Киргизия: Количество жертв «никелевой лихорадки» в Майли-Суу множится
До восьмидесяти процентов сборщиков никеля в городе Майли-Суу (Джалалабадская область Киргизии) уже через месяц-полтора после начала работы рискуют стать инвалидами. Такой прогноз дают научные сотрудники Института медицинских проблем Южного отделения Национальной академии наук Киргизской Республики.
«Никелевая лихорадка» продолжается третий год, привлекая на свалку майлисууйского электролампового завода безработных не только со всего Киргизстана, но и из ближних районов Узбекистана. Ежедневно в развалах копаются от двух до семи тысяч человек, среди которых очень много женщин и детей.
Когда-то на этих холмах на окраине Майли-Суу местный мясокомбинат хоронил отходы своего производства. Затем на скотомогильники в течение многих лет электроламповый завод сбрасывал свои отходы, в том числе, бракованные лампочки. Именно они и стали объектом добычи. «Старателей» интересуют никелевые проводки, на которые крепится вольфрамовая нить. Чтобы вынуть проводки, лампочки пропускаются через специальные мельницы, растирающие стекло в порошок. В день самые удачливые копатели могут добыть до килограмма металла и продать его тут же скупщику (за килограмм никеля дают восемьсот сомов – немногим более двадцати долларов по нынешнему курсу).
За время раскопок на никелевом «клондайке» под завалами погибли уже восемнадцать человек. Но угрожают жизни и здоровью работающих здесь людей не только обвалы. Рискуют также и те, кто не занят раскопками: арендаторы, сдающие участки копателям, снующие здесь посредники, обслуга – те, кто готовит пищу, и сами скупщики. Медицинская помощь, даже элементарная, здесь отсутствует. Только киргизское представительство ОБСЕ выделило грант на приобретение приборов для замера уровня радиации и пыли.
- Уже к вечеру у всех рабочих появляется одышка, – рассказывает директор Института медицинских проблем кандидат медицинских наук Ракманбек Тойчуев. – Они постоянно дышат жуткой пылью, в которой мы обнаружили видоизмененную кишечную палочку и массу других микробов. Кроме того, на их легкие оседает стекольная пыль – она практически не выводится из организма. Научный сотрудник нашего института Эркин Тостоков и лаборант Кайрат Кокуев обследовали более двухсот рабочих. У всех без исключения были выявлены серьезные заболевания бронхов и легких.