В Казахстане прошла международная конференция «Государственность и Великая степь»
31 октября в Астане состоялась международная конференция «Государственность и Великая степь». Конференция проходила в Президентском культурном центре и была приурочена к пятнадцатилетию независимости Республики Казахстан. В конференции приняли участие ученые, деятели культуры, политики Казахстана и России.
Сразу скажу, что я хотел бы воздержаться от комментариев по поводу выступлений представителей Казахстана, касающихся отдельных вопросов истории XX века и, прежде всего, взаимоотношений Российской империи и Казахстана, а затем положения Казахской ССР в составе СССР.
Я как человек, учившийся в Ташкентском университете в 70-80-ые годы прошлого века и имевший друзей в Алма-Ате, знаю часть ситуации тех лет изнутри, поэтому мне есть что возразить выступавшим. Но, как мне кажется, это тупиковый путь дискуссии - выяснять, кто больше пострадал от человеческого невежества и политических амбиций. Жизнь продолжается, и надо строить отношения сейчас так, чтобы потом не надо было бы возвращаться в прошлое за накопившимися обидами.
Другая тема, которая поднималась на конференции не раз, и которая, я уверен, требует академического подхода и, безусловно, заслуживает всестороннего обсуждения, это - истоки казахской государственности. Уверен, что комплексный анализ данных археологии, антропологии, письменных источников позволит подойти к новым обобщениям по данной теме. Однако, судя по выступлениям, за всем вышеперечисленным научным аппаратом в Казахстане стоит политика, которая ставит перед учеными вполне конкретные задачи – чем древнее эти истоки, тем лучше. При этом в подобной установке нет ничего такого, что как-то особенно негативно характеризовало бы Казахстан. Это наиболее распространенное заблуждение руководителей как больших государств, так и маленьких городов, которое базируется на неверном представление о патриотизме.
Примеры приводить можно бесконечно (Москва, Казань, Ташкент…) – имя им легион. С моей точки зрения, любить Родину за ее великую историю, несомненно, следует; но хорошо бы при этом знать хотя бы некоторые вехи этой славной истории. Современная жизнь не станет ни хуже, ни лучше, если история Родины окажется не такой древней. И настоящий патриотизм не должен зависеть от наличия или отсутствия в истории Родины этих самых древних страниц.
Казахстану, экономическая и социальная ситуация в котором значительно более благоприятная, чем в окружающих странах, в том числе и России, нет необходимости возводить истоки своей государственности к сакским племенам, населявшим евразийские степи во второй половине I тыс.до н.э. Хотя государственное устройство сакского общества – интереснейшая научная проблема, требующая комплексной работы специалистов.
Или другая тема, часто звучавшая в речах выступавших на конференции: первый Тюркский каганат. Роль Тюркского каганата в истории раннесредневековой Центральной Азии огромна. Не последнее место в воздействии каганата на жизнь центральноазиатских народов имели и политические аспекты. Достаточно вспомнить правление тюркских династий на территориях, заселенных ираноязычными народами. Но попытки перекинуть мостик от древних сакских государственных образований или Тюркского каганата к возникновению Казахского государства, с моей точки зрения, выглядят неубедительными, и уж конечно, более чем дискуссионными в научном отношении.
Между тем, известно, что в Казахстане действует государственная программа, которая поддерживает широкомасштабные археологические работы по всей стране. Нигде в странах Центральной Азии подобной программы нет, в том числе, и в России. В Казахстане имеется по настоящему сильный научный потенциал, который тесно сотрудничает с учеными других стран региона и России. Очевидно, что если не ставить перед специалистами политических задач по установлению возраста Казахской государственности, а предоставить им возможность в научных дискуссиях выявлять истину, то результатом их деятельности станут работы, за которые не им самим, ни казахским политикам не придется краснеть ни сейчас, ни в дальнейшем. Именно такие работы войдут в историко-культурное наследие человечества.
Помимо заседаний гости конференции посетили музей Президентского культурного центра. Экспозиция музея содержит материалы от каменных орудий эпохи палеолита до ювелирных украшений XIX –начала XX веков. Мне кажется, что помимо научного общения большее значение в деле установления взаимопонимания между народами играет культурно-просветительская работа, включающая выставочную деятельность. Мое общение с руководством Президентского культурного центра показало нашу взаимную заинтересованность в сотрудничестве.
Уверен, что подписанный Протокол о намерениях между Президентским культурным центром и Государственным музеем Востока России, который предполагает широкую выставочную программу и научно-культурный обмен, станет реальным шагом в создании новых взаимовыгодных отношений между Россией и Казахстаном.
Об авторе: Тигран Константинович Мкртычев – заместитель Генерального директора по научной работе; доктор искусствоведения; заслуженный работник культуры РФ. Эксперт «Центральноазиатского информационного центра» и ИА «Фергана.Ру».