Киргизия: «Горячая линия» Общественного фонда «Подруга» в г.Оше помогает исключить риски, связанные с трудоустройством за рубежом
Мавлюда Жолдошева - сотрудница ошского общественного фонда «Подруга». Один из проектов фонда – предотвращение торговли людьми. Раньше его поддерживала Международная организация по миграции (МОМ), теперь – ОБСЕ. «Горячая линия» – компонент этого проекта.
Операторы, работающие на «горячей линии», проходят специальное обучение. Ведь нужно не просто знать, как ответить на какой-то вопрос. С тем, кто звонит, необходимо найти общий язык. И отвечать ему надо не как автомат, а как сочувствующий и понимающий собеседник. Бесспорно, в этом есть элемент игры, или, точнее, подыгрывания. Ведь оператор не должен принимать чужие проблемы слишком близко к сердцу, иначе его неизбежно настигнет так называемый синдром сгорания и он очень быстро потеряет способность нормально работать. Не случайно же место его работы называется «горячая линия».
М.Жолдошева работает оператором «горячей линии» три года. За это время она столько всего наслушалась, что можно уже и книгу написать. Истории в ней были бы драматичные, порой даже страшные. Но Мавлюда знает, что они - не выдуманные. Знает по собственному опыту, достаточно и сама пережила. Поэтому и согласилась стать оператором, чтобы помочь тем, кто может попасть в беду.
Уметь предупредить человека о том, чем он рискует, причем так, чтобы он поверил и прислушался, не так уж просто. Человек звонит на «горячую линию» в надежде, что ему помогут найти работу или, как минимум, подскажут, куда лучше отправиться на поиски приличного заработка. И когда он слышит на другом конце провода вопрос: «А вы знаете, что можете стать жертвой работорговли?», не всегда готов на него ответить.
- Когда мы только начинали работать, многие звонившие просто не понимали, чем мы занимаемся. Они думали, что им назовут конкретный адрес, по которому они получат работу, - вспоминает Мавлюда. - И когда слышали «всего лишь» советы, разочарование было большим. Некоторые его не скрывали, начинали ругаться. Обзывали даже. Зло бросали трубку. Постепенно люди начинали понимать, с какой целью можно позвонить на «горячую линию». Понимание пришло, когда стали развиваться фирмы, которые набирали людей для работы в другой стране.
Но поначалу далеко не все фирмы работали легально, не все оформляли лицензию. Людям, которых они вербовали, голословно обещали «золотые горы», а в реальности не могли гарантировать ничего – ни достойного приема в чужой стране, ни защиты их прав, ни помощи в случае необходимости. Немало жителей Ошской области успело натерпеться бед от таких фирм. Об этой опасности и стремятся предупредить звонящих людей операторы «горячей линии». Это, конечно, не могло нравиться «фирмачам». Бывало, и они звонили. Но не с вопросами, а с угрозами: обещали «разобраться» по-своему. Правда, сейчас, когда деятельность такого рода фирм более или менее приведена в порядок, угрозы перестали поступать.
- Те, кто сейчас звонит нам, уже знают, о чем спрашивать, – говорит Мавлюда. – Они не просят помочь устроиться на работу, а интересуются, можно ли доверять такой-то фирме. Или хотят узнать, что их может ожидать в стране, куда их зовут работать, к кому можно обратиться за помощью, как себя вести. Мы стараемся дать полную информацию: как обращаться со своими документами, находясь в чужой стране, как избежать обмана со стороны работодателя, даем адреса и телефоны наших представительств в разных странах. В общем, рассказываем обо всех аспектах, сопутствующих найму на работу, и всех возможных рисках.
И все же достаточно большое количество людей по-прежнему становятся жертвами работорговли. По самым разным причинам. Далеко не все, прежде чем ехать на заработки в чужую страну, выясняют, что их там может ожидать. Многие считают: моему соседу не повезло, но я-то умнее, меня не проведешь. Кто-то полагается на авось. Такова уж человеческая природа – надеяться на лучшее и игнорировать чужой печальный опыт. Кому-то и в самом деле не везет с работодателями – нарываются на недобросовестных. Тех, что предпочитают не легализовать своих наемников, чтобы не платить на них налоги.
Есть еще одна большая группа риска – женщины, в первую очередь - молодые. Когда они соглашаются ехать в далекие страны работать официантками, танцовщицами, горничными, то больше других подвергаются опасности стать жертвами сексуальной работорговли. Конечно, не все из них столь наивны, чтобы не знать, чем конкретно их заставят заниматься в чужой стране. Часть женщин идет на это осознанно. Они надеются заработать, пусть даже и своим телом, и вернуться домой с деньгами, чтобы уже тут начать новую жизнь. Однако их надежды часто бывают обманчивы. Возможно, кому-то и удается заработать таким образом и вернуться домой без особых проблем (вот уж действительно редкий случай). Большинство же просто оказывается в рабстве.
- Попадает девушка, скажем, в одной из «экзотических» стран в руки сутенера. Считайте, она в ловушке, - рассказывает Мавлюда. - Паспорт у нее отбирают. Города она не знает. Помогать ей никто не станет. Ее будут использовать «по назначению», что называется, по полной программе. Заартачится – изобьют, даже убить могут, и никому не будет до этого дела. Крупно повезет тем девушкам, которых при облаве выловит полиция и депортирует на родину. Только так и можно спастись.
- Неужели девушки, которые стремятся попасть в чужедальние страны на работу, не понимают, что их там ждет, - спрашиваю у Мавлюды. - Неужели они столь наивны, что и в самом деле думают, что будут работать официантками и танцовщицами?
- Разные, конечно, девушки бывают, – рассказывает Мавлюда. – Те, что постарше, чаще, конечно, всё понимают, но принимают любой вариант: думают, что работа им предстоит несложная, и заработать надеются. Но, представьте, нередко девчонки совершенно ничего не соображают. Вот как-то в наш фонд заходили две девушки лет восемнадцати. Одна родом из Таласа, другая из Нарына. Что они видели там, в своем городе? Кое-как закончили школу, потом сидели дома, книг и газет не читали, телевизора не смотрели. Какой у них кругозор и представления о жизни? Тут умные люди нередко на обман попадают, а уж эти-то зеленые девчонки…
Обеих обманули знакомые. В дальние страны не звали – расписывали, как им здорово живется в Оше, и как они хорошо зарабатывают, так, что скоро и квартиры смогут купить. Ну как не поверить? Девочки и отправились искать лучшей доли в большой город. А здесь их быстренько сдали на руки сутенершам. Те первым делом обманом отобрали паспорта. Потом стали запугивать. В общем, накатанный сценарий. Идти в незнакомом городе девочкам некуда, без документов и денег домой не уедешь. В конце концов, они сдались. И оказались в толпе своих сверстниц на «трассе». Что ужаснее всего – девушки быстро смиряются со своим положением, боятся протестовать.
- Хотела было одна из них сбежать домой, – рассказывает Мавлюда, – собралась обратиться за помощью к милиционеру. И вдруг увидела, как сутенерша сует ему в руку деньги… Все надежды девчонки рухнули. Вот она и осталась. И решила домой не возвращаться, пока не заработает. Может быть, она и сможет заработать достаточно денег, чтобы почувствовать себя свободной. Но какой след останется в ее душе?
Мавлюду это волнует каждый раз, когда она слышит на другом конце провода девичий голос. И она старается вдвойне быть убедительной, когда рассказывает своей собеседнице об ожидающих ее рисках.