Экс-губернатор Чуйской области Тургунбек Кулмурзаев: «Я не хочу больше думать за президента»
«Фергана.ру»: - Тургунбек Насипович, как вы прокомментируете то, что произошло в Бишкеке в начале ноября? Чем были вызваны эти события?
Т.Кулмурзаев: - События в Бишкеке стали продолжением мартовской революции 2005 года, но никак не контрреволюцией. В этом году мы дважды выдвигали Бакиеву свои требования по проведению конституционных реформ, которые он, придя к власти, обещал выполнить еще полтора года назад. Между делом отмечу, что наряду с этими требованиями на втором митинге народ выступил в защиту Феликса Кулова, которому угрожал ныне покойный лидер организованной преступной группировки Рысбек Акматбаев. Это было 27 мая 2006 года. Тогда лидеры движения «За реформы!» выдвинули ультиматум Курманбеку Бакиеву, в котором требовали внести ряд поправок в Конституцию страны. Глава государства клятвенно пообещал, что после парламентских каникул, то есть 1 сентября, этот вопрос будет вынесен на обсуждение депутатов Жогорку Кенеша (парламента Киргизии – Ред.). Прошел сентябрь, потом октябрь. В ноябре наше движение решило снова выйти на мирный митинг, чтобы напомнить президенту о проведении обещанных им реформ в стране. Но случилось обратное: мало того, что Бакиев не выполнил свои обещания, данные лидерам движения, он начал обманывать народ. И стал действовать хуже Аскара Акаева. Оппозиция поняла, что наступает на одни и те же грабли. Мне лично обидно, что с приходом Бакиева у киргизского народа ничего, по сути, не изменилось.
Во время мартовских событий я возглавлял революционное движение в одной из областей Киргизии и тогда пообещал народу, что с приходом нового президента и свержения старого режима Акаева жизнь киргизов изменится в лучшую сторону. Но этого, к сожалению, не произошло.
«Фергана.ру»: - Но ведь у президента тоже есть сторонники, они организовали свой митинг…
Т.Кулмурзаев: - Антимитинг показал слабость власти Курманбека Бакиева. В защиту президента на площадь вышли практически все бюджетники. И несмотря на то, что у многих из них в глубине души были симпатии к оппозиции, им под страхом увольнения все же пришлось выступить за режим Бакиева. Через несколько часов количество антимитингующих заметно сократилось. На площади осталось около 500 человек, среди которых можно было заметить местных Акимов (глав местных администраций – Ред.), руководителей агентств и даже министров. Понятно, что они просто боялись потерять свою должность.
Во время митинга звучали призывы к захвату Белого дома и смене власти. И если бы Бакиев не пошел на уступки оппозиции, возможно, это бы и произошло. Лидерам движения потребовалось много усилий, чтобы не допустить массового кровопролития и мародерства.
«Фергана.ру»: - Вы встречались лично с президентом?
Т.Кулмурзаев: - И не раз. Но об ошибках правления я не говорил ему. Будучи губернатором области, находясь в прямом подчинении президенту, сдерживал свои эмоции. Однажды я попросил его встретиться с лидерами оппозиции и выслушать за столом переговоров их точку зрения на сложившуюся ситуацию. Эти переговоры состоялись. На встрече обе стороны решили согласованно действовать в деле продвижения реформ в стране и разработать совместный проект конституции. Вскоре проект был готов. Второго ноября Курманбек Бакиев пообещал внести его для обсуждения в Жогорку Кенеш. И заверил оппозицию, что процесс принятия законопроекта не займет больше одного дня. Но второго ноября в Жогорку Кенеш президентом был представлен не совместный с оппозицией проект конституции, а свой личный, где Бакиев предложил президентскую форму правления, значительно расширив свои полномочия и привилегии. Один из пунктов гласил, что Жогорку Кенеш будет находиться в прямом подчинении президента. Это возмутило многих депутатов. Так парламент разделился на две противоборствующие группы.
«Фергана.ру»: - Внесенные в конституцию страны поправки сильно урезали полномочия президента. Согласно новому основному закону Кыргызстана, теперь даже Служба национальной безопасности (СНБ) будет подчиняться исключительно Жогорку Кенешу, а все остальное решает премьер-министр. Что же тогда остается делать президенту?
Т.Кулмурзаев: - Президент проиграл оппозиции. В совместном проекте конституции полномочия парламента и президента были равно пропорциональны, то есть поделены пятьдесят на пятьдесят. Но после того как Бакиев обманул народ, в новой конституции по требованию лидеров оппозиции его полномочия были еще больше урезаны, соотношение стало двадцать на восемьдесят. Теперь за президентом, правда, только с согласия Жогорку Кенеша, осталось право только назначать и освобождать от должности генерального прокурора, председателя национального банка, счетной комиссии и председателя ЦИКа. Все остальные кадровые вопросы переданы в полномочия премьер-министра, в том числе - назначение местных районных акимов районов и губернаторов областей, всех министров и директоров агентств. Получилось, что теперь наш президент стал, как английская королева. Виноват ли он в этом сам или его недалекое окружение, история умалчивает. Ему нужно было изначально согласиться на принятие совместного проекта конституции. По новому утвержденному основному закону страны у нас теперь чисто парламентская республика. Только Жогорку Кенеш имеет право назначать и освобождать от должности премьера. Президент не имеет права диктовать свои условия депутатам. Он обязан подчиниться воле народных избранников и официально утвердить своим приказом премьера. В свою очередь премьер назначает губернаторов, а те уже — акимов районов.
«Фергана.ру»: - Еще до принятия новой конституции президент Бакиев подписал указ об освобождении вас от должности губернатора Чуйской области. Однако, несмотря на это, вы продолжаете выходить на работу, игнорируя его указ...
Т.Кулмурзаев: - Дело было так. Седьмого ноября мне позвонил глава администрации президента Абылдаев и официально уведомил, что указом президента я освобожден от должности губернатора. Я воспринял это спокойно. Но знал, что народ будет против этого. На должность главы Чуйской областной администрации 24 марта прошлого года меня назначил народ, а не Бакиев, это после президент формально подписал указ.6 ноября, за день до моего увольнения, я лично встречался с президентом Курманбеком Бакиевым. Был также у руководителя администрации и у госсекретаря. Разъяснял необходимость встречи с лидерами оппозиции. Атамбаев вначале категорически отверг мое предложение, хотя после, подумав, согласился. Оппозиция требовала прямого эфира на государственном телеканале. Работники администрации президента заседали по этому вопросу целых пять часов. Одни были против, другие за. Наконец президент разрешил выступить оппозиции на телеканале КТР, но дал на это не больше получаса.
Первое требование, казалось, было выполнено. Я опять решил встретиться с Атамбаевым и снова попросил его уговорить президента встретиться с оппозицией. Бакиев истерически кричал на руководителя администрации, заявляя, что не примет от лидеров движения «За реформы!» никаких ультиматумов. В коридоре я встретил председателя комиссии по правам человека Ахунова, который безуспешно пытался попасть на прием к Бакиеву с раннего утра. После моих ходатайств его, наконец, приняли. Он вошел в кабинет президента, но уже через две минуты вылетел из него крайне возмущенным. Я понял, что разговор между ними не удался. И решил лично поговорить с Курманбеком Бакиевым. Он принял меня в 19 часов. Я уговаривал его встретиться с представителями оппозиции. Но он не соглашался. Сказал, что это бесполезно, рано или поздно будет утвержден на референдуме именно его проект конституции, а не оппозиции. Тогда я заявил, что не стану больше работать в его команде. И, выйдя из Белого дома, я присоединился к митингующим и публично потребовал отставки президента. Я всегда был и буду с народом. Бакиевская власть больше недееспособна.
Конечно, юридически, как гражданин, уважающий закон, я не имею права исполнять свои полномочия. Но есть моральная сторона. Жители области требуют, чтобы я по-прежнему выходил на работу. Недавно около здания областной администрации прошел митинг в мою защиту. Чтобы не допустить беспорядков, я вышел на встречу и успокоил народ. Жители области требуют, чтобы я оставался на своем месте. И предполагаю, что никого другого на мою должность они не допустят. Сейчас исполняющим обязанности губернатора области является мой заместитель. Насколько мне известно, в администрацию президента поступили сотни обращений жителей области с требованием оставить меня в прежней должности.
«Фергана.ру»: - Что вы сейчас намерены делать?
Т.Кулмурзаев: - Честно говоря, я устал. Хочу отдохнуть. Но народ требует, чтобы я продолжал работать. Я просил у митинговавших в мою поддержку отпустить меня на недельку-другую куда-нибудь поехать отдохнуть, но они категорически против.
«Фергана.ру»: - Как вы считаете, пойдет ли президент на уступки митингующим в Чуйской области, оставит ли он вас в должности губернатора?
Т.Кулмурзаев: - Я не хочу больше думать за президента.
«Фергана.ру»: - Вам известно имя вашего преемника?
Т.Кулмурзаев: - Седьмого ноября в администрации президента шли разговоры, что на эту должность претендует Жалбак Казакбай, бывший директор горно-рудного комбината. Был даже подготовлен соответствующий указ, но у президента хватило ума его не подписывать. Оказалось, что у нового кандидата имеется непогашенная судимость. Девять лет он сидел в местах не столь отдаленных, был помилован старым акаевским режимом. Его кандидатуру внес на рассмотрение Феликс Кулов. Когда-то они сидели в одной тюрьме, были сокамерниками.
«Фергана.ру»: - Кстати, о Кулове. Известно, что вы являетесь одним из авторов идеи создания тандема Бакиев-Кулов...
Т.Кулмурзаев: - Этот тандем создал лично я, вместе с Атамбаевым. Теперь, по прошествии некоторого времени, глубоко разочаровавшись в действиях Кулова и Бакиева, я могу раскрыть кое-какие политические карты и приоткрыть занавес тайных интриг Белого дома.
После мартовской революции, когда мы пришли к власти, Кулов был координатором силовых структур, а я — координатором СНБ. Должность премьер-министра занимал Курманбек Бакиев, спустя некоторое время он стал исполняющим обязанности президента. Вы сами прекрасно знаете, что, несмотря на смену правителя, между севером и югом Кыргызстана сохранялась напряженная ситуация. Чтобы не было раздора, мы решили назначить Кулова первым вице-премьером республики. Но поскольку он был освобожден из тюрьмы незаконно - по требованию революционеров, мы решили как можно скорее уладить этот вопрос юридически. И тогда по инициативе генеральной прокуратуры республики дело Кулова было передано в Верховный суд Киргизии. В апреле прошлого года суд своим постановлением решил реабилитировать имя Феликса Кулова. Так он был оправдан перед народом.
Вскоре в стране, а именно 10 июня 2005 года, должны были состояться президентские выборы. Одним из претендентов на пост главы государства был Феликс Кулов. Мы, в свою очередь, хотели выдвинуть Атамбаева. Однако Атамбаев, учитывая напряженную ситуацию в стране, отказался от нашего предложения и попросил нас поддержать Бакиева. Но и тут была неувязка: дело в том, что Кулов - выходец с севера, а Бакиев — с юга. Тогда мы с Атамбаевым решили уговорить двух лидеров работать вместе в одной команде. Атамбаев поговорил с Куловым, а я с Бакиевым. Я сказал Курманбеку, что мы можем обеспечить ему победу на выборах, но только в том случае, если он, став президентом, назначит Кулова премьером. Он согласился. Атамбаев вел переговоры с Куловым очень долго. Кулов долго не соглашался на это предложение. Переговоры велись целую неделю. Объясняли Кулову, что он не может быть президентом, поскольку не знает киргизского языка. Но, в конце концов, он согласился. В этом деле нам очень помогла председатель конституционного суда Чолпон Баекова. Она юридически оформила все соглашения между Куловым и Бакиевым, чтобы в дальнейшем между ними не возникало никаких споров. Этот проект я несколько раз показывал сначала Бакиеву, а затем Кулову. Они вносили туда свои поправки.
Вечером 12 мая 2005 года мы пошли к Бакиеву. В кабинете он был не один, а в окружении работников аппарата - Данияра Усенова, Модумарова, Арынбаева и Исабекова. Я поинтересовался у него: «Мы же договорились, чтобы об этом проекте ни одна живая душа не знала до поры до времени. Этот вопрос должны решить только мы вчетвером: вы, я, Кулов и Атамбаев. Вы подписываете вместе с Феликсом этот документ в нашем присутствии, и затем мы выносим его на обсуждение народа». Я возмутился тем, что он пригласил посторонних. Но Бакиев мне заявил, что это его штаб и что без их согласования он не будет подписывать документ. Я пояснил ему, что речь не должна идти о штабе, ведь сторона Кулова отказалась баллотироваться на выборах президента Киргизии. Но Бакиев настоял на своем. Он дал один из экземпляров для ознакомления своему помощнику. Время шло. Я поинтересовался, будет он подписывать этот документ или нет. Отмечу, что к тому времени Кулов уже подписал его в присутствии председателя конституционного суда. Один из советников Бакиева передал служебную записку Чолпон Баековой, в которой поинтересовался, будет ли Атамбаев выдвигать свою кандидатуру на выборах. Она вслух ответила: «Если нужно, я дам тебе свою расписку». Ее убеждение успокоило Бакиева. Он подписал документ.
Это произошло в 11 часов 45 минут. Я позвонил Кулову, минут через 20 он прибыл в Белый дом. Они пожали друг другу руки и разошлись. На второй день об этом тандеме было объявлено народу. Выборы прошли, Бакиев стал президентом. Своим указом он назначил Кулова премьером. Спустя полтора года мы поняли свою ошибку: тандем пошел против народа. И на сегодняшний день он уже не нужен.
«Фергана.ру»: - Каковы Ваши прогнозы относительно того, как будет развиваться политическая жизнь в Кыргызстане? Вы уйдете в оппозицию или попытаетесь сохранить кресло губернатора? И как в дальнейшем будете выстраивать свои отношения с президентом?
Т.Кулмурзаев: - В данной ситуации, теперь мне кажется, что правительство должно уйти в отставку, и до выборов Жогорку Кенеш должен назначить премьера.
Что касается президента, я думаю, что он обиделся на мой демарш. Я считаю, он должен со мной поговорить. Это же политика. Бывает хуже… Я сторонник демократических преобразований. И со своей стороны я уже сделал первый шаг. Президент теперь не будет решать мою судьбу.
«Фергана.ру»: - Есть известная пословица: «Единожды предав, предаст еще раз». Народ Кыргызстана был обманут обещаниями Бакиева. Как Вы думаете, проголосует ли за него народ повторно на следующих выборах президента?
Т.Кулмурзаев: - Если, конечно, он доработает! Народ у нас уже стал политически грамотным, он знает, что ему нужно. Во вновь принятом законе президент должен доработать до отведенного ему срока, то есть до 2010 года. Если парламент изберет нормального премьер-министра и в состав нового правительства придут профессионалы, а также если в стране произойдут позитивные перемены в экономике и политике, то, думаю, народ даст возможность Бакиеву поработать еще 3,5 года. Но если он снова попытается заигрывать с массами, кланово принимать все решения, то страна потребует его отставки.
«Фергана.ру»: - То есть, вполне возможно, что в Кыргызстане может произойти еще одна революция?
Т.Кулмурзаев: - Думаю, что да.
«Фергана.ру»: - На совместной с премьер-министром Феликсом Куловым пресс-конференции Курманбек Бакиев заявил, что не будет «организовывать гонений на оппозицию». Однако некоторые члены движения «За реформы» уже получили повестки с требованием явиться в СНБ. Не боитесь ли Вы политического преследования?
Т.Кулмурзаев: - Я никого не боюсь. Если власть на это пойдет, она совершит еще одну грубую ошибку и подвергнет уже себя народному гонению. Я не считаю, что нарушил закон. Целью движения «За реформы!» при организации ноябрьского митинга был не государственный переворот, а выполнение данных ранее президентом обещаний. Когда было выполнено первое основное требование, митингующие спокойно разошлись. Если бы у них была цель силой захватить власть, не сомневайтесь, они бы это уже давно бы сделали.
Дилярам Аркин, специально для ИА «Фергана.ру», Бишкек