Журналистка и правозащитница из Узбекистана Умида Ниязова подвергается пыткам
Источники ИА «Фергана.Ру» сообщают, что Умида Ниязова содержится в камере, которая была подготовлена заранее специально для нее. Передачи от родных принимаются, но до арестованной не доходят. Встречи с родственниками запрещены. На задержанную оказывается постоянное психологическое давление со стороны следователя Улугбека Ортикова и пяти неизвестных сотрудников СНБ Узбекистана. Здоровье Ниязовой резко ухудшилось. Отмечены попытки дать ей психотропные таблетки. В камеру, где она находится, время от времени пускают ядовитый газ. Но несмотря на пытки, направленные на моральное уничтожение арестованной и ее обессиливание, Умида держится стойко.
Вчера, 1 февраля, правозащитники Сухроб Исмоилов и Азамжон Тургунов, пожелавшие выступить в качестве общественных адвокатов арестованной, получили от Транспортной прокуратуры Узбекистана официальный отказ. В предъявленном им документе Умиду Ниязову представляют «рецидивисткой, неоднократно совершавшей тяжкие преступления», и поскольку «преступление Ниязовой У.К. является умышленным», ей отказано в изменении меры пресечения, она останется под арестом. Копия официального отказа имеется в руках у родственницы Умиды - Шафоат. В этом документе также сообщается, что Умида якобы отказалась от помощи общественных защитников.
Как сообщает Uznews.net, Абдурахмон Ташанов, правозащитник из организации «Эзгулик», также предлагавший свои услуги Умиде Ниязовой в качестве общественного защитника, допускает, что Ниязова могла добровольно отказаться от его помощи, так как к ее защите приступила опытный ташкентский адвокат Татьяна Давыдова.
|
Однако сам Аброр Юсупов категорически не согласен с обвинениями в свой адрес и не считает себя виновным в том, что Умида Ниязова оказалась за решеткой: «Вам показывают официальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении административного дела. Что вы скажете клиенту? Другое что-нибудь? У меня совесть чиста перед Умидой», - приводит слова адвоката Радио «Свобода».
За Юсупова вступилась руководитель представительства правозащитной организации «Human Rights Watch» в Узбекистане Андреа Берг: «Насколько мне известно, не адвокат обманул Умиду , а адвоката самого обманули. Ему показали следственное заключение, гласившее, что к Ниязовой у правоохранительных органов и иных служб Узбекистана нет никаких претензий и что ничего предосудительного в ее компьютере ими обнаружено не было, так что она может прийти и забрать свой паспорт и ноутбук».
Как пишет Радио Свобода, в виновности Юсупова сомневается и независимый политолог, бывший ташкентский дипломат Ташпулат Юлдашев: «Скорее всего, его могли обмануть или же его спецслужбы напугали. Поэтому он направил ей лживую информацию о том, что административное дело, возбужденное против нее, уже прекращено. Поэтому она приехала. Эту хрупкую, тоненькую девчонку приводят к следователю шесть милиционеров, вооруженные до зубов, в бронежилетах, в кутузку времен Сталина. Родственница, увидев ее в таком состоянии, до сих пор не может даже слова сказать. Она стала почти невменяемой, эта родственница. Я считаю, что арест Умиды Ниязовой - политический заказ, репрессия за инакомыслие. Никаким распространителем фундаменталистских идей [Умида] не является. Она всего лишь высказывала критическое мнение в отношении политики президента Ислама Каримова. Очень часто предлагала пути выхода из экономического и политического кризисов».
- Умиде предъявили какие-то обвинения по материалам, которые находились в ее компьютере, который у нее изъяли, когда ее задержали в первый раз в конце декабря, - рассказывает ИА «Фергана.Ру» директор Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России Олег Панфилов. - Я не знаю содержания материалов, которые там были, но подозреваю, что там были правозащитные материалы, потому что Умида имела отношение к Human Rights Watch, ну а у узбекских властей любые правозащитные материалы вызывают подозрения.
Би-би-си приводит слова правозащитника Абдурахмона Ташанова, подключившегося к делу Ниязовой в качестве ее доверенного лица. Он сообщает, что в компьютере Умиды Ниязовой были обнаружены материалы о кровавых событиях в Андижане в мае 2005 года, отчеты по Андижанским событиям правозащитной организации Human Rights Watch, а также интервью со свидетелями и жертвами тех событий. Ташанов считает, что на этом основании следователи транспортной прокуратуры Узбекистана и пришли к заключению, что Ниязова имеет отношение к запрещенной религиозной группировке «Акромия» и занимается распространением запрещенных материалов.
По данным источников ИА «Фергана.Ру», адвокату Аброру Юсупову приказано сообщать всем, что Умида чувствует себя хорошо. Ему также приказано найти и привести к сотрудникам Службы национальной безопасности (СНБ) двухлетнего ребенка Умиды, которого намерены использовать для оказания психологического давления на его мать. Кроме того, органы СНБ «порекомендовали» некоторым активистам правозащитных организаций в Ташкенте проинформировать посольства иностранных государств о том, что Умида Ниязова нарушила местные законы. Скрытно допрашиваются коллеги журналистки, с которыми она работала в Internews и Freedom House. Им предлагается написать «разоблачительные» статьи про преступления Умиды.
Умиде Ниязовой - тридцать два года. Она работала в представительстве международной организации Internews Network в Узбекистане, затем в ташкентском филиале организации Freedom House, в последнее время сотрудничала с офисом Human Rights Watch в Ташкенте в качестве переводчика. Она является независимым правозащитником, не является членом оппозиционных партий и не состоит в членах каких-либо правозащитных обществах, группах и организациях.