Николай Леопольдович Корженевский: Имя на карте Памира
Пожалуй, решающим событием в становлении Николая Корженевского как исследователя-географа стало принятое им, тогда двадцатидвухлетним выпускником Киевского военного училища, решение избрать местом службы город Ош - невероятную по тем временам глушь в центре Азии. Но для тех, кто знал Николая Корженевского с детства, его желание служить в рядах Десятого Туркестанского стрелкового батальона не стало неожиданностью: выросший среди девственной природы Костромской губернии, имея отца-охотника и страстного натуралиста, юноша давно стремился в «земли неизведанные и таинственные». Именно такими и были просторы Центральной Азии, раскинувшиеся на географических картах слабо заштрихованными, а то и вовсе белыми пятнами. К тому же, рубеж позапрошлого и прошлого веков был для европейской науки временем грандиозных, дерзких, а порой и трагических экспедиций Н.Пржевальского, А.Вамбери, Г.Грум-Гржимайло, Ж.Мартена и десятков других исследователей. И едва ли не половина из этих легендарных путешественников по Центральной Азии формировала свои караваны или проходила через Ош. В то время этот крохотный городок с пятнадцатью тысячами жителей, расположенный в восточной части Ферганской долины, был настоящим городом путешественников, «воротами в Центральную Азию».
Приключения молодого офицера неожиданно начались еще на подъезде к легендарному городу. Путь на место службы для него лежал через Кавказ, Каспийское море до Красноводска и далее - по Закаспийской железной дороге, кончавшейся в то время в Самарканде, где у Корженевского… украли чемодан. Так что в Ош будущий знаменитый географ прибыл «налегке», с двадцатью копейками в кармане, которые он добросовестно уплатил извозчику, доставившему его для рапорта к уездному начальнику, полковнику Василию Николаевичу Зайцеву.
В.Зайцев, в недавнем прошлом - первый командир сменного Памирского отряда и строитель Памирского поста (ныне - поселок городского типа Мургаб), известный исследователь природы Памира, сразу взял молодого офицера под свою опеку. Сравнительно простые служебные обязанности оставляли достаточно свободного времени, которое Корженевский делил между поездками в ближайшие горы на охоту и оружейной ремонтной мастерской, в которой он начал строить небольшую динамо-машину. Через несколько месяцев упорного труда она была готова и ко всеобщему изумлению дала ток! Жители Оша называли Корженевского кто «профессором» - за увлечение техническими новинками и рассеянность, а кто - «фонарщиком», так как он самолично зажигал установленные на улицах города селеновые фонари.
В 1903 году осуществилась, наконец, мечта Корженевского предпринять путешествие на Памир: командование распорядилось организовать для нужд Памирского отряда беспроволочный телеграф. Выступил Корженевский на Памир обычным в то время маршрутом через озеро Капланкуль, расположенное несколько в стороне от трассы нынешнего Памирского тракта. Дневник исследователя, который он вел с первых дней пути, помог уже в наши дни осветить одно «темное место» в истории освоения Памира. На высшей точке перевала Талдык (3615 метров) Н.Корженевский обнаружил столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги на Памир. Это были подполковник Б.Громбчевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут. Между тем, очень долго считалось, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 году пленные австрийцы. Дневник путешественника свидетельствует о другом: первая колесная дорога в Алайскую долину из Ферганской проложена на 22 года раньше (1894 г.) русскими саперными частями. И именно этой дорогой («старым трактом») в начале 30-х годов ХХ века в Алайскую долину и на Памир прошел первый автомобиль.
За лето 1903 года Н.Корженевский вьючным порядком прошел около 1500 километров по территории Восточного Памира, Вахана, Шугнана, определил десятки новых барометрических пунктов, собрал богатейший гербарий высокогорных растений, использованный в дальнейшем известной исследовательницей Памира О.Федченко при создании сводных работ по флоре Средней Азии.
В Вахане и Ишкашиме им были обследованы и описаны многочисленные крепости огнепоклонников, относящихся к домусульманской эпохе. К большому сожалению, большинство этих крепостей, переживших века, не пережили последние два-три десятилетия: они были разобраны местным населением на свои хозяйственные нужды…
Обогнув юго-западную часть Памира через Ишкашим, Хорог, Джиланды, Корженевский снова вышел в высокогорные долины Восточного Памира и уже знакомым путем вернулся в Ош.
За научные результаты своего первого памирского путешествия Н.Корженевский был избран действительным членом Общества землеведения.
В следующем, 1904 году, исследователь совершил два похода в среднее течение реки Муксу, где он собрал богатые коллекции горных пород и открыл на хребте Петра Великого крупный ледник, названный им ледником И.Мушкетова в честь знаменитого первооткрывателя земных недр Средней Азии. Впервые открыв ледник, Корженевский навсегда «зажегся» интересом к вопросам оледенения, и гляциологические исследования стали основными в его дальнейших поездках.
Во время экспедиции 1905 года Н.Корженевский впервые делает зарисовку и две фотографии одной из высочайших вершин Таджикистана, позже названной пиком Ленина, а теперь переименованного в пик Независимости Таджикистана (7134 метров).
После учебы в военной интендантской академии Н.Корженевский отправляется в Австрию и Швейцарию - специально для изучения классических альпийских ледников. После памирских ледников европейские не внушали ему «ни малейшего уважения»: «Что это за ледник,- возмущался Корженевский, - на который можно подъехать в коляске?!»
В 1910 году исследователь, наконец, вновь смог отправиться на Памир. Все большее внимание Корженевского привлекают верховья реки Муксу, где расположены мощнейшие ледниковые системы Азии. Здесь 22 августа 1910 года им была открыта вершина, названная исследователем именем своего верного товарища и жены – Евгении Сергеевны Корженевской. Альпинисты впервые взошли на «пик Евгении» ровно 43 года спустя – 22 августа 1953 года.
В 1912 году Корженевский, получив новое назначение в Фергану, во время отпуска вновь отправляется в экспедицию на Памир и по Гиссарскому хребту. В этот период его имя уже значится в ряду наиболее известных гляциологов России. В системе Гиссарского хребта исследователь открыл несколько ледников, пройдя к ним по малоизвестным тропам. В его отчете этот путь характеризуется весьма емко и своеобразно: «Дорога для нервных людей – неприятная». И далее: «Постепенно карнизы переходят в «балконы», которые висят над рекой на высоте в 50-70 сажен и по своей изумительной легкой конструкции требуют полного внимания как от коня, так и от всадника. Они устроены из жердей, опирающихся на случайные выступы скал и колья, которые заколочены в трещины или же только приставлены к скалам, и неизвестно, каким чудом они служат для балкона опорой. Поверх жердей наложены плиты камня и хворост с насыпанным на них слоем земли. Все сооружение имеет ширину не более фута, благодаря чему едущий верхом должен поминутно наклоняться в сторону пропасти, чтобы не задеть плечом за какой-нибудь выступ и не сбросить себя вместе с лошадью в реку».
Но плодотворную научную работу исследователя прервала Первая мировая война. С 1914 по 1916 год Корженевский был в действующей армии на Западном фронте в составе I-го Туркестанского корпуса. В марте 1917 года он возвращается в Среднюю Азию в чине полковника. Здесь он узнает, что у жены, Евгении Сергеевны, случились неприятности из-за сочиненных ею революционных стихов. Но вскоре происходит Октябрьская революция и супруги Корженевские, не раздумывая, становятся на сторону Советской власти.
Вскоре Корженевский как инженер-технолог был мобилизован в Красную Армию, в рядах которой он прослужил до 1928 года. После гражданской войны Н.Л.Корженевский руководит крупными комплексными научными экспедициями, принимая активное участие в работах Среднеазиатского гидрометеорологического института. В этот период он совершает пять экспедиций на ледники Памира.
Итогом многолетних наук доктора исторических наук Н.Л.Корженевского стал «Каталог ледников Средней Азии», вышедший в свет в 1930 году и удостоенный премии Гидрометеорологического комитета. Исследователь являлся редактором ряда карт Средней Азии и по праву считается создателем школы среднеазиатских географов. Исследования и открытия Н.Л.Корженевского входят в сокровищницу русской и советской географической науки.
ОБ АВТОРЕ: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, действительный член Русского географического общества, живет в Душанбе, Таджикистан. Эксперт ИА «Фергана.Ру».