и отсылают деньги домой. В результате женщинам, оставшимся одинокими, снова приходится бороться за существование самим. Среди них немало женщин, которые соглашаются быть вторыми или третьими женами относительно богатых мужчин, которые взамен устраивают на работу в своих фирмах или просто обеспечивают.
Второй и последующие браки заключаются лишь муллами и законными не считаются (хотя недавно в Джалалабадской области стали практиковать выдачу свидетельств о заключении брака по шариату). Соответственно, женщины оказываются безо всякой правовой защиты. По закону они не имеют прав на материальную поддержку или алименты в случае рождения ребенка, на наследство и другие. К тому же, в нарушение норм шариата многие мужчины заключают очередные браки тайком, не ставя об этом в известность своих жен.
Между тем, по словам Шахиды Хабибуллиной, руководителя ошского ресурсного центра национальной сети «Женщины могут все», за последние годы подать в суд на своих мужей за многоженство по стране решились всего пять или шесть женщин. Тем не менее, она считает, что исключать из законодательства страны наказание за многоженство нельзя, так как это делается без соответствующей подготовки по обеспечению прав женщин и детей, которые «страдают от этих браков в первую очередь». «Мы намерены отстоять эту статью в Уголовном кодексе и создавать впредь прецеденты по возбуждению уголовных дел за это деяние, - говорит Хабибуллина. – Для этого мы будем использовать все законные возможности и методы, включая разъяснительную работу среди населения».
Отмечая бессилие законов в решении этой проблемы, представители гражданского общества и религиозные лидеры предлагают свои пути решения проблемы. По мнению лидера Церкви Иусуса Христа Абдыкапара Сатыбалдиева, общество, как лидеры духовенства, так и руководители государства не уделяют внимание моральному аспекту проблемы. «От статей в законе ничего не зависит, необходимо моральное и нравственное очищение общества», - считает он.
А Айнура Музаппарова, специалист организации «Арис», занимающейся проблемами развития сообществ, видит весь корень зла в том, что «наши чиновники и депутаты зажрались, они хотят, чтобы им преподнесли на блюдечке молодых жен». «Надо, чтобы на грядущих выборах в парламент и высший пост государства мы сознательно выбирали достойных людей, которые будут заниматься проблемами народа, а не своими корыстными целями», - говорит Музаппарова. «От изменения в законе не зависит ничего. Если мужчина захочет жениться на следующей женщине, то он все равно сделает это», - отмечает она.