Большая зачистка. В Узбекистане ликвидируется очередная американская неправительственная организация – «Partnership in Academics and Development»
28 августа министерство юстиции Узбекистана обратилось в Ташкентский городской суд по гражданским делам с требованием о ликвидации представительства американской НПО «Partnership in Academics and Development» («Партнерство по академическому образованию и развитию» - PAD).
По мнению Минюста, основанием для этого требования стала противозаконная миссионерская деятельность иностранных сотрудников представительства PAD. По этой причине четырнадцати сотрудникам представительства PAD было отказано в продлении аккредитации, и они были выдворены из Узбекистана. Минюст утверждает, что у него имеются неопровержимые доказательства их вины, основанные на свидетельских показаниях о том, что сотрудники представительства «Partnership in Academics and Development» склоняли узбекистанцев к переходу в христианство протестантского направления вопреки закону «О свободе совести и религиозных организаций» запрещающему не только прозелитизм, но любую миссионерскую деятельность на территории Узбекистана.
Помимо незаконного обращения граждан страны в христианство, Минюст выдвинул против представительства PAD и ряд стандартных обвинений, которые он, не напрягаю фантазию, выдвигает против почти каждой иностранной НПО, которую власти Узбекистана пожелали закрыть. Это создание незарегистрированных структурных подразделений, предоставление доступа к Интернету без получения лицензии, использование незарегистрированной символики и так далее.
Обвинения в миссионерской деятельности звучат в этом году постоянно. Решением суда в начале 2006 года уже была приостановлена деятельность представительств двух южнокорейских НПО – «Institute of Asia Culture and Development» (Институт Азиатской Культуры и Развития) и «Korean Foundation for World Aid» (Фонд Всемирная Корейская помощь). Американским НПО, обвиненным в тех же преступлениях, повезло гораздо меньше. В течение нескольких последних месяцев в Узбекистане были ликвидированы представительства организаций «Central Asian Free Exchange», «Global Involvement through Education» и «Crosslink Development International».
Можно не сомневаться, что в действительности узбекские суды выполняют лишь функцию придания некой законности решениям о ликвидации иностранных НПО, принимаемым на совершенно другом уровне. Обвинения же, предъявленные этим НПО – продукт имитации судебной деятельности, не имеющий никакого серьезного значения. В этом контексте любопытно понаблюдать, как за короткий период времени узбекское политическое поле очищается от всех неправительственных организаций, которые представляют угрозу личной власти г-на Каримова или могли бы ее представлять теоретически. Итак, за короткий период в Узбекистане по формальным поводам были закрыты представительства следующих неправительственных организаций (кроме выше перечисленных):
- Фонда Сороса/Институт «Открытое общество»;
- Благотворительной организации по поддержке независимых СМИ Internews Network;
- Совета по международным исследованиям и обменам IREX;
- Правозащитной организации Freedom House;
- Фонда «Евразия» по оказанию поддержки экономическим и демократическим реформам в странах СНГ (Eurasia Foundation);
- Ассоциации американских юристов (ABA/CEELI);
- Американского совета по сотрудничеству в сфере образования и изучения языков ACCELS;
- Организации по улучшению экономических, экологических и общественных условий человеческого развития Counterpart International;
- Организации, оказывающей содействие культурному обмену в области образования, сотрудничеству в области сельского хозяйства, медицины, развития предпринимательской деятельности и социального обеспечения Central Asian Free Exchange (CAFE);
- Радиостанции Свобода/Свободная Европа;
- Организации, содействующей в формировании местного самоуправления и эффективном ведении коммунального хозяйства (Urban Institute);
- Управления Верховного комиссариата ООН по беженцам (УВКБ ООН);
- Винрокского международного института по развитию сельского хозяйства (Winrock International);
В заключение отметим, что кроме иностранных неправительственных организаций за тот же отрезок времени – после грузинской и украинской "бархатных" революций - в Узбекистане было закрыто и большинство собственно узбекистанских НПО.