Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Власти узбекского города Ургенч преследуют кришнаитов, как «врагов народа»

11.09.2006 11:02 msk, Сид Янышев

Религия Узбекистан

Община кришнаитов в Узбекистане немногочисленна. В Ташкенте их наберется, может быть, полторы сотни. Благо, в столице пестрое сообщество кришнаитов зарегистрировано Минюстом как религиозная организация, что позволяет им вполне официально иметь большую усадьбу, находящуюся через дорогу от столичной психиатрической лечебницы, неподалеку от Северного вокзала.

Однако в центре города уже не увидеть эту медитирующую в танце толпу, разряженную в индийские ярко-оранжевые шелка, как это было лет пятнадцать назад: не те настали времена – возможно, цвет не тот, и власти могут неправильно понять. Но ташкентские кришнаиты на это не жалуются – от всех напастей спасает мантра «Харе Кришна, Харе Рама…».

Гораздо меньше повезло их собратьям из далекого от столицы Ургенча. Тем даже мантра уже не помогает – от незаконных преследований приходится спасаться бегством из города. Складывается впечатление, что весь мир ополчился против этих, в принципе, безобидных людей, которых кришнаитами и не назовешь. В Ургенче всего один убежденный кришнаит, соблюдающий все соответствующие этому движению обряды. В открытую его пока не трогают, зато преследуют всех, кто на досуге приходит к нему домой почитать кришнаитскую литературу.

Рузинбой Хасанов. Фото ИА Фергана.Ру
Рузинбой Хасанов. Фото ИА Фергана.Ру
Рассказывает единственный в Ургенче кришнаит, переводчик ведической литературы на узбекский язык Рузинбой Хасанов:

- С некоторых пор всех, кто интересуется Сознанием Кришны, нещадно преследуют, особенно студентов. Гонения начались на биологическом факультете Ургенчского медицинского института года четыре назад. Всех, кто читает кришнаитские книги, на общем студенческом собрании объявили «врагами народа».

С точки зрения руководства института, «кришнаиты убили Индиру Ганди, кришнаиты собирались в России совершить переворот, кришнаиты изучают Камасутру, которая призывает читателей 365 дней в году заниматься сексом…». И начались незаконные преследования студентов. Например, сотрудники СНБ избили студента мединститута Джалила Абдуллаева, заставляя его подписать признание в том, что он проповедует запрещенную государством религию. А чтобы доказать вину Джалила, пятерых его однокурсников заставили написать доносы, из которых следовало, что Абдуллаев занимался проповеднической деятельностью среди студентов. После того, как Джалил отказался это признать, его жестоко избили.

Я лично знаком со многими сотрудниками СНБ, в частности, из отдела, курирующего религию. Они недоумевают, что происходит. Сделав запрос в столичный Комитет по делам религии, они получили оттуда подтверждение, что наши книги не являются запрещенной литературой. Между прочим, те, кто занимается такого рода преследованиями, - сотрудники других отделов, к религии не имеющих никакого отношения. Я считаю, они просто кем-то подкуплены.

Кришнаиты Ташкента. Фото ИА Фергана.Ру
Кришнаиты Ташкента. Фото ИА Фергана.Ру
За моим домом установлена слежка, и все, кто приходит ко мне с совершенно безобидными намерениями, так или иначе страдают. К примеру, пришел ко мне Джалил – на следующий же день к декану его факультета поступил звонок: «Отчислить Абдуллаева из института. Если не отчислите, мы примем меры по отношению к вам». Абдуллаева вызвали и попытались отчислить за то, что он пропустил тридцать часов занятий. Джалил, естественно, возмутился: мол, его однокурсник пропустил двести часов, но того почему-то не отчисляют, - и предупредил декана, что будет жаловаться. Тогда декан отменил свое решение и ограничился лишь тем, что снял Джалила с поста старосты курса. После этого Абдуллаева вызвали в СНБ и попытались оказать на него физическое давление.

От Джалила потребовали написать заявление против меня - о том, что я, якобы, плохо отозвался о президенте Узбекистана. Абдуллаев отказался это сделать. Мы, кришнаиты, не смотрим телевизор, и поэтому даже не знаем, где президент в тот или иной момент находится и что делает. Мы политикой не занимаемся. Мы изучаем даже не религию, а Бога. Веды – это знания о Боге, и мы несем эти знания людям. Мы не религиозные, а научные люди, и не занимаемся проповедями. В Конституции Узбекистана написано, что каждый гражданин имеет право получать и распространять информацию. Вот мы и распространяем информацию о Боге, не зависимую от каких-либо религий.

Однако сотрудники СНБ распустили по городу слух, что кришнаиты – плохие люди, и четверых студентов за приверженность этому движению якобы отчислили из вуза. После этого весь город ополчился против кришнаитов, родители перепугались за своих детей, и на молодых людей, читающих ведическую литературу, начались гонения уже со стороны их родных.

К примеру, недавно одну мою знакомую по имени Надира родной отец избил и запер дома. Ей двадцать три года, окончила университет и преподает в школе. После случившегося Надира сбежала из дому и приехала в Ташкент, где два месяца прожила у знакомых, затем решилась позвонить домой. Родители сказали ей, что она опозорила их и как дочь для них умерла, а они теперь всем миром разыскивают ее, как врага народа. Милиционеры нашли Надиру, отняли у нее паспорт и посадили в СИЗО Уч-Тепинского РОВД. Затем приехал ее отец вместе с психиатром, которому наказали признать ее невменяемой. Но жених девушки не допустил подобной экспертизы. Однако отец силой увез Надиру домой и держит ее взаперти. Жених поехал вслед за ними, чтобы бороться за ее жизнь. Не знаю, жива ли она, – мы потеряли с ней всякую связь.

Мукаддас Курбанова. Фото ИА Фергана.Ру
Мукаддас Курбанова. Фото ИА Фергана.Ру
- Так случилось, что я со своей семьей осталась на улице, - продолжает тему преследований молодая жительница Ургенча Мукаддас Курбанова. – Мы жили с мужем и дочкой в собственном доме, в достатке и благополучии. Но однажды моему свекру не понравилось то, что мы читаем кришнаитскую литературу, не едим мяса, не пьем спиртное. Он отнял у всех нас паспорта, у мужа – еще и автомобиль «КамАЗ», и запер всех в доме, заставляя есть мясо и пить водку. Мы позвонили местным правозащитникам, те приехали, отстояли наши паспорта, и мы сбежали из дому.

Теперь более шести месяцев мы не можем добиться возвращения нашего дома и машины. Куда только не обращались – в суды и прочие инстанции, но везде нам говорят: «Это ваши семейные дела, разбирайтесь сами!» Муж пробовал написать в милицию заявление на своего отца – его даже не приняли. Зато, когда отец, узнав об этом, написал встречное заявление о том, что его сын – ваххабит, моего мужа тут же арестовали и долго держали в тюрьме. Едва ему удалось вырваться на свободу, как мы тут же уехали в Ташкент, где нас приютили добрые люди...

- Если бы кришнаитскую организацию в Ургенче мы смогли зарегистрировать, может быть, тогда страсти поутихли бы, - заканчивает свой рассказ Рузинбой Хасанов. – Но получается замкнутый круг: чтобы получить регистрацию, необходимо набрать хотя бы сто человек, которые подпишутся под нашим заявлением. Но поскольку кришнаитов и всех сочувствующих им в Ургенче преследуют, никто уже не решается с нами общаться, все боятся и, следовательно, никогда не станут членами подобной организации. А значит - ни о какой регистрации не может быть и речи.

И так как на нас лежит печать «религиозных людей», мы не можем даже чаю попить компанией свыше трех человек. Нам так и говорят: больше трех человек – уже организованная группа, а, следовательно, запрещенная организация. Но почему верующий человек не может сходить в гости? Все, кто побывал у меня в гостях, затем посетили это священное место под названием СНБ. Поэтому люди обходят нас стороной. И выхода из сложившейся ситуации я не вижу. Удалось бы как-то помочь хотя бы нескольким пострадавшим от произвола властей…