Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Садоводы-любители Узбекистана умудряются успешно выращивать экзотические цитрусовые

30.06.2006 10:35 msk, Сид Янышев

Садоводы-любители Узбекистана умудряются успешно выращивать экзотические цитрусовые

В советские времена купить в Узбекистане апельсины и мандарины было практически невозможно. С Кавказа и из Крыма их, преимущественно, завозили в столичные российские города, поэтому узбекистанцы могли отведать эти экзотические фрукты, лишь посетив Москву или Ленинград. Стоили они тогда недешево – 2 рубля за килограмм, но все равно за ними даже в Москве выстраивались длинные очереди. В начале девяностых годов прошлого века цитрусовые в больших количествах появились и в Узбекистане. Каждую зиму апельсины и мандарины завозятся сюда из Ирана, а лимоны – из Таджикистана. Однако любые цитрусовые культуры в Узбекистане можно выращивать самостоятельно.

В Ташкенте, в махалле (городском квартале) неподалеку от станции метро Собира Рахимова, на участке Георгия Михайловича Сиверского, садовода-любителя с тридцатилетним стажем, разбит настоящий, хоть и небольших размеров, ботанический сад.

- До 50-х годов прошлого века в Узбекистане вообще не знали, что такое апельсины или грейпфруты, - рассказывает Сиверский. - Но в конце 50-х в Ташкенте началось промышленное высаживание цитрусовых – на окраине Ташкента были возведены теплицы, где в траншеях росли эти растения. Руководил этим процессом ученый по имени Захритдин Фахритдинов, выведший впоследствии гигантский лимон, названный им по своей фамилии – Ф-1.

Однако, дело это оказалось неблагодарное. Чтобы цитрусовые деревья начали плодоносить, должно пройти, как минимум, три года. И вот, однажды во время сильного мороза весь урожай перемерз, и теперь в этих теплицах выращивают помидоры и огурцы – это гораздо проще, поскольку урожай можно собирать уже в год высадки.

Но самым первым в Ташкенте разведением субтропических культур в открытом грунте начал заниматься в начале 50-х годов мой родной дядя Федор Иванович Сиверский, выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института. Я тогда был школьником, и мы жили на улице Свердлова, неподалеку от здания старой консерватории.

Георгий Сиверский в своем саду. Фото ИА Фергана.Ру
Георгий Сиверский в своем саду. Фото ИА Фергана.Ру
Вначале никто не знал, будут ли эти культуры расти, какого будут размера, на каком расстоянии друг от друга их можно сажать. В Узбекистане – щелочная почва, сухой резко-континентальный климат, а цитрусовые – растения влажной субтропической зоны. Поэтому первые годы были экспериментальные. Дядю, как фаната сельского хозяйства, интересовала, прежде всего, не коммерческая сторона этого дела, а научная: будут ли вообще расти здесь эти культуры или нет.

Сажали цитрусовые в открытый грунт, как картошку или любое фруктовое дерево, а на зиму закрывали фанерными или деревянными ящиками с двойными стенками, прослойку между которыми засыпали сухими листьями или опилками. И выяснилось, что эти культуры прекрасно могут расти на открытом солнце, а зимовать - в этих ящиках в полной темноте, без отопления, при близкой к нулю температуре, при этом листья на зиму не сбрасываются, и деревья отлично плодоносят. Причем, сильного удобрения они не любят.

После землетрясения наш дом сломали, и дядя вместе с моей мамой (отец мой погиб на фронте) в 1968 году получили участок здесь. Все деревья из прежнего огорода были аккуратно выкопаны и перенесены в эту землю, на которой дядя возвел теплицы, поскольку иметь дело с ящиками было просто адским трудом – каждую осень их приходилось собирать, а весной разбирать и куда-то складывать до осени.

Теплицы устроены проще: легкие металлические конструкции зимой накрываются целлофаном, который в десятки раз легче дерева, и в морозные дни подтапливаются газом, а летом пленка полностью снимается, и деревья растут под открытым небом.

Будущие апельсины. Фото ИА Фергана.Ру
Будущие апельсины. Фото ИА Фергана.Ру
В 1978 году дядя умер. Моей маме было 73 года, и продолжать дело дяди она уже не могла, поэтому им занялся я. На сегодняшний день на моем участке растет около 8 видов цитрусовых: апельсин, мандарин, грейпфрут, помпельмус, лимон, включая итальянский, померанец, фейхоа и т.д. И все они каждый год плодоносят. Это притом, что во всех книжках написано: в странах Центральной Азии они не растут.

Урожая с головой хватает для питания моей семье, всем родственникам, друзьям и знакомым, а часть урожая удается продавать с единственной целью - окупить затраты не целлофан и газ для отопления. Я это к тому, что даже при очень низких зимних температурах последних лет в Узбекистане вполне можно выращивать цитрусовые промышленным методом, а не закупать их в соседних жарких странах.

С цитрусовыми на нашем огороде прекрасно уживаются маслины, кофе, имбирь, кардамон и множество других плодовых растений. Однажды мой бывший одноклассник рассказал мне, что когда он был на студенческой практике в Новосибирске, то покупал там консервированный компот «из пиб», по его словам, самый вкусный компот, который он когда-либо ел. Когда он в 2000 году поехал к дочери в Израиль, привез мне несколько косточек этого же фрукта, который там называется «шейсик». Я пытался у ботаников узнать, что же это такое, и года через два они сказали, что это «японская мушмула субтропическая». Я посадил эти косточки из Израиля, у меня выросло несколько деревьев, и теперь вот уже пять лет я жду урожая.

Также на моем участке прекрасно растет североамериканский орех под названием «пекан» - вытянутый в длину, по форме напоминающий сорт винограда «дамский пальчик», а по внутреннему строению похожий на грецкий орех. Он растет уже 12 лет, но лишь в прошлом году я получил первый урожай – всего несколько орехов…