Часть казахских оралманов не находит счастья на исторической родине
В ауле Чубарсу близ города Чимкента живут около четырнадцати тысяч человек. Все они оралманы, то есть - этнические казахи, вернувшиеся на свою историческую родину из других государств центрально-азиатского региона. Восемьдесят процентов сельчан составляют выходцы из Узбекистана. Чубарсуйцы рады, что вернулись на историческую родину. Особенно их радует возможность обучать детей на родном языке: в двух школах аула обучение ведется на казахском языке.
Жители аула довольны помощью, которую оказывает им правительство Казахстана. К примеру, Шолпан-апа (апа - уважительное отношение к старшим по возрасту. – Ред.) получила для своей многодетной семьи от государства пять тысяч долларов США. На эти деньги семья купила в ауле дом и теперь налаживает хозяйство. На жизнь хватает выдаваемых на детей пособий - 20.000 тенге (около 160 долларов США). Деньги, которые поступают от торговли, что организовали в небольшой лавке рядом с домом, откладывают на будущее. Шолпан-апа отмечает, что уровень жизни у них здесь лучше, чем был в Узбекистане.
В Южно-Казахстанской области в настоящее время живут, в общей сложности, 124 тысячи оралманов. Они живут очень дружно, придерживаются казахских обычаев, национальных традиций.
«История» оралманов
За пределами Казахстана проживают около пяти миллионов казахов. Казахские диаспоры существуют в тридцати девяти странах мира. В Китае, к примеру, их около двух миллионов, в Узбекистане – более двух миллионов, в России – около одного миллиона, в Туркменистане - сто тысяч, в Монголии проживают 80 тысяч этнических казахов.
Правительство Казахстана создает условия для соотечественников, возвращающихся на историческую родину в рамках государственной программы «Оралман». Первые переселенцы - 97 человек - приехали в Казахстан в 1991 году по трудовому соглашению. С 1993 года правительство ввело квоты для казахов, желающих приехать из-за рубежа. Вначале квоты получили десять тысяч человек, но в середине 90-х годов из-за экономических проблем количество мест пришлось сократить до 500 семей в год.
С улучшением социально-экономической ситуации в Казахстане в последние годы стало расти и число оралманов. Указом президента страны в 2005-2007 годы квоты ежегодно предоставляются 15 тысячам казахским семьям, но желающих вернуться на историческую родину в три раза больше. Но, как говорится в официальных документах, Казахстан в настоящее время не может принять всех желающих.
В общей сложности в страну вернулось около 500 тысяч человек, а это - 150 тысяч семей. Шестьдесят процентов из них приехали из Узбекистана, немало переселенцев вернулось из Киргизии, Китая, Монголии и Туркменистана. Все они получили официальный статус оралмана. Согласно закону страны «О миграции населения», оралманам предоставляется денежная помощь, жилье, компенсируются дорожные расходы. Каждый член семьи получает по сто тысяч тенге (800 долларов США) в виде единовременной помощи.
По мнению местных наблюдателей, таким решением казахское правительство решило восполнить опустевшие места после массового отъезда из страны тысяч русских и представителей других национальностей в начале 90-х годов прошлого века, когда Казахстан обрел независимость. Правительство тогда не ожидало, что желающих вернуться на историческую родину окажется так много.
Желание бабушки Аминбар или На что обижены оралманы
Семидесятилетняя Аминбар Шамбаева приехала из Навоийской области Узбекистана, где ее семья жила в пустынной местности, в которой, кроме прочего, в 90-х годах прошлого века обострилась и проблема нехватки воды. Четверо детей и более десяти внучат бабушки Аминбар жили на ее пенсию. О современных условиях жизни они только мечтали.
Внучата росли, проблем становилось больше: их надо женить, выдавать замуж, обустраивать. А денег, между тем, взять было неоткуда - в селе была безработица. Услышав о программе «Оралман», семья бабушки Аминбар очень обрадовалась и в числе первых решила стать ее участниками. Вот уже десять лет, как они живут в Сайрамском районе Южного Казахстана. Как сложилась их жизнь на исторической родине?
По словам бабушки Аминбар, казахское правительство не предоставило им обещанных условий жизни. Семья получила деньги от правительства, но для покупки дома их не хватило. И сегодня они живут в одном из брошенных зданий села Сайрам – бывшем туберкулезном диспансере. Небезопасное для здоровья здание должны были снести, однако на протяжении десяти лет оно используется в качестве жилья для переселенцев. Здесь проживают еще 28 казахских семей, приехавших из той же Навоийской области Узбекистана. Надо отметить, что бездомных семей среди оралманов немало. В селе Аксукент, к примеру, 15 приезжих казахских семей проживают в бывшем общежитии училища.
Бабушка Аминбар не получает пенсию, так как еще не имеет казахского гражданства. Ее дети живут на случайные заработки. И это характерная деталь: большинство оралманов не трудоустроено. Найти работу по специальности практически невозможно. По словам одного из оралманов по имени Галам, его семья живет на сборе и последующей сдачи металлолома. В прошлом году полторы тысячи этнических казахов, приехавших из Монголии, даже вышли на митинг с требованием дать им работу.
По словам одной из оралманов Айгуль Абиловой, из-за отсутствия школ с обучением на казахском языке их дети в течение нескольких лет были вынуждены ходить учиться в соседнее село. Лишь теперь в селе организовали классы с казахским языком обучения.
Как сообщил Анвар Мухаммедов, один из казахских оппозиционеров, есть случаи возвращения оралманов на прежние места жительства. По неофициальным данным, таких больше всего оказалось среди выходцев из Монголии, России и Узбекистана. При этом от решивших вернуться в страну своего исхода законодательство Казахстана не требует возврата полученных по квоте денег.
Бабушка Аминбар тоже задумывалась о возвращении. Однако она не стала делиться с журналистами своим окончательным решением. В данный момент единственное желание пожилой женщины – найти дрова на отопление дома. Сыновья смонтировали самодельную печь, которая спасает большую семью от холода. И каждое утро бабушка Аминбар отправляется в поле, чтобы набрать кизяков для растопки.