СМИ России «не заметили» громкого официального визита премьер-министра Пакистана в Ташкент
Думается, что это все же не так. Однако, на наш взгляд, российскому экспертному сообществу (особенно - тому, что обещает Узбекистану "российскую модернизацию", поет дифирамбы «особому узбекскому пути» и дружбе Путина и Каримова, неожиданно возникшей после знаменитых андижанских событий) следует пристальнее присмотреться к практичной «многовекторной» политике официального Ташкента. Ибо, не ровен час, интерес одной из центральноазиатских столиц к интеграции с Россией снизится до минимума.
|
Вот примета первая: приезд премьера Пакистана максимально широко освещался в местной прессе с типичными восторженными интонациями. А недавно состоявшийся в с Ташкент визит Михаила Фрадкова, кстати, нашел в узбекских СМИ более чем скромное отражение.
«Взгляды глав Узбекистана и России схожи в вопросах развития взаимоотношений, совпадают по многим международным и региональным проблемам. Наши страны тесно сотрудничают в рамках таких структур, как Шанхайская организация сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество…», - дежурно рапортовало главное информагентство Узбекистана «УзА» по следам встречи российского премьера с президентом Ислам Каримовым.
«Народы Узбекистана и Пакистана связаны вековыми узами дружбы», - напишет то же «УзА» после вчерашнего визита премьер-министра Пакистана. – «После обретения Узбекистаном независимости наши отношения приобрели совершенно новый характер. Установление прочных и долгосрочных связей между Ташкентом и Исламабадом открывает для Узбекистана новые возможности сотрудничества со странами Персидского залива, а для Пакистана – расширения связей с центральноазиатскими государствами».
«Историческая и культурная близость народов Узбекистана и Пакистана» потоком изливается на читателя со страниц узбекской печати. С другой стороны, несмотря на целых полтора века, прожитых русскими и узбеками в границах одного государства, подобных слов в адрес России СМИ независимого Узбекистана никогда себе не позволяли.
Примета вторая. Согласно данным официальной узбекской печати, «рассматривается вопрос об открытии в Ташкенте филиала Национального банка Пакистана в целях развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества».
Следует отметить, что ни одного филиала какого-нибудь российского банка в Узбекистане до сих пор нет и «вопросы об открытии» таковых в Ташкенте не рассматриваются.
Скажем так: несмотря на широко разрекламированные узбекскими СМИ преференции, российский бизнес чувствует себя в Узбекистане весьма неуютно. О "двойных стандартах" по отношению к российским предпринимателям заявил недавно даже заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов. О проблемах, неожиданно возникших в Узбекистане у «Ростсельмаша», мы рассказывали подробно.
|
Вероятно, не только мусульманский "порядок", но и немецкий "Ordnung" Ташкенту милее, чем торговля с русскими. Однако, как в то же самое время пишет ведущая газета Узбекистана «Народное слово», «ни Узбекистан, ни Россия не наблюдают в своих взаимоотношениях хоть какие-либо весомые проблемы».
Кажется, и узбекская, и российская сторона стараются делать хорошую мину при плохой игре: отношения между двумя государствами, внешне переживающие «подъем и упрочение», на деле оказываются бутафорской ширмой, за которой Узбекистан, объективно нуждающийся в реальном сотрудничестве с внешним миром, покоряют более проворные азиатские партнеры.