Казахские национально-культурные центры – одни из самых активных и деятельных в Алтайском крае
В Алтайском крае проживает более ста сорока разных народностей, что обусловлено его приграничным положением и многовековой историей межэтнических контактов на территории Алтая. Одной из наиболее многочисленных групп являются казахи: их в Алтайском крае - около одиннадцати тысяч. По территории края казахи распределены неравномерно. В главном городе края – Барнауле – проживает около тысячи человек, в приграничных районах: Кулундинском – 500 человек, Благовещенском - около 600, Михайловском - 1488, Бурлинском – 1542 человека.
Казахов Алтайского края объединяет общественная организация «Центр казахской культуры «Ата-Мура», председателем которого является Хаиржан Досумбеков. Интересен тот факт, что Хаиржан Сабитович родился и живет в Барнауле, он представитель уже третьего поколения барнаульцев в своей семье и никаких проблем из-за того, что ему не довелось пожить на родине, не испытывает. В Барнауле он чувствует себя комфортно, продолжает чтить традиции предков, например, по пятницам совершает намаз в мечети. В Барнауле живет и старейший «алтайский» казах – Кабылкак Кучеренко: в прошлом году ему исполнилось 85 лет. Кабылкак имеет девятерых детей, двадцать три внука и сорок шесть правнуков. Стоит отметить, что у представителей старшего поколения казахов Алтайского края традиционно много детей.
«Ата-Мура»
В этнической мозаике города и края казахи занимают достойное место и нужно отдать должное активности председателя центра «Ата-Мура» Х.Досумбекова (о деятельности Центра Фергана.Ру уже рассказывала здесь). За последний год ему удалось организовать несколько значимых для казахов города и края мероприятий. К примеру, он участвовал в организации фестиваля национальных культур «Родники вдохновения России», организовал работу выставки в рамках года Абая в Российской Федерации и года А.Пушкина в Казахстане, подготовил Наурыз-Мейрам в Барнауле, для празднования которого сюда привезли две национальные юрты, расположив их на площади города, приготовили угощенье для всех и представили национальные казахские песни и танцы.
Хаиржан Досумбеков был одним из организаторов зонального курултая казахов в декабре 2006 года, на который собрались казахи Славгородского, Кулундинского, Благовещенского, Табунского, Бурлинского районов и городов Славгород и Яровой. Эти районы находятся вблизи российско-казахской границы, и в них компактно проживает казахское население. На встрече, кроме заявлений о благих намерениях по привлечению молодежи к национальной культуре, возрождению и сохранению казахских традиций и обычаев, а также казахского языка, одним из важнейших вопросов, вынесенных на повестку дня, был вопрос о создании в Славгороде мусульманской мечети. Представитель администрации Славгорода заверил, что готов содействовать строительству мечети в городе.
Село Кирей и его обитатели
На региональном уровне в Алтайском крае весьма активно проявили себя казахи Кулундинского района, особенно проживающие в селе Кирей. История села, в котором проживают только казахи, весьма интересна. В XIX веке предки жителей Кирея кочевали по Семипалатинскому уезду, затем из-за гнета феодалов и баев были вынуждены переселиться в Барнаульский уезд, находящийся в Кулундинской степи. По народному сказанию, в месте современного расположения села Кирей первые жители поселились в 1916 году, когда отбили свой табун лошадей, угнанный казахами другой волости, и вынуждены были остановиться перезимовать здесь. В начале прошлого века казахи основали здесь мечеть и учили своих детей грамоте на арабском языке.
Сейчас в селе проживает около трехсот сорока человек, и оно является одним из уцелевших аулов казахской диаспоры в Кулундинской степи. В Кирее действует знаменитая Каракульская средняя школа, со дня образования которой на протяжении вот уже восьмидесяти лет все предметы преподаются только на казахском языке. Это единственная такая школа в России. Педагогический коллектив Каракульской средней школы более четырнадцати лет работает по программе «Атамекен» («Земля предков»). В основу программы заложена народная педагогика, способствующая сохранению и развитию этнической культуры казахского народа.
Функционирование школы поддерживают Комитет по образованию администрации района и Павлодарский областной Департамент образования. Несомненно, факт функционирования школы с национальным языком обучения в условиях полиэтнического общества Российской Федерации является положительным. Младшие поколения казахов обучаются на родном языке, на материалах из истории села и народа. Но с другой стороны, встает вопрос о социализации подрастающего поколения в условиях российского общества. И хотя жители села говорят о патриотизме и любви к своей земле, на неоднократные предложения родственников из Казахстана переехать на историческую родину жители уникального села со своими традициями и обычаями отвечали отказом и, оставшись на прежнем месте, сохраняют село для внуков и правнуков.
Многие выпускники Каракульской средней школы в дальнейшем продолжают образование в Павлодаре и остаются в Казахстане. Однако известны и случаи возвращения их в село Кирей. К сожалению, образование, полученное на национальном языке, может стать фактором, затрудняющим в дальнейшем продвижение по служебно-карьерной лестнице в российском обществе. Даже в казахстанских городах родители стали отказываться от практики обучения казахов в национальных школах, в результате чего в 2000-е годы число смешанных казахско-русских средних учебных заведений возросло.
Интересен тот факт, что и в советское время жители села предпочитали получать образование в Казахстане. Например, Зинатулла Гибадуллович Насибуллин, который в пятидесятые годы получил образование электромеханика в Семипалатинске. Благодаря ему, в 1957 году в селе Кирей впервые загорелась лампочка и под его руководством была построена электростанция. В дальнейшем Зинатулла Насибуллин переучился на зоотехника и работал по этой специальности.
Во всех мероприятиях, которые проводятся казахами в Алтайском крае, неизменно принимает участие ансамбль Каракульской средней школы. Ребята выступают в национальных костюмах с сольными номерами. Пожалуй, казахи - самые деятельные и активные из представителей различных национально-культурных центров Алтайского края.
Общероссийский курултай
В декабре 2006 года на общероссийском уровне произошла встреча всех казахов России или, по-другому, состоялся курултай, на который прибыли представители казахских этнических групп из разных регионов. Курултай проводился в Самаре. В России к этому моменту было создано уже с десяток казахских общественных объединений, которые успели заявить о себе. Среди них московское «Мурагер», алтайское «Ата-Мура», оренбургское «Ак-Жайык», омское «Мулдир», самарское «Ак Жол», челябинское «Бирлик», а также казахские культурные организации, действующие в Татарстане, Саратове, Астрахани, Екатеринбурге, Республике Саха (Якутия). В этот ряд можно включить российское общество тюркских народов Евразии г.Мурманска.
Однако, несмотря на то, что казахских национальных центров в России немало, их деятельность характеризует разобщенность, замкнутость, отсутствие единой позиции по национально-культурным и социально-культурным вопросам. Поэтому на курултае было принято решение о создании в Самаре межрегионального координационного объединения казахских национально-культурных объединений России. Главная цель, которая была заявлена на форуме, – создание и обеспечение функционирования всероссийского казахского делового культурно-образовательного центра. Будущий центр призван обеспечить сохранение и развитие казахского языка и культуры. К тому же он будет способствовать сплоченности казахского общества, укреплению экономических связей. Кроме того, высказывались мнения, что мероприятия по строительству центра для казахской диаспоры в Самаре может профинансировать правительство Республики Казахстан. В общем, разрабатывался сценарий, аналогичный тому, по которому правительство Кореи поддерживает своих соотечественников за рубежом. Но пока неясны перспективы поддержки таких инициатив, особенно финансовой, правительством Казахстана.
Таким образом, представители казахской этнической группы в настоящее время мобилизовались и весьма активны в претворении в жизнь своих замыслов и инициатив, как на региональном, так и на общероссийском уровнях. Кроме сохранения языкового и культурного пространства ими ставятся вопросы о расширении рамок делового сотрудничества между представителями казахской диаспоры России с дальнейшей перспективой расширения партнерства и с казахстанским деловым сообществом. Не вызывает сомнений, что у самарских казахов есть значительный задел в развитии, так как они издавна отличаются своей деловитостью и склонностью к предпринимательской деятельности. Очевидно, что российские власти должны обратить внимание на инициативы казахской диаспоры России, чтобы они действительно способствовали сплочению казахского сообщества на основе сохранения культуры и языка, а также расширению межгосударственной торговли и экономического сотрудничества Казахстана и России.