Крепость Гяур Кала охраняет оазис Хорезма вот уже 2500 лет
Фото © Фергана.Ру
Памятники древности с историческим названием Гяур Кала («Крепость неверных») - встречаются во многих местах Центральной Азии, где арабские полководцы сталкивались с упорным сопротивлением местных властителей, не желавших отрекаться от веры предков - зороастризма. Христианам или иудеям на завоеванных территориях дозволялось исповедовать свою религию, уплачивая за это специальный налог, но к огнепоклонникам воины джихада были нетерпимы. Их имущество становилось военной добычей, храмы подлежали разрушению, священные книги предавались огню, а сами они должны были обратиться в ислам или бежать без оглядки, чтобы не быть обращенными в рабство или убитыми. Но крепость Гяур Кала в окрестностях города Ходжейли в Каракалпакстане, построенная в IV веке до н. э., когда Хорезм входил в империю иранских Ахеменидов, уцелела и после прихода в VIII веке н.э. войск эмира Кутейбы, простояв еще четыреста лет, после чего была разрушена монголами хана Джучи, сына Чингисхана.
До наших дней от крепости уцелело лишь несколько глиняных стен и пара сторожевых башен, но древний памятник из-за своих размеров выглядит очень внушительно. Это самый высокий холм в округе - господствующая высота с довольно крутыми склонами. От некрополя Миздакхан, за которым находились торговые и ремесленные поселения, его отделяет пустынная низина, во время весенней распутицы превращающаяся в неглубокое озеро, а летом - в плоский, как столешница, солончак. В эту сторону развернута часть обвалившейся исполинской арки, скорее всего украшавшей собой крепостные ворота. Въезд в крепость угадывается как широкая, вымытая дождевыми потоками ложбина, взбегающая на вершину холма, где археологи раскопали причудливый лабиринт цитадели.Остатки массивных башен, направленные на юго-запад, судя по круглым площадкам, могли служить военным целям или быть храмовыми постройками, на которых горел священный огонь - символ божества и предмет поклонения в зороастризме, заменявший культовые изображения на раннем этапе становления этой религии.
Несмотря на то, что крепость была разрушена восемь столетий тому назад, ее руины до сих пор дают представление о жизни людей во времена ее процветания. С высоты цитадели окружающие пространства просматриваются на десятки километров. Под крепостными стенами зеленеют возделанные поля. Одиноко стоящий среди степной равнины холм с крепостными укреплениями на плоской вершине, в тени которого прячутся поселения и полоски пашни, - типичный пейзаж мест, где оседлая, земледельческая культура возникала и развивалась в опасном соседстве с кочевниками.Многие ученые склонны считать древний Хорезм и низовья Амударьи регионом зарождения зороастризма, проповедовавшего постоянную борьбу добра и зла: здесь сосуществование двух культур было крайне напряженным. Так, в одной из частей Гат (древнейших стихов Авесты, авторство которых приписывается самому Заратустре) Душа Быка, символизирующая чаяния земледельцев, жалуется верховному божеству Ахурамазде на бесконечные бедствия, причиняемые набегами кочевых племен, которых пророк прямо отождествлял со злыми демонами.
Дуализм первой из мировых религий, утверждавшей идею вечного противоборства двух мировых начал, возможно, был порожден самим укладом жизни людей на границе между земледельческими оазисами и степью. По представлениям Заратустры, благой творец Ахурамазда создал жизнь, растения, воду, солнечный свет и огонь, домашних животных, плодородную почву, добродетельных и трудолюбивых людей, наделенных благими помыслами. А его враг - дух хаоса Ахриман - породил тьму и зимнюю стужу, болезни и смерть, пустыню, ядовитых змей, насекомых и хищных зверей. Согласно преданию, Заратустра, выросший в знатной семье из процветающей Мидии на западе Ирана, для своей нравственной проповеди удалился на тогдашнюю окраину цивилизованного мира, где зарождающиеся земледельческие государства вели непрекращающуюся борьбу с яростью природных стихий и бесчинством кочевых орд.
Во второй половине первого тысячелетия до нашей эры на северных окраинах Хорезма возникло множество пограничных крепостей, таких как Ток Кала, Аяз Кала, Бурлы Кала. Под их защитой в низовьях Амударьи были построены сложные системы оросительных каналов, а в зажатой между двумя пустынями речной дельте развивалась своеобразная культура оазиса.
Время жизни Заратустры, которого многие исследователи считают реальным историческим лицом, согласно преданиям относится к VII веку до н. э. В 2000-м году ЮНЕСКО отметило 2700-летие создания Авесты. В Хорезмском оазисе существует множество местных легенд, связанных с основателем зороастризма. Например, о холме Чилпык, что в сорока километрах к югу от Нукуса. Холм представляет собой культовое сооружение - огромную погребальную башню дахму, и считается местом, где Заратустра написал стихи Гат.
В VI веке Хорезм ненадолго стал провинцией иранской империи Ахеменидов, в которой изначальный зороастризм трансформировался в государственную религию с целым пантеоном богов, изощренным культом и жреческой кастой, поддерживающей царскую власть. Владычество персов продлилось здесь меньше века и было прекращено азиатским походом Александра Македонского. Но, покорив Иран, Бактрию и Согдиану, фаланги, уведенные своим предводителем в роковой поход на Индию, не успели проникнуть в низовья Амударьи.В период греко-бактрийских царств Хорезм, остававшийся независимым, вел с ними оживленную торговлю. Затем наступили темные века, когда нашествие гуннов - кочевников, пришедших с севера, со стороны Сырдарьи, опустошило край на пять столетий. К этому периоду, по мнению археологов, относятся следы пожаров на Гяур Кале. Сама крепость тогда устояла.
В следующем тысячелетии плодородные земли Хорезма подверглись десяткам нашествий кочевников. Самое опустошительное - монгольское, оно почти полностью уничтожило крепость, к тому времени охранявшую не священный огонь Ахурамазды, а торговое поселение мусульман Шахар-Антакия, входившее в государство Хорезм-Шаха Мухаммеда. Однако с тех пор извечная вражда оазисов и степи пошла на убыль. Весь мир проникся идеями государственности, и новые завоеватели, едва слезая с коней, становились строителями городов и устроителями садов.
Религия зороастризма, первой подарившая человечеству такие идеи, как Добродетель, Сотворение мира, Рай и Ад, ожидание Спасителя, Конец Света и Страшный Суд, в средние века была полностью вытеснена из Азии исламом, который приняли как земледельцы, так и кочевники. Впрочем, согласно Авесте, сам Заратустра был нетерпим к иноверцам, призывая благочестивых правителей вести против них священную войну. Возможно, поэтому его учению историей была отмерена та же участь.От древних городищ огнепоклонников по всему Узбекистану остались бесчисленные земляные холмы с плоскими вершинами и остатками крепостных стен, повсеместно возвышающиеся над возделанными полями или посреди городских построек. К их числу принадлежит, например, всемирно знаменитое городище Афросиаб, нависающее над Самаркандом, а также затерявшиеся среди спальных районов Ташкента маленькие бугры Актепа и Юнус-Абад.
Памятники древнего Хорезма, сохранившиеся в относительной удаленности от современной цивилизации, выглядят впечатляюще первозданно. На глиняных склонах Гяур Калы в Ходжейли не пасут овец и не устраивают пикников. В нестерпимо жаркие летние месяцы здесь не бывает даже туристов. Потревоженные случайным присутствием человека, из земляных нор и зарослей полыни выскакивают, с испуга подпрыгивая на полметра вверх, огромные пустынные зайцы - призрачные обитатели руин.