Россия: Поликультурное образование – решение проблемы национальной нетерпимости и разобщенности
Москва традиционно привлекает к себе потоки мигрантов, становясь при этом центром притяжения и взаимодействия представителей разных этносов, культур и конфессий. К сожалению, этот процесс проходит «со скрипом», ставшим пугающе громким в последние годы. Проблема межнациональных отношений в крупнейшем российском мегаполисе в последнее время резко актуализировалась. Это заставило Мосгордуму заняться разработкой законов «О межнациональных отношениях в городе Москве» и «О противодействии дискриминации по расовой и этнической принадлежности». Особое место в этом вопросе отводится образованию, что, вне сомнения, вполне обоснованно: именно сфера образования играет главную роль во включении мигрантов в социальное и культурное пространство принимающей страны, содействуя изживанию проблемы национальной нетерпимости и разобщенности. Эта мысль красной нитью проходила сквозь выступления участников круглого стола «Концептуальные вопросы развития поликультурного образования в столичном мегаполисе в новых условиях», который прошел 6 февраля в Московском институте открытого образования.
В работе круглого стола приняли участие директора и учителя школ с этнокультурным компонентом образования, психологи, этнологи, антропологи, преподаватели вузов, представители национальных общественных объединений, члены Межнационального консультативного совета (МКС) при правительстве Москвы, журналисты. Организаторами встречи выступили Департамент образования города Москвы и рабочая группа МКС по образованию при содействии Московского дома национальностей и Центра межнационального образования «Этносфера».
Как отметил, открывая заседание, замглавы Департамента образования Москвы председатель центра межнационального образования «Этносфера» Юрий Горячев, тема поликультурного образования для Москвы всегда была актуальна. Концепцию по решению данной проблематики Москва разрабатывала еще во времена СССР. После распада Советского Союза столица новой России приняла более полутора миллионов мигрантов. Большинство из них прибывало семьями, а многие дети родились уже здесь. Социально-психологическая и культурно-языковая адаптация мигрантов к российскому и московскому образу жизни, традициям и обычаям стала стратегической целью. Отдельных мер потребовало организация обучения в общеобразовательных школах детей, слабо владеющих русским языком, что отрицательно влияет на качество обучения.
В течение последних пятнадцати лет Департамент образования Москвы осуществил комплекс мероприятий, направленных на адаптацию детей из семей мигрантов. В частности, в российской столице создана сеть из 74 образовательных учреждений и классов с этнокультурным компонентом (ЭК), то есть, с изучением языка, культуры, истории и традиций ряда народов и народностей России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья. Финансирование таких учреждений увеличено - из расчета дополнительных десяти тысяч рублей на одного ученика.
Как сообщила главный специалист Управления общего и дошкольного образования Департамента Москвы Н.Ваганова, на базе 88 образовательных учреждений города формируется сеть Культурных национальных центров, в которых во второй половине дня школьники будут иметь возможность знакомиться с культурой, традициями и языком разных народов. Кроме того, в Москве уже работают 276 групп по обучению детей мигрантов русскому языку как неродному, и открываются десять школ, в которых им будет предоставляться возможность полного погружения в русский язык. Одной из моделей по адаптации и интеграции детей-мигрантов в московских школах стали бывшие столь популярными в советское время, а теперь возрожденные КИДы - клубы интернациональной дружбы.
Доцент кафедры истории социально-политического образования и права Академии повышения квалификации учителей О.Кишенкова в своем выступлении предостерегла об опасности кампанейщины в этом очень деликатном вопросе. По ее мнению, никакими специальными программами проблему устойчивости к ксенофобии не решить, так как общий настрой общества – агрессивен, что, по всей видимости, поддерживается искусственно и целенаправленно, «национальная» карта разыгрывается для формирования политических партий, политического капитала и тому подобного. Воспитание терпимости и чувства интернационализма должно быть ежедневной кропотливой, ординарной работой. Перед глазами у детей ежедневно как образцы для поведения должны быть толерантные люди. О.Кишенкова привела примеры того, как может происходить внедрение установок толерантного сознания. Так, в Бурятии на уроках труда изучают национальные орнаменты всех народов России. В Калмыкии дети совместно отмечают национальные праздники, изучают национальные танцы. Прежде всего, считает О.Кишенкова, должна проводиться работа с учителем, позиционирование которого в обществе должно резко измениться, причем на государственном уровне.
Тем не менее, остальные участники «круглого стола» поддержали необходимость внедрения в образовательных учреждениях (дошкольных и внешкольных в том числе) программ по поликультурному образованию, и не только в Москве, но и в регионах России. Кроме того, в ходе заседания были затронуты вопросы изучения в школе религии («без этноконфессионального компонента нет этнокультурного»), необходимости культурологического образования («почему в курсе истории главное – государство, а народы – где-то на заднем плане?»), привлечения к процессу поликультурного образования национальных культурных центров Москвы и различных диаспор («диалог людей с различными картинами мира»). Главный редактор издательского дома «Новый учебник» С.Тырин сообщил, что готовится к выпуску книга «Века содружества народов и культур», а докторант Института этнографии и этнологии РАН, представитель таджикского общества «Нур» Т.Каландаров проинформировал о проводимых этой организацией воскресных и летних школ для детей, желающих познакомиться и приобщиться к таджикской культуре.
Участники заседания выдвинули ряд предложений по повышению эффективности поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста и школьников. В частности, было рекомендовано выпустить дополнительный тираж учебника «Народоведение» и обеспечить им каждую школу; включить в школьную программу по истории и литературе изучение роли и места выдающихся российских деятелей – представителей различных национальностей; привлечь представителей Национально-культурных центров (НКЦ) и диаспор к изданию брошюр о культуре, традициях, обычаях и особенностях каждой национальности в качестве дополнительного пособия для учителей при подготовке уроков; дать возможность членам различных НКЦ выступать перед школьниками и проводить с ними в рамках программы по поликультурному образованию соответствующие мероприятия, в том числе и общегородские, такие, как, например, предстоящее в марте празднование Навруза, День города Москвы и другие.