Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Независимая ангренская телестудия «ТВ-Орбита», закрытая властями Узбекистана два года назад, намерена бороться за свои права

14.01.2007 17:48 msk, Соб. инф. (Ташкент-Ангрен)

Узбекистан Свобода слова

Фото Фергана.Ру
С 2007 года жители шахтерского города Ангрен на юге Ташкентской области снова могут без помощи спутниковых тарелок смотреть передачи Первого канала российского телевидения, передача сигнала которого через государственный ретранслятор началась накануне новогодних праздников. В городе, где со времен СССР проживают десятки тысяч русскоязычных людей, и где за последние десять лет из-за сокращения производства катастрофически упал уровень жизни, это нововведение ощутимо скрасило повседневный быт людей, жизнь, полную социальных проблем. Но горожане, как русские, так и узбеки, продолжают жалеть о закрытии городской телестудии «ТВ-Орбита», в эфире которой трансляция «ОРТ» дополнялась местными новостями и журналистскими репортажами на самые актуальные темы.

Между тем, противостояние, два года назад возникшее между независимыми тележурналистами Ангрена и государственными контролирующими органами, разрешилось не в пользу журналистов. По словам директора негосударственной телекомпании «ТВ-Орбита» Тамары Прокопьевой, международные неправительственные организации, активное сотрудничество с которыми было истиной подоплекой закрытия телестудии, прекратив свою деятельность в Узбекистане, бросили на произвол судьбы своих бывших подопечных, которые остались без работы с «ярлыком» политически неблагонадежных граждан.

Осенью 2004 года, перед началом выборов в двухпалатный парламент Узбекистана, разгорелся конфликт между представительством международной общественной организации Internews Network, осуществлявшей содействие развитию негосударственных телекомпаний в стране и, недавно образованной Национальной ассоциацией электронных СМИ (НАЭСМИ). Internews поддержал инициативу десятка региональных студий по созданию негосударственной телесети, получив для этого грант USAID на приобретение современных высококачественных передатчиков. Но НАЭСМИ, возглавляемая самаркандским предпринимателем Фирдавсом Абдухаликовым, выступила против, предложив создать сеть региональных студий под своей эгидой. Вскоре большинство региональных телестудий вошло в сеть НАЭСМИ, получив для ретрансляции сформированный Абдухаликовым единый пакет программ. Прочие студии были до конца года закрыты властями под теми или иными предлогами, имевшими, как обычно делается в Узбекистане, вид юридических претензий.

В числе не согласившихся с предложением НАЭСМИ была телестудия «ТВ-Орбита» в Ангрене, которую Internews тогда любила представлять в качестве успешного примера функционирования негосударственных телекомпаний в Узбекистане на основе полученных на ее семинарах и тренингах навыков современного менеджмента, рекламной деятельности и журналистики. От предложения НАЭСМИ директор телекомпании Тамара Прокопьева отказалась потому, что пакет программ, предложенный Ассоциацией региональным студиям, содержал мало передач на русском языке, и поэтому не вполне подходил для зрительской аудитории в Ангрене.

Телекомпания «ТВ-Орбита», несмотря на доверительные отношения с городской администрацией, также была вынуждена прекратить вещание, после того как Агентство связи и информатизации, получив 2 млн.сумов ($2000) пошлины, задержало продление ее лицензии. 9 декабря 2004 года, за две недели до парламентских выборов, государственные контролеры опечатали передатчик и забили гвоздями аппаратную «ТВ-Орбита». При этом журналисты, оставшиеся без работы, уговаривали возмущенных жителей не бойкотировать выборы из-за прекращения вещания «ОРТ» и любимых новостных передач.

В марте 2005 года контролирующие органы направили в прокуратуру письмо с просьбой привлечь Тамару Прокопьеву, как директора телекомпании «ТВ-Орбита», к уголовной ответственности за выход в эфир без лицензии. Но по итогам до следственной проверки, прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело и вынесла постановление, что в действиях Прокопьевой отсутствует состав преступления, поскольку она не получала на руки никаких официальных решений о приостановке лицензии и запрете вещания. С другой стороны, отсутствие этих документов долгое время не позволяло журналистам подать судебный иск о восстановлении своих прав и возмещении ущерба. В итоге длительных судебных мытарств хозяйственный суд отклонил все претензии телекомпании «ТВ-Орбита к действиям властей.

Тамара Прокопьева, директор телекомпании «ТВ-Орбита». Фото Фергана.Ру
Тамара Прокопьева, директор телекомпании «ТВ-Орбита». Фото ИА «Фергана.Ру»
- Я пыталась вернуть телестудию к жизни не только судебным путем. - рассказала Прокопьева корреспондентам ИА «Фергана.Ру». - Весной 2005 года, когда контролирующие органы Узбекистана заморозили деятельность представительства Internews, ко мне обратился глава европейского отдела Internews Network Эрик Джонсон и предложил создать в Ташкенте новую общественную организацию, которая, по его словам, должна была продолжать задачи, аналогичные задачам, которые декларировал Internews - оказывать поддержку развитию негосударственного телевидения. После того, как представительство Internews было закрыто решением суда, я вела активную переписку с главой Internews Network в Казахстане и Центральной Азии Олегом Кациевым и Кэтрин Олдридж - бывшим шефом ташкентского офиса Internews, переехавшей в Алматы. Они подтвердили предложения Джонсона, пообещав всестороннюю финансовую и юридическую поддержку, одобрив аренду офиса и, подготовленный мною, пакет документов для регистрации ННО.

Однако в декабре 2005 года хокимият Ташкента отказал в регистрации моей организации под предлогом, что большинство учредителей - бывшие сотрудники «ТВ-орбита» - имели прописку в Ташкентской области, хотя это никак не противоречило действовавшим законам. В январе 2006 года я встретилась с Эриком Джонсоном, и он вновь подтвердил свое предложение, а Кэтрин Олдридж сообщила, что если не удастся в сложившихся условиях зарегистрировать ННО, USAID даст согласие оказывать помощь даже коммерческой организации, работающей в области негосударственного телевидения. Я арендовала офис на улице Тараса Шевченко и к осени открыла в Ташкенте расчетный счет. Именно в этот момент Кэтрин Олдридж сообщила, что ее функции в Internews закончились, и предложила обращаться впредь к Эрику Джонсону, но тот сразу ответил, что, по его мнению, в Узбекистане больше работать нельзя.

В сентябре 2006 года Олег Кациев, приехавший в Ташкент, сказал мне, что Internews не видит смысла впредь перечислять какую-либо помощь в Узбекистан, поскольку правительство страны настроено против любых американских организаций и лиц с ними сотрудничающих. Мне также было отказано в юридической помощи для дальнейших попыток восстановления прав «ТВ-Орбита» в судебных инстанциях. Таким образом полтора года работы и значительных финансовых затрат для меня ушли впустую…

Хокимият города Ангрена, у которого с независимой телестудией в свое время было налажено весьма конструктивное взаимодействие, попытался помочь возобновить ее деятельность, но получил ясный намек правительственного Агентства связи и информатизации (УзАСИ), которое, похоже, внесло Прокопьеву в некий «список неблагонадежных».

История грустная и, возможно, поучительная, хотя, на наш взгляд, ничему особенно позитивному научить узбекских журналистов она не может. Разве что сама Прокопьева, как предприниматель-энтузиаст в области негосударственных СМИ, столкнувшись с жестким прагматизмом своей эпохи, не впала в отчаяние.

- По моему, опыт телекомпании «ТВ-Орбита» показал, что в Узбекистане в принципе независимое существование негосударственного телевидения даже в отдельном городе вполне возможно. Государству такой пример оказался пока не нужен. Отпала в нем необходимость и у западных структур, типа Internews, которые декларировали помощь в развитии независимых СМИ и других демократических институтов, действительно, вкладывая немало средств и усилий. Однако после изменения внешнеполитического курса Узбекистана в 2005-2006 годах, когда надежды на быструю либерализацию страны по западному образцу угасли, вероятно, разочаровавшись в возможности создать в этой стране инструменты собственного влияния на общественное мнение, они отступились, не особенно заботясь о дальнейших судьбах людей, некогда принимавших за чистую монету их вдохновляющие заверения. Но «ТВ-Орбита» не капитулировала перед обстоятельствами. Я собираюсь искать возможности применения нашего опыта и профессиональных навыков в нынешних условиях, не оставлю и попыток отстоять права коллектива телекомпании в будущем.