Музыканты из Узбекистана с успехом выступили в Европе
Летом 2002 года в российском городе Тольятти был создан Молодежный симфонический оркестр Поволжья (МСОП). Главной целью оркестра его создатели определили «творческое развитие наиболее перспективных и талантливых музыкантов учебных заведений искусств Поволжья и воспитание у них высокой профессиональной оркестровой культуры, а также осуществление культурного обмена между субъектами Приволжского Федерального Округа и другими регионами России и мира». Особое значение организаторы оркестра придают участию молодых тольяттинских музыкантов, уехавших учиться в другие города и страны, для которых фестиваль – это шанс вернуться в родной город, стать востребованными публикой и родным городом.
Если в I Летней сессии оркестра в городе Тольятти в августе 2002 года приняли участие всего сорок пять молодых музыкантов из городов Тольятти, Самара, Саратов, Ульяновск, Чебоксары и Москва (от 14 до 22 лет), то уже через год на IV Летнюю оркестровую сессию приехали восемьдесят пять участников. И не только из российских городов, но, в том числе, и из Ташкента. В рамках первой сессии состоялся Молодежный благотворительный фестиваль «Летние музыкальные вечера на Волге». В концертах, кроме молодых музыкантов оркестра, принял участие Заслуженный артист России, классический и джазовый пианист Даниил Крамер. Но сенсацией фестиваля, по мнению специалистов, стало выступление 14-летнего дирижера из Узбекистана Азиза Шохакимова.
В марте 2004 года в Ташкенте прошла Российско-узбекская сессия, в рамках которой состоялись концерты солистов Молодёжного симфонического оркестра Поволжья и симфонического оркестра Республиканского Специального Музыкального Академического Лицея им.В.А.Успенского.
Зимой 2005 года в Тольятти «географический» состав оркестра значительно расширился - в работе очередной сессии приняли участие музыканты не только из Узбекистана, но и из Украины, Молдавии и Туркменистана.
В августе-сентябре 2005 года состоялся I Международный фестиваль молодёжных симфонических оркестров «Еврооркестрия в России», в котором также участвовали молодые музыканты из Узбекистана. Концерты фестиваля прошли в Сургуте, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске.
А в июле 2006 года состоялась IX Летняя сессия, в которой к молодым музыкантам из разных городов России присоединились их сверстники из Узбекистана, Белоруссии, Украины и Туркменистана.
Более того, в рамках очередной сессии Молодёжный оркестр успел принять участие сразу в трёх международных фестивалях. Это IX Международный фестиваль "Киевские летние музыкальные вечера" (Украина), Международный музыкальный фестиваль музыки Моцарта - Сент-Джорджа (Париж) и XVII Европейский фестиваль молодежных оркестров "Еврооркестрия" (Шаранта-Маритим, Франция).
Узбекистан в составе МСОП представляли скрипачки Нилуфар Алимаксумова, Динара Сабитова, Феруза Норматова, фаготист Фарух Гафуров, исполнитель на ударных инструментах Алибек Кабдурахманов, виолончелист Дмитрий Янов-Яновский, дирижёр Азиз Шохакимов. Возглавил узбекскую делегацию профессор Государственной Консерватории Узбекистана, дирижёр Национального симфонического оркестра Узбекистана и симфонического оркестра Республиканского Специального Музыкального Академического Лицея им.В.А.Успенского Владимир Неймер.
Уже в Ташкенте мы встретились с некоторыми из молодых музыкантов - участников сессии Молодёжного симфонического оркестра Поволжья.
Рассказывает Динара Сабитова:
- Минувшая сессия запомнится надолго не только «автобусным пробегом» по разным городам России, Украины, Польши, Германии, Франции и Белоруссии, но и огромным количеством концертов, которые состоялись в её рамках. Во Франции нам удалось пообщаться со сверстниками из Испании, Китая, Польши. Из пяти оркестров, приехавших на фестиваль "Еврооркестрия", были сформированы два сводных, которые приняли участие в большом заключительном концерте под руководством дирижёров Сильвана Маршала (Франция), Анатолия Левина (Россия), Азиза Шохакимова и Владимира Неймера (Узбекистан), Кшиштофа Горски (Польша), Арчила Посткова (Испания) и Лю Фенгде (Китай).
Феруза Норматова:
- В отличие от всех наших ташкентских ребят, попавших в сводный оркестр «А», я попала в оркестр «В», который выступал под руководством дирижёров из Франции, Испании и Китая. Что можно сказать о разных дирижёрских школах? Для меня наиболее близким по духу оказался дирижёр из Испании – его отличали чёткость и понятность каждого жеста, формулировок. Его зовут Арчил Посткова (Artchil Postkoua), он родился в Тбилиси, учился в Москве, а теперь работает в Испании. Китайский дирижёр Лю Фенгде (Liu Fengde) был очень эмоционален, иногда даже слишком. Может быть потому, что мы исполняли сочинения китайских композиторов? Мне очень понравилась китайская музыка, на мой взгляд, она похожа на нашу узбекскую – те же ритмы, те же лады, «родная» пентатоника. Что касается французского дирижёра Сильвана Маршала (Sylvain Marchal), то он оказался талантливым композитором – мы исполняли его сочинение “Danse”для голоса и оркестра по поэме Изабель Бурне (Isabelle Bournat).
Нилуфар Алимаксумова:
- В фестивале приняли участие более 300 молодых музыкантов из разных стран. Интересно то, что наряду с профессиональными музыкантами в фестивале принимали участие люди, для которых занятие музыкой – просто хобби, например, со мной за одним пультом сидела девушка из Страсбурга – медсестра по профессии, также был экономист, довольно много таких музыкантов-любителей и не только из Франции. Что их отличало, кроме не очень высокого исполнительского уровня? Отношение к репетициям, не было у них «огонька». Что не понравилось? Может быть, излишне плотный график репетиций и концертов. Честно говоря, Париж мы толком и не разглядели…
Алибек Кабдурахманов:
- Чем отличается этот состав от всех тех, в которых мне довелось принимать участие? Это замечательный оркестр, который объединяет очень талантливых молодых людей из разных стран. Честно скажу, здесь такого оркестра нет – ни по исполнительскому уровню, ни по отношению к тому, что исполняется. Мне очень нравится репертуар Молодёжного симфонического оркестра – каждый раз есть возможность исполнить что-то новое. У нас, когда приходит дирижёр на репетицию – ты уже примерно знаешь, что будет исполняться. Бетховен, Бетховен, Рахманинов. В этот раз в составе МСОП мы исполняли сочинения Сен-Джорджа, а я даже не знал, что есть такой композитор… Также исполнили Камерную симфонию Дмитрия Шостаковича. Кроме того, наша инициативная группа под руководством дирижёра Владимира Борисовича Неймера каждый раз привозит на сессию сочинения композиторов Узбекистана – в репертуаре МСОП есть "Песня без слов" М.Ашрафи, "Слушай, мой друг, тишину" Ф.Янов-Яновского, Прелюдия и фугетта "Свадебная" и Рапсодия «Аския» Т.Курбанова. Кстати, ребятам очень нравится наша музыка, и они с удовольствием исполняют произведения узбекистанских композиторов. Что удалось увидеть, кроме концертов? Океан и Средиземное море! На меня неизгладимое впечатление произвело фантастическое ощущение глубины, морской соли на губах… Мы выступали и на базе ВВС Франции, я видел «Миражи», есть даже фото – на фоне самолётов. Мне очень понравилось в Киеве – там как раз была такая революционная обстановка, у них опять что-то менялось, но люди гуляли по городу и мы присоединились к ним. Да, график был очень плотный, но, тем не менее, нам удалось увидеть знаменитый Кёльнский собор, побывать на настоящей французской коньячной ферме, погулять по Кракову и Варшаве, часок побродить по Люксембургу и на обратном пути заехать в Белоруссию!
По мнению организаторов Молодежного симфонического оркестра Поволжья, «идея его создания отражает самые современные мировые тенденции – к объединению государств и наций, к усилению взаимопонимания между людьми, говорящих на самом мирном, музыкальном языке». Молодежный симфонический оркестр Поволжья стал своего рода «визитной карточкой» региона, своеобразной Музыкальной дипломатической миссией в установлении межрегиональных творческих контактов. Но не только межрегиональных и международных! На мой взгляд, среди главных достижений создателей Молодёжного оркестра – это уникальная возможность для молодых музыкантов из разных стран познакомиться с различными исполнительскими школами, значительно расширить репертуар, пообщаться со сверстниками и почувствовать себя востребованными профессионалами, у которых – всё только начинается!