Новгородская область России - привлекательный регион для русскоязычных выходцев из постсоветских стран
По данным последней переписи населения, из чуть менее семисот тысяч жителей Новгородчины русские составляют 93,92 процента, украинцы – 1,5 процента, белорусы – 0,76 процента, цыгане – 0,49, татары – 0,3, армяне – 0,28, азербайджанцы – 0,23, чеченцы – 0,15, немцы – 0,15, евреи – 0,07 процента. Всего представлены 178 национальностей и этнических групп. Безусловно, цифры приблизительны, но очевидно, что доминирующей национальностью по-прежнему остается русская.
Количество беженцев и вынужденных переселенцев миграционной службой Новгородской области регистрируется с июля 1992 года. В 2004-2005 годах лиц, получивших статус вынужденных переселенцев, здесь не было вообще. Подавляющая масса людей, зарегистрированных в 2006 году как вынужденные переселенцы и беженцы, ранее постоянно проживала на территории трех государств: Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, что свидетельствует о стабильной привлекательности новгородского региона для русскоязычных выходцев из Средней Азии. Это можно объяснить большим числом осевших на северо-западе России земляков и рассматривание Великого Новгорода в качестве хорошей стартовой площадки для дальнейшего поиска места жительства.
Отдельная тема – трудовая миграция. С ней не все гладко: в поисках лучшей доли многие приезжие забывают об обязанности легализоваться. В прошлом году в ходе профилактических мероприятий было выявлено более двухсот человек, незаконно находившихся на территории Новгородской области. Пятьдесят из них по суду выдворены за пределы России, остальные отделались административной ответственностью. Большинство представляли опять же среднеазиатский регион и работали на неквалифицированных работах.
С начала 2007 года Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) по Новгородской области провело более пятидесяти проверок предприятий розничной торговли. Двое граждан Узбекистана за нарушение миграционного законодательства были отправлены на родину.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Хотя специалисты и чиновники разных уровней утверждают, что ксенофобия не присуща коренным жителям 53-го региона, ее проявления в виде националистических надписей на заборах и стенах заставляют думать, что не все так уж и ладно в «датском королевстве». Даже если тягой к росписи стен в большей мере грешат подростки, идиома «Россия для русских» плавно вторгается в умы и взрослой части населения.
Новгородская милиция и соответствующие спецслужбы относятся к подобным проявлениям свободомыслия довольно жестко: в 2006 году заведено несколько уголовных дел на молодых людей, расписавших дома и подъезды оскорбительными для иноземцев граффити и лозунгами. Буквально на днях тюремный срок за разжигание межнациональной вражды получил редактор газеты «Русское вече» Павел Иванов.
Ура-националистам стоит принять к сведению слова начальника Управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) России по Новгородской области генерал-майора Анатолия Тюкова: «Что касается национализма, то в такой многонациональной стране, как наша, его разжигание – это верный путь к гражданской войне. И здесь закон должен быть суров, но справедлив. Очевидно, что мы сможем стать цивилизованным и демократическим государством только когда действительно все будем равны перед законом. И если вы его сознательно нарушаете – будьте готовы, что власть будет добиваться его восстановления».
Переселенцы не впадают в апатию и активно включаются в общественную жизнь Новгородчины. Так, в списке партии «Родина» на прошедших в октябре 2006 года выборах в Новгородскую областную думу на одном из первых мест стояла президент региональной общественной организации в поддержку прав мигрантов «Вера» Нина Васильева. И только сокрушительное поражение партии не позволило ей стать депутатом законодательного собрания региона.
ЧИТАЙТЕ, ЗАВИДУЙТЕ, Я – ГРАЖДАНИН!
В ходе одной из «рыночных» проверок журналисты выявили интересные факты. К примеру, оказалось, что на одном из рынков иностранцы вообще никогда не торговали. За прилавками издавна представлены исключительно новгородские дамы с паспортами «по первому требованию». Единственный иностранец - житель Таджикистана - был чист перед законом как слеза ребенка, имея на руках необходимые разрешительные бумаги.
Практически все торгующие в областном центре – граждане России. Даже вьетнамцы, далекие от ушедшего в прошлое образа союза братских республик, стремятся получить вид на жительство. В целом расположение Новгорода, порядком удаленного от границ России, делает проблему незаконных мигрантов не столь острой, как в приграничных с тем же Китаем районах.
По мнению специалистов ФМС, на семидесяти восьми мини-рынках Новгородской области доля иностранных торговцев, заметим, легальных, практически никогда не превышала цифру, установленную новым законом – сорок процентов. Речь идет всего о нескольких десятках человек. Но не будем забывать о принципе айсберга. Не все официальные показатели можно считать отражающими реальную картину положения дел. Впрочем, проверки ФМС показали, что с теми, кто имел проблемы с разрешительной документацией, директора новгородских рынков уже расстались, ведь наказание придется нести им. А оно, по признанию одного из рыночников, весьма болезненно и для обеспеченных людей.
В КАЛАШНЫЙ РЯД…
Стоит отметить, что новгородцы всегда любили и умели торговать. Правый берег Волхова, на котором расположена половина города, до сих пор носит название Торговая сторона. Но все это - больше из области исторических фактов. Как пишет официальное издание администрации Новгородской области, мало кто из нынешних русских фермеров хочет торговать сам – цены на бензин кусаются, да и торговать, скажем честно, потомки купца Садко подразучились. Кому и стыдно – гордость, понимаешь, великоросская. А тратить время на занятие перепродажей, что сами недавно и поругивали, жалко. Такая вот получается «собака на сене».
Похоже, что пока не подрастет сноровистое поколение, не отягощенное психологическими комплексами из комсомольского прошлого, без привычных зазывал с характерными лицами и разрезом глаз покупателям будет не обойтись. Этого у восточных людей не отнимешь – торговать мастера. И это лучше, чем резня с «неверными». Пример татаро-монгольской империи показывает, что Восток и воюет неплохо.
Ударит по покупателям и вытеснение с рынков чужеземных фруктов и овощей, что станет очевидным, когда торговые ряды будут отданы местной флоре – картошке и капусте. Не секрет, что в большинстве местных магазинов, как правило, лежат «старорежимные» фрукты с независящим от сезона ценником.
Проблем вырисовывается немало и кому-то вскоре придется их активно решать. Причем - на правительственном уровне. Не стоило ли элементарно полюбопытствовать у местных сельхозпроизводителей – а пойдут ли они на рынки со своим товаром и есть ли им что предложить на замену авокадо и фейхоа? В Новгородской области с ее бедными землями эта тема особенно актуальна.
БАБА ЗОЯ ИЗ ТАШКЕНТА
Как написал в одном из своих интернет-высказываний некто Скептик, «казалось, еще недавно все мы были братьями. Так нас учили в школах, университетах, на производстве. И что вышло на самом деле!? Утопия хороша для романа. В жизни все иначе: для одних я брат, земляк. Для других – враг, неверный. И это нормально. Это жизнь, реальность. А социальные эксперименты оставим в прошлом».
История жизни Зои Николаевны Савченко, русской женщины, считавшей Узбекистан своей родиной и вынужденной покинуть его, лишь подтверждает эти слова. Десять лет назад она покинула Ташкент, где в 1947 году родилась и прожила большую часть жизни. Когда-то ее предки из Новосибирска возили товары в Среднюю Азию, пока не осели в столице Узбекистана. Хотя в те годы нормой стал русский разговорный язык, мама маленькой Зои была переводчиком с узбекского на строительстве электростанции.
Отучилась, вспоминает Зоя Николаевна, пошла работать продавцом в магазин. Вышла замуж, родила двух мальчишек. Муж работал начальником ЖЭКа, затем шофером. На вопрос «Были ли проблемы на национальной почве в советское время?», она ответила, что явных трений не было, жили нормально. Но скрытое противостояние было всегда – дети русских и узбеков обзывали друг друга, очевидно, донося до улицы кухонные разговоры родителей. Так что, распространенное мнение, что обострение национального вопроса было спровоцировано верхами, не находит подтверждения. Это был долгий процесс, который был вскрыт как гнойник. Чем, безусловно, не преминули воспользоваться власть имущие. Национализм, к сожалению, до сих пор беспроигрышная тема для поднятия политического веса стоящих у государственного руля.
По словам Савченко, в начале девяностых годов косые взгляды за спиной переросли в откровенное выживание русских. Когда умер муж, а затем и свекор, оставаться в Узбекистане дальше стало невозможно, да и просто страшно. В общежитии, где они жили, вспоминает Зоя Николаевна, многие русские по ночам не смыкали глаз. Нередкими стали случаи краж и убийств. И тогда она решилась на переезд. Как и большинство переселенцев, место выбирала по слухам и по наличию родственных связей. Говорит, прицепилась к хвосту старшей сестры, которая уехала из Узбекистана в далекий нечерноземный край раньше других.
Ехала Зоя Николаевна практически наугад. С вокзала, спрашивая дорогу у прохожих, сразу отправилась к сестре, которая уже работала дояркой в колхозе «Ильмень». Кое-как обустроилась. Затем соседи подсказали: иди и встань на учет. В 1997 году ей дали комнату в центре временного пребывания вынужденных переселенцев. С тех пор прошло десять лет. Вспоминает, как долго получала гражданство. В середине девяностых это было проблемой для многих приехавших. Проверки по линии ФСБ, паспортно-визовой службы, медицины. Переселенцы тех лет с ужасом вспоминают многочисленные процедуры, которые порой нельзя было решить без «подношения». С другой стороны, правы и чиновники – лишний носитель брюшного тифа или СПИДа никому не нужен.
В центре беженцев Савченко уже ветеран. Говорит, что живут там, в основном, русские, немного татар. Обычное житье, с обычными бытовыми конфликтами. Общается с товарками и соседями. Начальство миграционной службы обещает «бабе Зое», как ее все называют, дать сертификат на квартиру уже в этом году. Эта тема для каждого из переселенцев священная. Все не по разу побывали на приеме у руководства местного ФМС с вечным вопросом – ну когда же?
Один из сыновей Зои Николаевны умер, второй нашел свое счастье на Алтае и с насиженного места сдвигаться не собирается. Уже дважды, подкопив деньжат, побывала у сына, где подрастают двое внуков. В день нашего разговора у Зои Николаевны был маленький праздник – день рождения старшей внучки, она как раз вернулась с почты, где отправляла ей подарок.
Скучает баба Зоя о жарком солнце Ташкента, а снег и мороз от всей души терпеть не может. Но об отъезде не жалеет. Ничто, кроме могил родственников, с «бывшей» родиной Зою Николаевну не связывает. По ее словам, жизнь в Новгороде – не сахар, но ведь кто к чему привык, «кому и алмазы мелковаты». Живет россиянка Савченко на пенсию в 2700 рублей.
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ? ДА!
В 2009 году Великий Новгород будет отмечать свое 1150-летие. Этот праздник включен в список юбилейных дат ЮНЕСКО, его подготовку курирует лично вице-премьер Александр Жуков. С учетом того, какие средства федеральный центр выделил на юбилей Казани, все новгородское сообщество очень надеется на аналогичное внимание Москвы, способное дать толчок экономическому развитию города и области. По словам губернатора Прусака, для современного гражданина России Новгород может и должен стать национальной Меккой, посещение которой будет способствовать пробуждению растраченного за последние годы чувства гордости за историю своего народа, своей страны. А это фактор стабилизации морального состояния населения страны, формирования современной национальной идеи России. Со временем, все это, несомненно, даст и экономический эффект.
С учетом по-прежнему ухудшающейся демографической ситуации в Новгородской области спрос на рабочие руки и интеллект переселенцев и беженцев в ближайшие годы может резко возрасти. Насыщение этого спроса отчасти зависит и от самих мигрантов: в каком-то смысле всероссийское празднование дня рождения Господина Великого Новгорода – шанс стать востребованным Россией в лице ее древней столицы. Ведь, несмотря на репутацию затерявшейся между столицами земли, Новгород продолжает развиваться. Здесь предполагается реализовать несколько крупных инвестиционных проектов по строительству промышленных объектов, пошла в гору затухшая было туристическая отрасль – за девять месяцев 2006 года в городе побывало около 160 тысяч туристов и 590 тысяч экскурсантов. А реконструкционный исторический туризм, развитие которого предполагается в отдаленных районах области, может дать десятки и сотни рабочих мест. Так что тем, кто в бывших братских республиках сидит на чемоданах, есть повод задуматься о направлении своего движения в сторону былинной земли Садко и Буслаева.